Нашему Форуму - 12 лет!

Поздравляем со 105-й годовщиной первого массового набора в ШМАС!

"В самом начале войны, 19 сентября 1914 года, в Гатчинскую авиционную школу прибыло 1130 молодых солдат для обучения наземным авиационным специальностям, поскольку в авиационных отрядах и ротах, выполнявших боевую деятельность, стало не до обучения младших авиационных специалистов. Прибывшие были разбиты на 5 рот, и, получив необходимые знания, в том же году отправились на фронт в авиационные части..."


АвторСообщение
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 4
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.08 12:43. Заголовок: Школы младших авиаспециалистов в 1941-1945 гг.


"НЕ ЗНАТЬ, ЧТО БЫЛО ДО ТОГО, КАК ТЫ РОДИЛСЯ, ЗНАЧИТ НАВСЕГДА ОСТАТЬСЯ НЕРАЗВИТЫМ РЕБЕНКОМ."
Цицерон

"История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого..."
В.О. Ключевский



Школы авиамехаников в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г..

Кто знает что-нибудь о них?

Полный список ШМАС<\/u><\/a>

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 88 , стр: 1 2 3 All [только новые]


82-й
Рядовой




Сообщение: 49
Зарегистрирован: 19.09.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.09.08 21:08. Заголовок: Чердаклы - 65-я ШМАС


<<В 1930 году в ГПУ заинтересовались царским подарком, и Борисовы, чтобы уберечься, съехали в село Крестово Городище Чердаклинского района. Там Анатолий и учился в школе. До войны.
Когда началась война, ему было 15 лет. В 1942 году закончил 9 классов и, прибавив себе два года, стал курсантом 65-й школы младших авиационных специалистов (ШМАС).
В феврале 1943 г. курсантов направили в Сталинград. В одном из первых вылетов под Таганрогом бомбардировщик "ПЕ-2" был подбит, завыли винты, пламя охватило кабину, у стрелка-радиста Борисова загорелся комбинезон.>>
http://sm-k.narod.ru/archives/2002/oct/147-148/19.htm

Цепочка: Чердаклы - 65-я ШМАС - стрелок-радист

http://shmas.forum24.ru

Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 206
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.10.08 11:19. Заголовок: Еще одна школа при В..


Еще одна школа при ВАШЛ!

 цитата:
Давыдов Иван Егорович (1926-1977)

Герой Советского Союза (1971), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1967), полковник (1967).

Родился 14 февраля 1926 года в селе Алфёровка ныне Абдулинского района Оренбургской области. Русский. Окончил 7 классов школы. С 1939 года жил в городе Кемерово. Окончил Кемеровский строительный техникум. Работал на заводе.
В армии с ноября 1943 года. В 1944 году окончил 52-ю школу младших авиационных специалистов при Омской военной авиационной школе лётчиков и до июля 1947 года служил авиамехаником-мотористом в Омском военном авиационном училище лётчиков. В 1950 году окончил Омское военное авиационное училище лётчиков и до 1955 года был в нём лётчиком-инструктором. В 1957 году окончил Школу лётчиков-испытателей.
В 1957-1973 годах – лётчик-испытатель ОКБ О.К.Антонова. Поднял в небо и провёл испытания транспортного самолёта Ан-10 с моторами АИ-20К (в 1957-1958 годах), сельскохозяйственного самолёта Ан-2М (в 1964 году), аэрофотосъёмочного самолёта Ан-30 (в 1967-1968 годах). Провёл испытания самолётов Ан-12ПЛ, Ан-12БК, Ан-22 «Антей». Выполнил испытания Ан-24 на прочность (грубые посадки); испытания тяжёлых самолётов Ан-8, Ан-10, Ан-12 и Ан-24 на режимах сваливания. В 1966-1967 годах установил 27 мировых авиационных рекордов грузоподъёмности на самолёте Ан-22 «Антей».
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Давыдову Ивану Егоровичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№11405).
С мая 1973 – в отставке. После ухода с лётной работы продолжал трудиться в ОКБ О.К.Антонова старшим инженером. Жил в городе Киев. Умер 11 марта 1977 года. Похоронен в Киеве, на Лукьяновском военном кладбище.
Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

http://www.testpilot.ru/russia/antonov/isp/davydov.htm



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 209
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.10.08 11:37. Заголовок: Admin пишет: Домна ..


Admin пишет:

 цитата:
Домна (Забайкальский ВО) ШМАС, 1944, 1960


Уточнения...

 цитата:
...После окончания в 1944 году средней школы в родном селе Старая Кулатка Ульяновской области Джанятхан Шкалдыков поступил в областном городе в школу пилотов, где в апреле 1945 года принял присягу и освоил свой первый самолет. Затем была Вольская 14-я (?, может опечатка - их было всего две! ) школа младших авиационных специалистов и 53-я школа младших авиационных специалистов на станции Домна.
«Рост крыльев» Джанятхана Шкалдыкова начинался с должности авиационного моториста в 781-м истребительном авиационном полку 165-й Краснознаменной дивизии ВВС 5 ВМФ, куда он был зачислен приказом командующего ВВС Черноморского флота в марте 1946 года. По его признанию, буквально с первых дней службы он вместе с другими добровольцами, освоившими корейский и китайский разговорный языки, был переброшен в Китай, где сначала в качестве моториста, а затем – авиационного механика, нес службу на боевых аэродромах, откуда взлетали в небо Кореи советские воздушные асы, участвовавшие в составе интернациональных бригад в гражданской войне на стороне корейских коммунистов...

http://okd.org.ua/?page_id=273



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 213
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.10.08 15:35. Заголовок: Admin пишет: Троицк..


Admin пишет:

 цитата:
Троицк (Челябинской области) 2-е Ленинградское высшее авиационно-техническое училище в 1943 году переименовано в Троицкую военную авиационную школу авиамехаников, а в 1947 году в Троицкое АТУ ГФР.


Подтверждение...

 цитата:
ВАХТИН БОРИС СЕРГЕЕВИЧ
Родился 12 сентября 1925 г.
Февраль 1943 г.–апрель 1944 г. – курсант Троицкой военной авиационной школы механиков (г. Троицк Челябинской области); сентябрь–октябрь 1943 г. – курсант-стажер 11-го отдельного разведывательного авиационного полка 3-й воздушной армии (Калининский фронт). Май 1944–август 1945 гг. – сержант, старший сержант, механик по авиавооружению 169-й авиационной базы особого назначения. Техобслуживание «челночных операций» – боевых вылетов американских бомбардировщиков Б–17 («Летающая крепость») по треугольнику СССР-Англия-Италия. Аэродромы базирования в СССР – Полтава, Миргород, Пирятин; объекты бомбардировок – в Германии, Румынии, Венгрии, Югославии. Летный состав – американский, техсостав в основном наш. Сентябрь–декабрь 1945 г. – механик по авиавооружению той же части (Хабаровский авиагарнизон).
Январь 1946–октябрь 1950 г. – механик по авиавооружению 12-го армейского разведывательного авиационного Мукденского полка 12 воздушной армии, переименованного затем в 357 отдельный разведывательный авиационный Мукденский полк 12 ВА (в.г. Укурей, Чита, Забайкальский ВО). Октябрь 1950 г. – демобилизован в звании старшего сержанта...



http://www.uiggm.nsc.ru/veteran/11.htm



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 221
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.08 11:55. Заголовок: Admin пишет: Куйбыш..


Admin пишет:

 цитата:
Куйбышев 67-я школа авиационных стрелков-радистов, ВАШ ВСР, 1943


Видимо не только стрелков-радистов готовила эта школа...

