Нашему Форуму - 12 лет!

Поздравляем со 105-й годовщиной первого массового набора в ШМАС!

"В самом начале войны, 19 сентября 1914 года, в Гатчинскую авиционную школу прибыло 1130 молодых солдат для обучения наземным авиационным специальностям, поскольку в авиационных отрядах и ротах, выполнявших боевую деятельность, стало не до обучения младших авиационных специалистов. Прибывшие были разбиты на 5 рот, и, получив необходимые знания, в том же году отправились на фронт в авиационные части..."


АвторСообщение
Старший лейтенант




Сообщение: 16
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.08 15:55. Заголовок: Полный список ШМАС СССР (продолжение)


Что объединяет ВВС, ПВО, ВМФ и ПогранВойска? - То же, что и авиаспециалистов, - Авиация!

Наиболее полный список ШМАС, ВАШМ и т.д. (перечень пополняется и редактируется на основании сообщений гостей и участников форума!)

Внимание! Отдельных, воинственно настроенных, граждан и представителей спецслужб просим не беспокоиться!
Все данные не содержат ни какой военной или государственной тайны и собраны из открытых источников (Интернет, периодические издания, книги и воспоминания).

Профессия военного авиамеханика, младшего авиационного специалиста уходит в прошлое и становится нашей историей.
Практически все школы (99%) из этого списка расформированы, переданы в состав других войск или на их базе возникли военные авиационно-технические училища!


Тема Сколько было ШМАС в СССР (90-91 гг) и где?<\/u><\/a> впервые была поднята на АВИАЦИОННОМ ФОРУМЕ FORUM-AVIA.RU<\/u><\/a> участником Aviafan.

Затем подхвачена и развита нами там же на теме
Выпускники ШМАС Вспоминаем!<\/u><\/a>.

Продолжена на сайте АГВП "Стрижи"
Сколько было ШМАС в СССР и сколько в Росиии?<\/u><\/a>...

И в связи с переездом форума младших авиаспецов на новый (самостоятельный) ресурс продолжена здесь, на Форуме выпускников ШМАС, как отдельная тема
Полный список ШМАС<\/u><\/a>!

Используемые термины и сокращения:

ШМАС - школа младших авиационных специалистов
ОШМАС - отдельная, окружная или объединенная ШМАС
ВАШМ - военная авиационная школа механиков
ВШАМ - военная школа авиационных механиков
ВАШАМ - военно-авиационная школа авиамехаников.
ШМСС - школа механиков спецслужб или школа младших специалистов связи
ВШМС - военная школа механиков спецслужб или военная школа младших специалистов
ВАШМСС - военно-авиационная школа механиков спецслужб
ВАШ ВСР - военная авиационная школа воздушных стрелков-радистов
ВАШ СБ - военная авиационная школа стрелков-бомбардиров
ШМАСС - школа младших авиационных специалистов связи
ВАШС - военно-авиационная школа связи

Далее в списке школ (первая страница форума) даты означают либо дату создания, либо расформирования, либо дату упоминания в Интернет-публикациях:

Полный список ШМАС<\/u><\/a>

Синим цветом выделены объединенные школы ВМФ, зеленым - школы вне СССР (заграничные).

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 10 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 152 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]


Старший лейтенант




Сообщение: 279
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.11.10 14:53. Заголовок: Admin пишет: Так чт..


Admin пишет:

 цитата:
Так что же эта за школа - 50-я Военная авиационная школа механиков спецслужб в Прикарпатском военном округе в 1949 году?

1. 50-я ШМАС в/ч 33770, что дислоцировалась в Виннице (Украина)- ?

2. Школа механиков спецслужб (ШМСС) в/ч 64369, что располагалась в Вапнярке (Томашпольский район Винницкая область, Украина) - ? Но она, как утверждают ветераны школы, создана лишь в 1951 году.


Из сообщения майора Богданова с темы «ШМСС Вапнярка в/ч 64369 (продолжение II)» http://shmas.forum24.ru/?1-6-0-00000008-000-150-0#155<\/u><\/a>

 цитата:
Из личного архива Николая Труцуненко

Выполняя просьбу нашего дорогого однополчанина Н.Труцуненко публикую, присланные по электронной почте документы:

<\/u><\/a>

Из документа следует, что правильное название нашей школы 50-я военная авиационная школа механиков


Выходит изначальная информация о школе в Вапнярке не совсем точна???

 цитата:
ШМАС Вапнярка в/ч 64369 была создана в 1949 году и называлась Школой Механиков СпецСлужб (ШМСС)!



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 288
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.10 16:28. Заголовок: Информация по флотск..


Информация по флотским авиашколам...

...справочные данные по пятизначным номерам войсковых частей Военно-Воздушных Сил Советского Военно-Морского Флота...
... приводятся списки всех частей и подразделений ВВС ВМФ по всем флотам, отдельным и неотдельным военным флотилиям (включая невоюющие) по состоянию начиная с 15.06.1944 до 01.06.1945...

...Названия воинских частей и соединений приводятся ... без указания всех почётных наименований и регалий, за исключением гвардейских.
После названия воинской части приведены следующие общепринятые сокращения военно-воздушных сил флотов и флотилий:
ВВС АКВФ – Амурской Краснознамённой военной флотилии,
ВВС БВФ СФ – Беломорской военной флотилии Северного флота,
ВВС КБФ – Краснознамённого Балтийского флота,
ВВС СФ – Северного флота,
ВВС ЧФ – Черноморского флота,
ВВС ТОФ – Тихоокеанского флота, ВВС СТОФ ТОФ – Северной Тихоокеанской флотилии Тихоокеанского флота;

аббревиатура «ВВС ВМФ» означает, что данное подразделение морской авиации является войсковой частью центрального подчинения Военно-Воздушных Сил Советского Военно-Морского Флота.