 цитата:
Абламонов Петр Федорович

...В ноябре 1943 г. нас, группу десятиклассников, призвали в военкомат и направили в областной город Куйбышев в школу младших авиаспециалистов. Здесь, на берегу Волги, где размещалась школа, я прошел основы военной службы. Было трудно, но нас приободряло то, что мы носили форму военного моряка и приобщались к традициям флота.
Школа позже была переведена в г. Сарапул (Удмуртия). В мае в 1944 г. мы завершили учебу и получили назначение в авиацию Беломорской флотилии, на остров Ягодник, что под Архангельском. Здесь я получил предписание в отряд «Бостон» 54-го смешанного авиаполка. Командир отряда капитан Хрыпов встретил нас, младших специалистов, приветливо и распределил по экипажам. С первых дней мы столкнулись с боевыми буднями нашего отряда «Бостон». Самолеты вылетали на просторы Баренцева моря на свободную охоту. Я быстро освоил свои обязанности авиационного моториста. Через два месяца командир отряда поручил мне обязанности старшины отряда. Я занимался вещевым довольствием, хозяйственными заботами. Но служить на острове Ягодник пришлось недолго. В связи с предстоящей Петсамо-Киркенесской операцией нас, группу младших авиаспециалистов, направили в Ваенгу в 36-й минно-торпедный полк 5-й дивизии Военно-Воздушных сил Северного флота. Дивизией командовал мастер торпедных ударов Герой Советского Союза генерал-майор Г.П. Губанов. В Ваенге меня определили в 3-ю авиаэскадрилью. Комэск капитан Илья Тихонович Волынкин накануне нашего приезда удостоился звания Героя Советского Союза за успешное выполнение заданий командования. С первых дней пребывания в полку мы ощутили дыхание приближающейся операции. Летный состав изучал обстановку на театре, тактику действий, мы тренировались в подготовке самолетов к полетам. Еще будучи на острове Ягодник, мы были в курсе «свободной охоты» самолетов типа Бостон. Они вылетали на задание при определенных метеоусловиях - облачности, малой видимости. Вначале на «свободную охоту» вылетали одиночные самолеты, а затем парами. Поиск противника на вражеских коммуникациях производился на высотах, не превышающих 50 метров. Торпеды сбрасывались с дистанции 400 метров и более от цели.
Позже, когда разведка начала обеспечивать торпедоносцы данными обнаружения кораблей и конвоев противника, удары стали наносить группами самолетов. В то время эти вопросы, как и вопросы тактики действий экипажей, для нас, мотористов, были недосягаемыми. У нас был свой, земной круг обязанностей - прибежать по сигналу на стоянку и готовить самолет к полету. Старшим на стоянке был техник или механик самолета, а мотористы были подручными. Неслучайно ходила прибаутка: «Вечно грязный, вечно сонный моторист авиационный». Действительно, мы всегда ходили с тряпками, ключами, инструментами, оставались на самолете допоздна, когда уже все уходили в кубрик. И все же мы осознавали важность своих обязанностей и выполняли их усердно...

http://www.fisinter.ru/~ain/osdg1/t4/ablamonov_pf.pdf



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 223
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.08 12:40. Заголовок: Admin пишет: Троицк..


Admin пишет:

 цитата:
Троицк (Челябинской области) 2-е Ленинградское высшее авиационно-техническое училище в 1943 году переименовано в Троицкую военную авиационную школу авиамехаников, а в 1947 году в Троицкое АТУ ГФР.


Интересная судьба у этой школы...

 цитата:
...По той причине, что количество постоянного американского персонала на полтавских базах решением советского правительства не должно было превышать 1270 человек, освоением техобслуживания авиатехники союзников пришлось заниматься советским людям. Впрочем, это вполне сочеталось с планами Сталина оснастить "Крепостями" или "Либерейторами" некоторые части ВВС Красной Армии. Для изучения американской техники в Троицкой военно-авиационной школе механиков по вооружению было отобрано около 100 курсантов, которые уже прошли фронтовую стажировку и половину теоретического курса. Срочная целевая подготовка механиков и младших авиаспециалистов по всем основным направлениям велась и в других авиашколах ВВС, причем началась она еще до принятия решения руководителей СССР и США об организации баз. Из этих специалистов были сформированы специальные технические батальоны наземного обслуживания самолетов (ТБНОС), в основу работы которых был положен бригадный метод. В советских ВВС, где практиковался экипажный метод техобслуживания, такие части были созданы впервые. Пока шла напряженная работа по подготовке баз, американский и советский штабы ВВС тщательно выбирали цели для будущих ударов, причем советская сторона заостряла внимание на непосредственной помощи Красной Армии. развивавшей наступление на Балканах, а подчиненные Спаатса настаивали на разрушении самолетостроительных заводов в Польше и Латвии...

Операция Frantic
Дмитрий Кальнов, Андрей Совенко
http://www.airwar.ru/history/av2ww/allies/frantic/frantic.html



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 227
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.08 13:54. Заголовок: Admin пишет: Харько..


Admin пишет:

 цитата:
Харьков (Украина) 99-я ШМАС (ВАШ СБ) в 1941 эвакуирована в Красноярск, в/ч 74394 расформирована в ? году


Некоторые подробности...

 цитата:
...В Красноярском аэропорту базировалась эвакуированная сюда в начале войны Харьковская военная авиационная школа, готовившая младших авиаспециалистов. Как записано в отчете по эксплуатации аэродромов ВТКУ за 1944 год, Красноярский аэродром находится в эксплуатации совместно с ХВАШ. Имеется аэродромная рота — 60 бойцов, 10 бортовых машин, 14 тракторов. Житель Красноярска А. Я. Ханжин вспоминает, как в 1943 году, будучи 15-летним парнишкой, работал в авиамастерских этой школы:

— Ремонтировали пригнанные "Бостоны" и "Аэрокобры", доводили, готовили к отправке на фронт. Скажем, подломилась стойка переднего колеса — делаем металлические накладки. Красили самолеты и отправляли на фронт.

Истребители со снятыми крыльями везли по железной дороге, бомбардировщики и "Дугласы" летели своим ходом.

Техническому составу на трассе особенно туго приходилось зимой. Все работы — на открытом воздухе, в сильные морозы и ветры, ночью при свете прожекторов или с карманным фонариком. Инженеры и техники умудрялись с помощью простейших приспособлений ремонтировать и готовить к полетам самолеты. Моторы нередко приходилось запускать по старинке — резиновыми амортизаторами с помощью лошади. В дело шло все — от примусов до пустых бочек. Разогревали моторы железными печками, которые топили дровами по два-три часа и больше. Эту печку сконструировал заместитель комдива по летной службе подполковник Василий Фокин, ее на трасе назвали — печь ФОК-2.

Из отчетного доклада о работе дивизии за 1944 год: "Техсостав в обстановке низких температур, до минус 50 градусов, при отсутствии специального обмундирования, приспособленного к северным условиям (выделено мной — В.Я.) высоко квалифицированно готовит матчасть самолетов к полетам".

"Фронтовые 100 грамм" не спасли положение. Еще 15 ноября 1942 года "в связи с наступившими холодами" в норму продовольственного пайка летно-подъемного и эксплуатационного состава трассы ввели 100 граммов водки в сутки на человека.

Как и везде, весьма распространенным преступлением на трассе были хищения, притом наибольшим спросом пользовался спирт. Надо думать, как средство обогрева...

http://dkw-rus.narod.ru/Nebobezgtaniz.doc



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 229
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.08 15:12. Заголовок: Нашлась еще одна ШМА..


Нашлась еще одна ШМАС!!!

 цитата:
...С началом войны Лидия добровольно просилась на фронт, но только в мае 1942 года призвали в Красную Армию. Ее и девочек со всего края эшелоном отправили в Кабулети в школу младших авиаспециалистов, а затем в 11–й запасной авиаполк в Кировобад, где учили подвешивать бомбы к самолетам. Потом – на фронт. Попала в 818–й бомбардировочный авиаполк мастером по вооружению.Эта маленькая хрупкая худенькая девушка подвешивала бомбы к самолетам.
Девушки находились в тяжелых бытовых условиях, жили в землянках. На новые полевые аэродромы передвигались пешком или на полуторках. Так за боевыми порядками наших войск они прошли Украину, Польшу, Германию. День Победы встретили под Берлином. Было много радости и веселья. Демобилизовалась Лидочка в июне 1945 года. Приехала в Ставрополь к маме. До сих пор Лидия Абрамовна хранит пожелтевшую справку о том, что гвардии сержант Л. Терехова служила в 160–м гвардейском бомбардировочном авиационном Висленском Краснознаменном полку с 1943 по 1945 год...

http://www.ns26.ru/?IdSec=19&IdItem=2443



Кабулети (Грузия) ШМАС, 1942

Для тех кто не знает где это...
Кабулети на Google Maps


"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 232
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.08 16:07. Заголовок: Admin пишет: Сухуми..


Admin пишет:

 цитата:
Сухуми (Новый Афон, Абхазия) - ШМАС, 1954


Уточнение...

 цитата:
...Через год Михаилу исполнилось 17 лет, и теперь уже ему принесли повестку. В Сосновке Михаила провожала мать. На станции деревенский парень впервые увидел поезд, на котором предстояло ехать до Тамбова. С Тамбовского пересыльного пункта его, среди других 120 новобранцев направили в Школу младших авиационных специалистов (ШМАС). Школа находилась в местечке Новый Афон - это километров двадцать от Сухуми. Все здесь удивляло - и бескрайнее Черное море и старинный монастырь. Учился Михаил около месяца, а потом то ли из-за близорукости, то ли из-за слабой грамотности его направили в Гудауты, где он прошел начальную военную подготовку. После этого их группу - тридцать человек перебросили на Крымский полуостров, поставив боевую задачу - формирование военных складов для снабжения боеприпасами 712 авиационной базы Черноморского флота. Крымская зима мягкая, но бойцы, которых разместили по палаткам, постоянно мерзли...

http://www.regadm.tambov.ru/oiv/smi/site/arhiv/Arhiv_sosnovka/2005/45-46%20(9940-9941)20.04.05/45-46%20(9940-9941)%2020.04.05.htm


И еще...

 цитата:
Владимир Тарасович Толок родился 25 декабря 1926 года в гор. Умань Черкасской области в семье военнослужащего. До начала Великой Отечественной войны вместе с родителями проживал в разных городах Украины - Николаеве, Павлограде, Никополе, Кривом роге, Днепропетровске. С июля 1941 года вместе с матерью находился в эвакуации в Оренбургской области, сначала в с. Айдерля, потом в пос. Адамовке и в гор. Бузулуке. В августе 1943 года семья переехала в Дагестан, в гор. Махачкала, где в то время отец работал начальником отдела инкассации республиканского банка. В ноябре месяце 1943 года, оставив 10 класс средней школы, добровольцем В. Толок отправился на воинскую службу. Был направлен в Объединенную школу младших авиаспециалистов ВВС Черноморского флота в гор. Новый Афон, которую закончил с отличием в 1944 году и получил специальность воздушного стрелка-радиста. Службу проходил в 13-м Краснознаменном Гвардейском Констанцком авиационном полку 2-й Минно-торпедной дивизии ВВС ЧФ. Воевал в составе экипажа самолета-бомбардировщика. Участвовал в боевых действиях в районе Черного моря. После лечения в военно-морском госпитале Черноморского флота в Симферополе, куда он попал в результате аварии самолета, демобилизовался по болезни и в сентябре 1945 года вернулся к родителям в освобожденный Днепропетровск...

http://www-nuclear.univer.kharkov.ua/russ/p01_4_99.htm


Возможно это была 3-я Объединенная школа младших авиационных специалистов ВВС Черноморского флота?

А где дислоцировалась 1-я ШМАС?



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 234
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.08 19:00. Заголовок: И совсем невероятное..


И совсем невероятное! ШМАС на ...Соловках!??

 цитата:
ВАЛИДОВ МАРС АШРАНОВИЧ

...В школу юнг я был направлен в июне 1942 года военкоматом г. Казани. В июле
попал на Соловки, где был зачислен в шестую смену пятой роты, которой в то время
командовал лейтенант Лесов Василий Степанович. Через некоторое время после
прибытия на Соловки, где мы временно размещались в кремле, нас перебазировали в
Савватиево, где когда-то располагалась школа младших авиаспециалистов.
Там, где
мы начали обживаться, была старая монастырская баня и еще какое-то каменное,
тоже монастырского вида, здание. Нам отвели площадь под строительство землянки
на берегу очень красивого озера, и мы приступили к строительству...



http://www.allnorth.ru/articles.php?ds=173657



Для справки.
Савватиево расположено примерно в 10 километрах от монастыря и в ​километре от Сосновой губы.

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 253
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.10.08 19:39. Заголовок: Еще одна загадка, ам..


Еще одна загадка, а может быть и две...

 цитата:
...Так, в конце 1920-х годов отец В.Н. Яшина оказался в городе на Неве. Вскоре его определили учеником мастера на завод «Знамя труда» на Петроградской стороне. Работу Николай Яшин совмещал с учебой на рабфаке, поступил в военное авиационное училище, окончил его летом 1938 года и попал служить аэродромным техником по вооружению на Горский аэродром под Сестрорецком...

...Аэродром, на котором служил отец, гитлеровцы разбомбили в первые часы войны. В ту же ночь он получил свое первое (и, к счастью, последнее за всю войну) ранение, когда вместе с другими бежал под непрерывной бомбежкой через летное поле к уцелевшим самолетам. Летчиком полка удалось поднять в воздух несколько машин. Николай Яшин оказался в одной из них: товарищ-летчик на свой страх и риск (самолет был одноместный и мог не взлететь от перегрузки) взял его в кабину, устроив каким-то образом за сиденьем. Им повезло – удалось добраться до Пскова.
Николай Петрович Яшин прошел всю войну. В 1943 году попал в бригаду имени Костюшко, ставшую впоследствии Войском Польским, и до конца 1945 года служил инструктором в школе младших авиаспециалистов. Войну закончил в звании капитана. Имеет несколько польских наград...

...Когда немцы приблизились к Северному Кавказу, Зоя Никаноровна с младенцем на руках успела выехать из города. Поездив по стране в поисках временного пристанища, летом 1942 года Яшины осели в татарском селе в Ульяновской области. Мать стала работать в школе. Поскольку русских в селении больше не было, свои первые в жизни слова Валерий Яшин произнес на татарском языке. Осенью 1945 года вернувшийся с войны отец каким-то чудом разыскал семью и перевез в Ленинград.
На Петроградской стороне в коммуналке они прожили недолго – отца направили служить в Белоруссию, в Барановичи. Затем перевели в Плещеницы, конечно, и мать с Валерием отправились с ним. Николай Петрович по-прежнему преподавал в школе младших авиаспециалистов, мать работала учительницей. В Плещеницах Валерий пошел в 1-й класс русской школы-четырехлетки, куда детей из военного городка возили за 3 километра – зимой на санях, летом на машине...

http://www.biograph.ru/bank/yashin_vn.htm



На всякий случай зафиксируем одну...

Плещеницы (Логойский район, Минская область, Беларусь) ШМАС, 1945?

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 255
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.10.08 19:59. Заголовок: Admin пишет: Возжае..


Admin пишет:

 цитата:
Возжаевка (Белогорский район Амурская область) ШМАС, 1942


Некоторые подробности...

 цитата:
...- А как же вы в армию попали, вроде девушек особенно-то не брали?

- Мы с девчатами по призыву военкомата окончили курсы медсестер. Учились в зале горисполкома, курсы были 3 месяца. А 14 или 18 мая, точно не помню, 1942 года забрали нас в школу младших авиаспециалистов. Из Тейкова было 10 человек, - продолжила Зоя Васильевна, - добирались эшелоном через всю страну. Ехали в товарном вагоне, спали на нарах, если ночью кто-то хотел перевернуться с боку на бок, то это делали все вместе. (Смеется!)

Школа младших авиаспециалистов размещалась на Дальнем Востоке, в поселке Возжаевка, в нескольких километрах от Хабаровска. Через три месяца учебы девчат разбросали по воинским частям. Зоя Филина попала служить в 300-й истребительный полк 254-й авиадивизии 10-й воздушной армии. Воинская часть дислоцировалась в Желтом яре, около Биробиджана. Командиром эскадрильи был майор Феоктистов.

- Ну и как служба пошла? - спрашиваю я.

- Ты расскажи, как на губу тебя посадили, - посмеиваясь, вступает в разговор племянник.

- На губу? - удивляюсь я. - Вас?! За что?

- Стояла я на посту у штаба, - улыбаясь, начала рассказывать Зоя Васильевна. - Мороз, страшно представить какой, да еще и ветрено. Замерзла, всё, говорю себе, умру, скоро мне конец, и пошла в штаб.

- В шинели стояли?

- Конечно, в шинели, и кирзовых сапогах. Задрогла, все, думаю я, умру. (Смеется!) Только зашла, идет начальник караула. И посадил на губу на двое суток.

- А почему тулупы не выдавали?

- Да! Сейчас, тулупы! Какие там тулупы, гимнастерка и шинелька. (Все замолчали. А что скажешь – война.)...

http://liga-ivanovo.narod.ru/zoya.htm




"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
ткcми
Прапорщик




Сообщение: 49
Зарегистрирован: 29.09.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.10.08 14:56. Заголовок: АДМИН,может быть с Х..


АДМИН,может быть с Хорольской школой авиаспециалистов как то связан аэродром ХОРОЛЬ? ОН был в подчинении ВМФ ТОФ -находится в Приморском Крае ,южнее оз ХАНКА ,75 км от китайской границы. Аэродром очень стародавний, но в эпоху "БУРАНА" проходил по этой программе ,был очень сильно реконструирован и преспособлен под посадку БУРАНА , смотри сноску - http://khorol-avia.clan.su/publ/4-1-0-1 .

Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 285
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.10.08 15:22. Заголовок: ткcми пишет: АДМИН,..


ткcми пишет:

 цитата:
АДМИН,может быть с Хорольской школой авиаспециалистов как то связан аэродром ХОРОЛЬ? ОН был в подчинении ВМФ ТОФ -находится в Приморском Крае ,южнее оз ХАНКА ,75 км от китайской границы. Аэродром очень стародавний, но в эпоху "БУРАНА" проходил по этой программе ,был очень сильно реконструирован и преспособлен под посадку БУРАНА , смотри сноску - http://khorol-avia.clan.su/publ/4-1-0-1 .


Скорее всего...правда не известно была ли эта школа объединенной, т.е. готовила ли она вместе с пилотами авиамехаников?
Пока нашел только информацию о этом аэродроме и частях, датируемую 1951 годом:
http://khorol-avia.clan.su/

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
ткcми
Прапорщик




Сообщение: 63
Зарегистрирован: 29.09.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.10.08 13:58. Заголовок: "Проштудировал с..


"Проштудировал с пристрастием" свидетельство об окончании Васильковской школы механиков Дольниковым Львом Яковлевичем в 46 году. И увидел следующее: - срок обучения -год и 8мес., но список дисциплин поразил! Это - топография, тактика, тактика ВВС, тех. черчение,материаловедение, теория полета самолета и др. Дорогие товарищи, это программа технического среднего авиационного училища! Выходит Дольников Л.Я.- свободно мог сам обслуживать самолет, учитывая полученные знания. Хотя не могу не согласиться с Вашими возражениями по поводу начального образования. Но наверняка в эти школы набирали не абы кого, а парней у которых было не менее 7 классов школы (общеобразовательной). Видимо , на звено самолетов был один техник, а на самолете - механик , так получается. Я имею ввиду послевоенные годы.

Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 298
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.10.08 15:14. Заголовок: Тксми! Ответ на ваш ..


Тксми! Ответ на ваш вопрос содержится здесь:

 цитата:
Чем же отличался в то время (1940-1950) авиамеханик от младшего авиационного специалиста?

Говорят ветераны:

...В конце мая 1942 года обучение в аэроклубе было закончено, мы сдали экзамены. 6 июня нас отправили в Челябинское авиационное училище. Однако в училище нас не приняли, так как оно было полностью укомплектовано курсантами. Поэтому нас направили на учебу в школу авиамехаников, которая находилась в этом же городе (Челябинск). Такое решение командования для нас было совершенно непонятным, но пришлось подчиняться приказу и учиться на авиационного механика...
...За период моего нахождения на фронте я обеспечил более ста самолетовылетов. Сложность труда авиамеханика заключается не столько в работе, которую он выполняет лично, сколько в контроле за другими специалистами: механиками, электриками, прибористами, оружейниками, связистами, специалистами по спецоборудованию и другими. И это неслучайно: ведь спрос за качество подготовки самолета прежде всего с авиамеханика. Вообще пребывание на фронте - это большая жизненная школа и высочайшая ответственность за порученное дело...

КОСТЕРИН Леонид Михайлович,
полковник в отставке,
участник Великой Отечественной войны
авиамеханик, летчик

http://old.vko.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.23.27_23


Следовательно военные авиационные школы механиков (ВАШМ) в то время по существу готовили авиатехников, в отличии от ШМАС, где давали одну, но узкую специальность.

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
82-й
Рядовой




Сообщение: 94
Зарегистрирован: 19.09.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.10.08 12:05. Заголовок: Местоположение геленджикской ШМАС


В Геленджике на Ярмарочной площади, в квартале между улицами Толстого, Кирова и Луначарского, в 1931 году начали корчевать кустарник, убирать камни. Немало сил было потрачено на дренаж заболоченной западной части квартала со стороны ул. Горького, где в прошлом были огороды одних из первых поселенцев Геленджика - Андриевских и Исаенко.

…С легкой руки геленджикских каменщиков был заложен фундамент. Счастливым, прочным оказался он. В годы войны, в самую жуткую пору осени 1942 года, в нещадной бомбежке выстояло, выдержало школьное здание. Вокруг, особенно на ул.Кирова, многое было разбито, а школа стояла! Только оконные стекла вылетели. Может, Бог ее спас…

Когда началось строительство собственно здания школы, в бригаду строителей наблюдателем от школы вошел коммунист, бывший чекист Алексей Высоцкий, учитель истории.

В военное время, с лета 1941-го и включительно по 1944-й в здании размещалась сначала ШМАС (школа младших военных специалистов), а с осени 1941-го - фронтовой госпиталь!

http://www.gelendzhik.org/news/news_85.htm

Не знаю... Мне кажется это знать интересно.


http://shmas.forum24.ru

Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 314
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.10.08 18:53. Заголовок: В продолжении темы....


В продолжении темы...

 цитата:
...После школы закончил сельскохозяйственное училище, уехал на целину, - рассказывает хозяин. - А потом подошел срок служить в армии. Тянуть лямку довелось в жаркой степи под Ферганой.

Сообразительного паренька отобрали в школу авиамехаников. Учебное заведение было эвакуировано в Узбекистан из Серпухова еще в военные годы, да так и осталось, вросло в пески на долгие годы.

- Готовили нас и как авиамехаников, и как электриков. Также мы подробнейшим образом изучали теорию полетов. В случае войны мы должны были самостоятельно взлететь и перегнать реактивные истребители - "МиГи" - в нужную точку. Госэкзамены Владимир Зайцев сдал на одни "пятерки" и попал служить в Кубинку под Москвой.

- Перед дембелем, в 1957 году, в части появились технически подкованные высокие чины в погонах. Из разговоров поняли: прибыли вербовщики от ядерного комплекса. Каждый из нас мог работать авиамехаником, оружейником, прибористом, кислородчиком. Мы досконально знали гидросистемы и кузнечное дело...

С.Самоделова. Сборщик ядерной войны
"Московский комсомолец", 23.01.2008
http://www.ihst.ru/projects/sohist/news/2008/123.htm



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 323
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.08 11:06. Заголовок: Еще одна школа... ПУ..


Еще одна школа...

 цитата:
ПУТИНЦЕВ Василий Дмитриевич

Родился в 1926 году в Воронежской области. Принимал участие в Великой Отечественной войне. Воевал на Дону, а также в районе городов Павловск, Белогорье, Басовка. В начале войны служил в пехоте, затем в морской авиации. Закончил войну 3 сентября 1945 года в Порт-Артуре. В общей сложности в армии прослужил 8 лет. В 1951 году демобилизовался и поступил работать на завод. Общий стаж работы - 45 лет.

Из воспоминаний В.Д. Путинцева

В 1941 году окончил шесть классов, переходил в седьмой. С начала войны учителя были мобилизованы в армию. В первую очередь призывали учителей немецкого и английского языка. Школы перестали существовать. В колхозах и совхозах военные забирали лошадей, тракторы.
Мне в то время было 14 лет. От военкомата формировались команды - на оборонительные работы, в школы ФЗО, на дежурство в ночное время по охране значимых объектов. Я был направлен на оборонительные работы во 2-й эшелон Воронежского фронта в район города Павловска на реке Дон, который несколько раз переходилиз рук в руки. Самые трудные, тяжёлые и опасные моменты - это переправа через Дон.
В конце 1942 года был откомандирован в город Ейск, в школу младших авиаспециалистов (ШМАС). После её окончания в начале 1943 года в качестве специалиста - механика кислородного оборудования направлен в пехоту 1049-го полка 300-й дивизии 1-го Дальневосточного фронта.
9 августа 1945 года в составе 158-го запасного пулемётного полка перешли границу Манчжурии. Участвовал в освобождении городов Мулин, Мукден, Муданьцзян. Фронтом в то время командовал маршал К.А. Мерецков. В 158-м запасном полку я был командиром отделения пулемётного взвода, оснащённого станковыми пулемётами «Максим».
Первая награда - медаль «За боевые заслуги» - за уничтожение укреплённых точек перед городом Муданьдзян. Также имею медаль «30 лет Красной Армии», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией», орден Отечественной войны II степени.

60 лет Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945)
И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ, МИР ВЕЧНЫЙ, МИР ЖИВОЙ...
Москва ПРОФИЗДАТ 2005
http://www.uprava.yasenevo.ru/kniga/kn.pdf


Что-то не вяжется с датами учебы, поскольку в это время, как гласит история, Ейск был захвачен фашистами...

 цитата:
...Во время Великой Отечественной войны Ейск постоянно подвергался бомбардировкам немецкой авиации [18]. А 22 апреля 1942 года бомбардировщики сбрасывали не бомбы, а листовки следующего содержания: «Не лепите пирогов, не месите теста. 23-го числа не найдете места» [19]. На следующий день, в день святой Пасхи, бомбардировка города была особенно сильной. Оккупация города продолжалась с августа 1942 до начала февраля 1943 года. В это время немецкими нацистами производились массовые аресты и расстрелы ейчан. Особенно жестоким было уничтожение в душегубке 214 детей детского дома [20] [21]...

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B9%D1%81%D0%BA


А пока занесем в список под вопросом...

Ейск (Краснодарский край) ШМАС, 1942

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 325
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.08 20:54. Заголовок: Admin пишет: Василь..


Admin пишет:

 цитата:
Васильков (Украина) Васильковская ВШАМ, в 1941 была эвакуирована и с июля 1941-го по октябрь 44-го — школа находилась в Миассе.


И в тоже время...

 цитата:
В Миассе открывается музей авиашколы, работавшей в годы войны

Миасс, 20 апреля 2005 12:13. В Миассе (Челябинская область) сегодня, 20 апреля, открывается музей истории Васильковской авиашколы.
В нем собраны материалы, рассказывающие о работе в 1941-1944 годах эвакуированной из Подмосковья в Миасс военной авиационной школы механиков.
Как рассказала руководитель музея Марина Малышева, всего за три месяца были собраны экспонаты, хранившиеся в школе № 1, в центре "Ровесник" и у жителей старого Миасса, чьи родственники в военные годы были вольнонаемными сотрудниками авиашколы.
На стендах музея представлены справки образца 1941 года, листы оценок курсантов, военные билеты, солдатские книжки, фотографии тех лет. Есть биографии выпускников школы.
С некоторыми из них при создании музея завязалась переписка, но на приглашения встретиться смогли откликнуться единицы, поскольку бывшим курсантам сегодня уже за восемьдесят.
Тем не менее, сегодня на торжественном открытии музея ожидаются и ветераны, и бывшие работники авиашколы...

http://www1.uralpress.ru/show_article.php?id=74134



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 334
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.10.08 11:15. Заголовок: Admin пишет: Козель..


Admin пишет:

 цитата:
Козельск (Смоленской области) 18-я дивизионная ШМАС, 1941


Плюс одна школа ВСР!

 цитата:
Козельск (Смоленская область) 19 окружная школа воздушных стрелков-радистов

http://www.soldat.ru/doc/dis/zap/t12f.html



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 337
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.10.08 20:20. Заголовок: Admin пишет: Свобод..


Admin пишет:

 цитата:
Свободный (Амурская область) ШМАС, 1942


Уточнение...

 цитата:
Здравия желаю всем участникам форума. О себе: май- ноябрь 73- ШМАС в Свободном-20 Амурской обл. Ноябрь 73- февраль 75 служба на аэродроме Орловка в той же области. Февраль- июль 75- самаркандская школа прапорщиков, в простонародьи именуемая "Сатурн". Июль 75- январь 79 снова служба в Орловке в должности дежурного по связи. С января 79- в народном хозяйстве. Может быть найдутся сослуживцы?

http://talks.guns.ru/forum_light_message/67/000002-m4891746.html


т.е. получается, что ШМАС существовал минимум до конца 1973 года!

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 371
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.08 13:10. Заголовок: ...Советские Военно-..


1941 год — опыт планирования и применения военно-воздушных сил. Уроки и выводы

...Советские Военно-воздушные силы сыграли важную роль в достижении Победы в Великой Отечественной войне. В тесном взаимодействии с сухопутными войсками, Военно-Морским Флотом, войсками ПВО и самостоятельно они успешно громили врага в воздухе, на суше и море, оказывая существенное влияние на ход и исход вооруженной борьбы. Во многом успех боевых действий ВВС определялся их кадровым составом, особенно в начальный период войны, когда осуществлялось превращение страны в единый военный лагерь, когда Красная Армия несла колоссальные потери. Успех подготовки авиационных кадров в этот период во многом определялся обоснованно введенной в предвоенное время системой их подготовки. Непосредственно на подготовку командных, политических, летных и инженерно-технических кадров для ВВС в предвоенный период были задействованы 111 учебных заведений, в том числе: академий — 3, курсов усовершенствования — 2, высших школ штурманов — 2, военных авиационных училищ — 4, школ пилотов-истребителей — 21, школ пилотов-бомбардировщиков — 22, школ стрелков-бомбардиров — 12, школ первоначального обучения — 29, школ авиационных механиков — 13, школ связи — 1, технических училищ — 1, училищ связи — 1.

Подготовка авиационных кадров велась на самолетах По-2, Р-5, Р-зет, Ути-4, И-15, И-16, СБ, ТБ-3. Все летные авиаучилища имели в своем составе основную учебную единицу — эскадрилью, которая подразделялась на 2 отряда. Из всех авиашкол, занимавшихся подготовкой летного состава, 50% являлись сложившимися учебными заведениями, с развитой учебно-материальной базой, подготовленным летным и преподавательским составом. Остальные авиашколы были сформированы в период 1937 — 1941 годов. В целом к началу войны сложилась следующая система подготовки авиационных кадров:

— школы первоначального обучения — 4 — 6 месяцев, налет — 30 ч.);

— школы пилотов — 9 месяцев, налет истребителей — 24 часа, бомбардировщиков — на Р-5 — 16 час, на СБ — 20 час (всего 36 ч); [113]

— авиационные училища — 1 — 2 года, налет на учебных и боевых самолетах — 150 час;

— военно-технические училища — 2 года;

школы механиков всех специальностей — 1 год{158}.

При подготовке летчиков четко просматривалась трехступенчатая система подготовки, при которой в школах первоначального обучения курсанты учились пилотировать учебный самолет, в школах пилотов осваивался боевой самолет того или иного рода авиации, а в военных авиационных училищах готовились командиры звеньев и эскадрилий.

Возможности системы подготовки авиационных кадров позволяли осуществить в 1941 г. выпуск 32 500 пилотов, 15 375 стрелков-бомбардиров и 4 785 человек технического состава, в том числе: пилотов-истребителей — 17 600 человек; пилотов-бомбардировщиков —14 900 человек; авиамехаников по самолетам и моторам — 2745 человек; авиамехаников по вооружению — 1175 человек; механиков спецслужб — 865 человек.

Фактически за 1941 г. к началу войны было подготовлено 6 090 пилотов (пилотов-истребителей — 3 117 чел., или 18%; пилотов-бомбардировшиков 2 973 чел., или 20%); стрелков-бомбардиров - 4 901 чел., или 31%. Выполнение плана подготовки технических кадров на 22.6.41 г. составило 101-102%{159}.

С началом Великой Отечественной войны (ее начальный период) в целом была сохранена сложившаяся система подготовки авиационных кадров. Вместе с тем, вследствие занятия врагом части территории, ВУЗы ВВС из западных районов были вынуждены перебазироваться в восточные, часть из них была слита с другими ВУЗами. Кроме того, часть школ была расформирована и передана на формирование запасных авиаполков и авиаполков, вооруженных самолетами По-2 (школ пилотов-истребителей — 2, пилотов-бомбардировщиков — 3, школ первоначального обучения — 15). Всего было расформировано, передано на укомплектование запасных авиаполков и слито с другими школами 6 школ пилотов-истребителей, 11 школ пилотов-бомбардировшиков, 15 школ первоначального обучения, 3 школы стрелков-бомбардиров{160}.

С началом войны были расформированы также курсы усовершенствования технического офицерского состава, офицеры получили назначение в строевые части. Технические ВУЗы полностью переводились на подготовку авиамехаников. Кроме этого, через 1,5 месяца войны, директивой заместителя Наркома обороны СССР от 5.8.41 г. было принято решение расширить штаты существовавших школ авиамехаников на 10 000 человек и дополнительно сформировать к 1.1.42 г. 15 новых школ авиамехаников со штатной численностью 25 000 человек{161}. [114]

Расширение штатов существовавших школ было выполнено, численность переменного состава в технических ВУЗах увеличилась до 33 450 человек. 15 новых школ авиамехаников, не закончив процесс формирования, решением заместителя Наркома обороны СССР в декабре 1941 г. были все расформированы{162}.

Были изменения в подготовке кадров и в академиях. В Военно-воздушной академии (ныне имени Ю.А. Гагарина) с началом войны слушатели старших курсов были досрочно выпущены и направлены в действующую армию. На фронт была откомандирована и часть офицеров постоянного состава. На базе учебного авиаполка были сформированы две бомбардировочные и две истребительные эскадрильи. В течение одного месяца на фронт было откомандировано более 750 человек, из них 620 слушателей{163}.

К августу 1941 г. академия перебазировалась в г.Чкалов (Оренбург) и приступила к подготовке слушателей по сокращенным программам. Срок обучения на основных факультетах был установлен до 1 г., на курсах усовершенствования — до 4 месяцев.

Учебный полк ВВА стал одним из центров переучивания летного состава. Только за период с 1 июля по 30 декабря 1941 г. в нем переучилось 525 летчиков всех родов авиации.

В целях обеспечения ускоренной подготовки инженеров для авиационных частей, Военно-инженерную академию начали укомплектовывать студентами старших курсов высших учебных заведений. Вся учебная работа академии перестроилась в соответствии с задачами военного времени. Уже в июле 1941г. академия произвела два выпуска слушателей, дав фронту более 500 инженеров.

Всего за вторую половину 1941 г. по мере продвижения противника в глубь нашей территории из западных прифронтовых районов было перебазировано 38 авиашкол, в том числе: истребительных — 12; бомбардировочных — 10; первоначального обучения — 10; стрелков-бомбардиров — 6.

На это перебазирование в общей сложности было затрачено 800 дней{164}...

Генерал-полковник авиации Горяинов А.С.
Развитие вузов и подготовка кадров для ВВС в начале Великой Отечественной войны
http://ilpilot.narod.ru/vvs_tsifra/vvs_2/index.html

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 451
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.08 09:21. Заголовок: Еще одна загадка...М..


Еще одна загадка...Москва 1944 год... пешком по Верхней Масловке до Петровско-Разумовской аллеи...Школа младших авиационных специалистов связи!

 цитата:
...Вторая встреча с "Мавританией" состоялась ранней весной 1944 г. Наша часть (полевой лазарет 197 БАО) временно перебазировалась в распоряжение 3-го Прибалтийского фронта. Железнодорожный эшелон на двое суток застрял на подъездных путях вблизи Москвы, чем я, разумеется, не преминул воспользоваться. Испросив разрешение, я на пригородном поезде добрался до Савеловского вокзала, а затем пешком по Верхней Масловке до Петровско-Разумовской аллеи. Мне нужно было попасть в здание Школы младших авиационных специалистов связи, на первом этаже которого размещался медико-санитарный отдел Авиации дальнего действия (АДД). Это здание, как мне рассказывали, должно было находиться где-то рядом с "Мавританией", к которой я и направился. Погода стояла мерзкая. Низкая облачность, мокрый грязноватый снег, слякоть на тротуарах, черные с влажными потеками стволы деревьев Петровского парка придавали унылый, безрадостный вид этому уголку Москвы военного времени. Двор "Мавритании" с осевшими сугробами казался пустынным, а здание брошенным. Тусклые, давно немытые окна накрест были заклеены серыми лентами бумаги. Деревянный настил некогда нарядной веранды парадного входа местами провалился, и концы нескольких почерневших от влаги досок торчали из снежных сугробов. Узенькая, слабо обозначенная в снегу тропинка вела от ворот к левой входной двери здания. Какой-либо жизни заметно не было...

http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/akiem/4-k40.html





"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 453
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.08 09:52. Заголовок: Еще одна школа... ..



 цитата:
Еще одна школа...
цитата:
ПУТИНЦЕВ Василий Дмитриевич

Родился в 1926 году в Воронежской области. Принимал участие в Великой Отечественной войне. Воевал на Дону, а также в районе городов Павловск, Белогорье, Басовка. В начале войны служил в пехоте, затем в морской авиации. Закончил войну 3 сентября 1945 года в Порт-Артуре. В общей сложности в армии прослужил 8 лет. В 1951 году демобилизовался и поступил работать на завод. Общий стаж работы - 45 лет.

Из воспоминаний В.Д. Путинцева

В 1941 году окончил шесть классов, переходил в седьмой. С начала войны учителя были мобилизованы в армию. В первую очередь призывали учителей немецкого и английского языка. Школы перестали существовать. В колхозах и совхозах военные забирали лошадей, тракторы.
Мне в то время было 14 лет. От военкомата формировались команды - на оборонительные работы, в школы ФЗО, на дежурство в ночное время по охране значимых объектов. Я был направлен на оборонительные работы во 2-й эшелон Воронежского фронта в район города Павловска на реке Дон, который несколько раз переходилиз рук в руки. Самые трудные, тяжёлые и опасные моменты - это переправа через Дон.
В конце 1942 года был откомандирован в город Ейск, в школу младших авиаспециалистов (ШМАС). После её окончания в начале 1943 года в качестве специалиста - механика кислородного оборудования направлен в пехоту 1049-го полка 300-й дивизии 1-го Дальневосточного фронта.
9 августа 1945 года в составе 158-го запасного пулемётного полка перешли границу Манчжурии. Участвовал в освобождении городов Мулин, Мукден, Муданьцзян. Фронтом в то время командовал маршал К.А. Мерецков. В 158-м запасном полку я был командиром отделения пулемётного взвода, оснащённого станковыми пулемётами «Максим».
Первая награда - медаль «За боевые заслуги» - за уничтожение укреплённых точек перед городом Муданьдзян. Также имею медаль «30 лет Красной Армии», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией», орден Отечественной войны II степени.

60 лет Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945)
И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ, МИР ВЕЧНЫЙ, МИР ЖИВОЙ...
Москва ПРОФИЗДАТ 2005
http://www.uprava.yasenevo.ru/kniga/kn.pdf

Что-то не вяжется с датами учебы, поскольку в это время, как гласит история, Ейск был захвачен фашистами...
цитата:
...Во время Великой Отечественной войны Ейск постоянно подвергался бомбардировкам немецкой авиации [18]. А 22 апреля 1942 года бомбардировщики сбрасывали не бомбы, а листовки следующего содержания: «Не лепите пирогов, не месите теста. 23-го числа не найдете места» [19]. На следующий день, в день святой Пасхи, бомбардировка города была особенно сильной. Оккупация города продолжалась с августа 1942 до начала февраля 1943 года. В это время немецкими нацистами производились массовые аресты и расстрелы ейчан. Особенно жестоким было уничтожение в душегубке 214 детей детского дома [20] [21]...

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B9%D1%81%D0%BA

А пока занесем в список под вопросом...

Ейск (Краснодарский край) ШМАС, 1942


А может быть и не было в Ейске ШМАС, а было...

 цитата:
АНКЕТА
исторического пути Ейского высшего
военного авиационного училища
имени В.М. Комарова (1915-2005)

ДАТА РОЖДЕНИЯ- 28 июля 1915 года
МЕСТО РОЖДЕНИЯ- Гутуевский остров, г. Петроград
ОСНОВАТЕЛИ- образовано по приказу Морского Министра по ходатайству Морского Генерального штаба на добровольные пожертвования населения.

МЕСТА БАЗИРОВАНИЯ

г. Ораниенбаум 1917-1918 гг.
г. Нижний Новгород 1918-1919 гг.
г. Самара 1919-1922 гг.
г. Севастополь 1922-1931 гг.
г. Ейск 1931-1941 гг.
г. Моздок 1941-1942 гг.
с. Борское, Куйбышевской обл. 1942-1944 гг.
г. Ейск 1944 г. и по наст. время.

НАИМЕНОВАНИЯ

* первая офицерская школа морской авиации- 1915 г.
* школа морской авиации им. Троцкого- 1918 г.
* военно-морская школа авиации им. Троцкого- 1920 г.
* высшая школа красных морских летчиков им. Троцкого- 1923 г.
* военная школа морских летчиков им. Троцкого- 1925 г.
* школа морских летчиков-наблюдателей- март 1930 г.
* высшая школа морских летчиков и летчиков-наблюдателей ВВС РККА им. Сталина- август 1930 г.
* военная школа летчиков и летчиков морской и сухопутной авиации им. Сталина- 1936 г.
* военно-морское авиационное училище им.Сталина- 1937 г.
* Ейское авиационное училище летчиков- 1956 г.
* Ейское высшее военное авиационное училище летчиков- 1959 г.
* Ейское высшее военное авиационное училище летчиков им. Комарова- 1967 г.
* филиал Качинского высшего военного авиационного училища летчиков им. Мясникова- 1993 г.
* филиал Краснодарского высшего военного авиационного училища им. Серова- 1995 г.
* филиал Военно-воздушной академии им. Гагарина- 2000 г.
* Ейское высшее военное авиационное училище им. Комарова- 2005 г.

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИЯ
- подготовка авиационных кадров.

Кроме летчиков, в различные периоды училище готовило:
* летчиков-наблюдателей
* младших мотористов
* авиационных механиков
и техников
* штурманов
* стрелков-радистов
* авиационных метеорологов

* штурманов боевого управления
* С 1993 года училище готовит инженеров по управлению воздушным движением.



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 488
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.11.08 18:17. Заголовок: http://s56.radikal.r..


1-я Вольская Военная Авиационная Школа Авиационных Механиков.



Фото с http://sammler.ru/index.php?s=e73ddc0cb725530e704e7318a6e24ab3&act=Print&client=printer&f=16&t=12304

Более подробно читайте здесь:
http://www.tyl.mil.ru/page738.htm


"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 504
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.11.08 21:53. Заголовок: История Калининградс..


История Калининградского ВАТУ

...Весной 1944 года особой директивой генерального штаба Советской Армии было принято решение о создании школ младших авиационных специалистов. Одна из них должна была разместиться в Пензе. Чуть позже для организации 68-й ШМАС в областной центр прибыла группа офицеров-специалистов, а для обучения в школе с фронта отозвали 110 сержантов и солдат. Первоначально всем им пришлось жить в собственноручно вырытых землянках, так как здание, выделенное для занятий (нынешнее помещение военной кафедры ПГУ), отремонтировано не было. До начала учебного года требовалось провести капитальный ремонт дома, оборудовать кабинеты и классы, изготовить макеты и наглядные пособия.

"Учебная часть находилась на улице Кирова, в здании, где сейчас расположен военный госпиталь, а самолетный цех - в лесу, неподалеку от парка культуры и отдыха им. В. Г. Белинского. Техника, которой располагала школа, состояла из "ЯК-1", "ЯК-7", "ЛА-5" и нескольких иностранных машин", - вспоминает выпускник 68-й ШМАС Иван Гаранюшкин.

К октябрю школу укомплектовали тремя курсантскими ротами и приступили к занятиям. Здесь готовили младших авиационных специалистов для частей истребительной авиации, программа обучения была рассчитана на шесть месяцев. Первые выпускники пензенской ШМАС успели принять участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзника Японии.

С сентября 1944 и по ноябрь 1949 года школой бессменно руководил подполковник Илья Бажанов, награжденный орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени и одиннадцатью медалями за боевые отличия в гражданской и Великой Отечественной войнах. Одним из лучших преподавателей школы был техник-лейтенант Николай Уткин - начальник самолетного цикла. В 1931 году он поступил в Пензенский аэроклуб, а в 1935-м, будучи борттехником на самолете "У-2", принял участие во Всесоюзном перелете легкомоторных самолетов, за что его наградили грамотой Центрального аэроклуба союза "ОСОАВИАХИМа" СССР.
4 апреля 1945 года состоялся первый выпуск курсантов. В действующую армию направлялись 402 выпускника, 50 из которых окончили курс обучения с отличием. Второй выпуск был 1 сентября 1945 года, здесь особенно отличились старшина Андрей Шарапа, старшие сержанты Михаил Шишкин, Иван Гаранюшкин.

"Учиться было трудно: не хватало учебников, технического оборудования, - продолжает свой рассказ подполковник в отставке Гаранюшкин, - да и одежонка была не ахти. Мы носили ботинки с обмотками, а спали на деревянных нарах..."

В июне 1946 года состоялся третий выпуск, после которого 68-ю ШМАС преобразовали в военную школу авиационных механиков. Однако развитие техники требовало более квалифицированной подготовки специалистов. Условия пензенской школы уже не в полной мере соответствовали возросшим требованиям. Поэтому в апреле следующего года учебное заведение перевели в Ульяновск, а позднее - в Калининград. Таким образом, Пензенская школа младших авиационных специалистов положила начало истории Калининградского военного авиационно-технического училища, в гимне которого есть следующие строки: "...Оно родилось в Пензе под грохот канонад. В Ульяновске мужало - теперь Калининград. Но так же, как и прежде, мы чтим заветы все: всегда победа в воздухе куется на земле"...

ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ
http://vertoletciki.forumbb.ru/viewtopic.php?id=34&action=new

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
Ion Popa
moderator




Сообщение: 4
Зарегистрирован: 07.11.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.08 07:19. Заголовок: В 1976-1977 годах вы..


В 1976-1977 годах выпускник Калининградского ВАТУ л-нт Трегубов был
командиром 9-го учебного взвода в могилёвской ШМАС.Преподавал основы
электро-радиотехники.Его отец до выхода на пенсию тоже служил в
могилёвской ШМАС.

Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 512
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.08 15:57. Заголовок: ...Иван Пугин родилс..


...Иван Пугин родился 10 сентября 1923 года в Подмосковье. В армию пошел добровольно в 1941 году. Участник боев под Ленинградом с конца 1942 года. После войны продолжал службу в армии. Был преподавателем Казанского высшего командно-инженерного училища. Уволился из армии в 1983 году в звании полковника. Кандидат педагогических наук.

Глазами молодого бойца


В суровую осень 1942 года положение на фронте было крайне тяжелым. Мы, курсанты Вольской школы авиамехаников, рвались на фронт. Поздней осенью нам наконец объявили, что все авиамотористы будут направлены на фронт в осажденный Ленинград.

И вот мы погрузились в эшелон, который взял направление на Волхов. Не доходя до линии фронта, мы попали под бомбежку. Первая встреча с войной осталась в памяти на всю жизнь. Мы лежали в поле и смотрели в небо. Там кружили немецкие самолеты и сбрасывали бомбы. Казалось, что каждая направлена именно на тебя...

В Ленинград оставался один путь - через Ладогу. На берегу озера скопилось множество грузов, горы продовольствия. Бесконечным потоком шли грузовики. Солдаты, преимущественно старшего возраста, споро загружали их грузом. Нас разбили на группы по 5-7 человек, которые были распределены по машинам. По ледовой дороге с небольшими интервалами двигались машины. Со стороны казалось, что тянется причудливая лента без начала и конца. Нередко дорога изгибалась, чтобы обойти полыньи, образовавшиеся от взрывов немецких бомб.

К утру нашу команду собрали на Московском вокзале. И вот здесь мы впервые по-настоящему поняли значение слова "блокада". Нам выдали сухой паек - хлеб, селедку, гороховый концентрат... Мы начали есть. И тут заметили, что нас обступила небольшая толпа гражданских. Люди молча горящими глазами смотрели на нас. Не сразу мы поняли, что они страшно голодны. Стало не до еды. Все, что у нас было, отдали этим людям...

Строем направились к месту службы - в район Черной речки. Дорога была долгая. Перед глазами вставала страшная картина трагедии Ленинграда. Многие дома были разрушены. Прохожих почти не было. Лишь изредка попадались навстречу скорбные процессии в 3-4 человека, тянущие санки с умершими от голода.

Наша задача заключалась в ремонте поврежденных самолетов и отправке их в боевые части. Работали много и напряженно. Рядом с нами трудились гражданские - изможденные лица, потухшие взгляды... Мрачное зрелище представляли собой близлежащие дома. Квартиры были пустыми, нетронутой оставалась мебель. В шкафах стояла посуда. На вешалках - одежда, под ними - обувь. На полу разбросаны игрушки. Значит, жильцы умерли, и вещи оказались никому не нужны.

Базу, где мы работали, часто бомбили. В цехах было холодно. Постоянно хотелось есть, скудной нормы не хватало. Приходилось по ночам ходить на станцию разгружать вагоны с овощами, за это получали немного картошки или свеклы. Вернувшись, варили их и, насытившись, засыпали, чтобы к восьми быть на рабочем месте. Так мы жили почти весь 1943 год. В декабре нескольких мотористов, в том числе и меня, направили учиться на авиамехаников на "большую землю"
...

http://www.gazetart.su/articles/13-14_25089/54126/



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 513
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.08 16:02. Заголовок: Исторический факт! Н..


Исторический факт! На полях сражений батальон из курсантов военно-морского хозяйственного училища и роты объединенной школы младших авиаспециалистов.

Морской курсантский батальон


Ах, какие ребята
За тебя Ленинград,
Встали грудью когда-то
И вокруг тебя спят.

А Лепуров

На десятом километре Гостилицкого шоссе находится памятник «Якорь», на стелле которого золотистыми буквами высечено: «На этом рубеже осенью 1941 года в составе войск 8-й армии вели ожесточенные бои и сдерживали яростные атаки противника, рвавшегося к Ленинграду, курсанты и офицеры ВМИУ ВМФ».

В сентябре 1941 года из курсантов военно-морского хозяйственного училища был создан отдельный морской курсантский батальон общей численностью 348 человек. Комбатом назначили полковника А.С.Дементьева, комиссаром - старшего политрука Г.М.Суздалова, начальником штаба - капитан-лейтенанта А.К.Боева. Батальон отправили на защиту Ораниенбаума. Курсанты были вооружены винтовками и гранатами. Автомат был только у командира батальона. Пулеметы, изъятые из учебных кабинетов, не всегда срабатывали в бою. Только год учились курсанты морокой науке и чуть-чуть сухопутной тактике, у них не было боевого опыта. Командование Ижорского сектора береговой обороны поставило батальону задачу: занять и оборонять рубеж Большие Илики - Гантулово - развилка дорог южнее Больших Иликов 3,5 километра, выставить заставы на северной окраине деревни Туюзи, Активными действиями с занимаемого рубежа вынудить противника перейти к обороне и ее допустить его в Ораниенбаум.

Батальон был пополнен ротой объединенной школы младших авиаспециалистов и караульной ротой Ораниенбаумского порта, в нем стало 700 бойцов и командиров. Это внушительная цифра, так как в полках обескровленной длительными боями 8-й армии насчитывалось тогда по 100-200 бойцов.

Гитлеровцы стремились прорвать оборону 8-й армии на подступах к Ораниенбауму ударами с двух направлений: от деревни Коровино через развилку дорог на Большие Илики и от деревня Туюзи на Большие Илики.

Бои за развилку дорог Гостилицкое шоссе - Ораниенбаум начинаются для курсантов 23 сентября. В этот же день курсантский батальон по приказу командующего армией бал переведен в оперативное подчинение командира 191-й стрелковой дивизии.

Курсанты и армейцы должна были остановить продвижение немцев. Семь суток вели они непрерывные бои. За одну неделю батальон потерял две трети своего состава. Около ста человек погибли и пропали без вести. Из 144 раненых курсантов и командиров 105 человек получили тяжелые ранения.

В письме начальнику училища военком 48-й стрелковой дивизии батальонный комиссар Евстигнеев писал: «Являясь непосредственным участником боя 25 сентября, могу с полной ответственностью отметить мужественное поведение курсантов и командиров батальона во время боя у развилки дорог. За несколько десятков метров до развилки на моряков был обрушен большой силы шквал артиллерийского и минометного огня. Особую ярость проявляли фашистские автоматчики. Обстановка была чрезвычайно сложной, так как наступавший батальон был вне укрытий и нес большие потери. Но несмотря на это, гитлеровцам не удалось сломить волю курсантов. С возгласами «За родину!» и громовым «Ура» курсанты смело бросались на врага, не страшась нависшей над каждым грозной опасности. Батальон курсантов разбил планы врага по наступлению на Ораниенбаум...»

Гитлеровцы у развилки дорог перешли к обороне, от наступления на Ораниенбаум отказались.

По приказу командующего 8-й армией от 8 октября немногочисленные курсантские подразделения влились в батальон морской пехоты капитана Низовцева 11-й стрелковой дивизии, базирующейся в районе Старого Петергофа, сдав позиции 328-му стрелковому полку 48-й стрелковой дивизии.

Сводному отряду вместе с частями дивизии поставили задачу - прорвать оборону противника, выйти на соединение о морским десантом полковника А.Т.Ворожилова. Этот десант высадился в Нижнем парке Нового Петергофа 5 октября. И на этом участке фронта курсанты сражались героически. Ни частям 11-й стрелковой дивизии, ни сводному морскому отряду не удалось выйти на соединение с десантом полковника Ворожилова. Слишком мало было сил, чтобы прорвать эшелонированную оборону противника. Десант был уничтожен. Но жертвы не были напрасны. Контратаки армейских частей и моряков сбили темпы наступления врага и заставили перейти к обороне. Линия фронта в районе Старого Петергофа стабилизировалась, что по тому времени считалось успехом.


В ноябре 1941 года, когда угроза захвата Ораниенбаума была ликвидирована, оставшихся в живых курсантов, командование возвратило в Ленинград в училище.

Наиболее отличившихся в боях начальник училища представил к правительственным наградам. Были награждены орденами Красного Знамени командир батальона А.И.Востриков (сменил в ходе боев раненых полковника А.С.Дементьева и капитан-лейтенанта А.К.Боева) и командир взвода связи С.Д.Василевич (посмертно), Орденом Красной Звезды были удостоены командиры взводов И.Д.Вахромеев, Н.И.Груздев, А.Ф.Шохин, сандружинница Павлова А.П. и другие.

6 декабря 1941 года по указанию Наркомата ВМФ училище было перебазировано в Москву. Сотни километров почти пешком шли курсанты с вещами, оружием, учебниками и оборудованием в столицу. Пять месяцев усиленно учились, а потом разъехались по флотам и продолжали сражаться на боевых кораблях.

Источник:
http://parkschool.narod.ru/texts/kursants.htm

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 1 
Профиль
Ответов - 88 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 11
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 93 месте в рейтинге
Текстовая версия

Наш чат:


Наши партнеры:

Форум авиатехников

tof.2bb.ru Пограничник

Forumavia.ru Форумы на Airforce.ru

ArmyRus.ru Bigler.ru

Aviation in local war ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ

Locations of visitors to this page

Посетители сегодня:

counter map