===============================================
номера в/ч ВВС ВМФ ||| Номер и принадлежность флоту:
===============================================
................................................................................................
26822 – 3-я школа младших авиационных специалистов ВВС ЧФ
.................................................................................................
49318 – 1-я Школа младших авиационных специалистов ВВС ТОФ
49384 – 1-я авиационная мастерская при 1-й Школе младших авиационных специалистов ВВС ТОФ
..................................................................................................
90069 - 4-я школа младших авиационных специалистов ВВС СФ
..................................................................................................
90089 - 5-я школа младших авиационных специалистов ВВС СТОФ ТОФ
....................................................................................................
90559 - 23-я школа младших авиационных специалистов ВВС КБФ

http://srpo.ru/forum/index.php?topic=5115.0;wap2<\/u><\/a>


"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 6 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 292
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.10 14:45. Заголовок: Alex44 пишет: Хочу ..


Alex44 пишет:

 цитата:
Хочу дополнить по полному списку ШМАС. В г.Олаве (4ВА, СГВ) дислоцировалась 722 ШМАС (вч пп 27385).Уточняю годы создания и расформирования.


Действовала вплоть до 1990 года. См. форум «Северная Группа Войск»
Олава ШМАС в/ч 27385 http://www.sgv.su/showthread.php?128-%D0%A8%D0%9C%D0%90%D0%A1<\/u><\/a>


"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 326
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.11 13:40. Заголовок: Из Полного списка ШМ..


Из Полного списка ШМАС:

 цитата:
Куйбышев 160-я ШМАС, 1938. 67-я школа авиационных стрелков-радистов, ВАШ ВСР, 1943. Школа позже была переведена в г. Сарапул (Удмуртия)


Уточнения

 цитата:
Где-то в марте-апреле 1943 г. в класс пришли вместе с директором школы секретарь райкома комсомола и военный в летной форме. Они объявили, что по комсомольскому призыву ведется набор курсантов в летные школы для подготовки воздушных стрелков. Мне исполнилось 17 лет, призывной возраст. Я принял решение идти в летную школу. По медицинским показателям был признан годным. Прибыли в г.Кинель Куйбышевской области и вторично предстали перед медицинской комиссией. Самым коварным был фокус бабы Яги, при котором мы внезапно проваливались куда-то в темноту, вниз. На нем нас забраковали около половины.

Мне повезло и я был зачислен курсантом в Кинельскую авиационную школу воздушных стрелков. Жили в палатках, в каждой до двадцати курсантов. Около двух месяцев изучали теорию, и мы уже стали выражать нетерпение, но нам доходчиво разъяснили о необходимости знаний теории. Познакомившись с программой, мы убедились в необходимости усердно заниматься, чего от нас и требовали. Основным объектом изучения был самолет ИЛ-2 - штурмовик, летающий танк. В свободное от учебы время (вечером) занимались художественной самодеятельностью, и это неплохо у нас получалось...
...К зиме школу перевели в г.Кузнецк Пензенской области, где занятия возобновились. Нас усиленно обучали воздушной стрельбе...

Полный текст
ПРОКУРАТУРА КАРЕЛИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ<\/u><\/a>


Следовательно это действительно разные школы и эвакуированы были в разные места.

 цитата:
Куйбышев 160-я ШМАС, 1938. Школа позже была переведена в г. Сарапул (Удмуртия)

Куйбышев (Александровка Кинельского района) 67-я (кинельская) школа авиационных стрелков-радистов, ВАШ ВСР, 1943. Зимой 1943 школу перевели в г.Кузнецк Пензенской области.



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 6 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 374
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.03.11 12:22. Заголовок: Уточнение про ШМАС в..


Уточнение про ШМАС в Чарджоу

marser пишет:

 цитата:
Искренне приветствую уважаемых сослуживцев разных лет и поколений!... Проходил службу в 47-й Военной авиационной школе механиков (в/ч 13729) в славном городе Чарджоу с июля 1989 г. по ноябрь 1993 г. Именно так, а никак иначе называлась наша часть. И не ШМАС, а именно ВАШМ. 47 ВАШМ была сформирована в 1949 году в г. Морозовске Ростовской обл., а в Чарджоу она передислоцировалась в 1971 г. Расформирована в ноябре 1993 г. и на ее базе была создана аналогичная часть ВВС Туркменистана. Большинство офицеров и прапорщиков убыли в Россию и на Украину.



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 6 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 406
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.04.11 15:54. Заголовок: Из Полного списка ШМ..


Из Полного списка ШМАС

 цитата:
Вышний Волочек (Тверская, ранее Калининская, область) 5-я ВАШМ была организована в 1943 г. в Нижнеудинске. В марте 1967 г. школу начали перебазировать в В-Волочек. В конце 1961 года в/ч 62542 из Домны (ЗабВО) была передислоцирована в г. Сретенск Читинской области. В марте-апреле 1967 года приказом МО и Главкомата ВВС СССР 53-я ШМАС передислоцировна в Вышний-Волочек. В 1968 году приказом ГлавКома ВВС СССР 53-я ШМАС была слита с 5-ой ВАШМ (в/ч 74326). 5-я ШМАС в/ч 74326 расформирована в 1997 году.


Сообщение с форума на авиа.ру

 цитата:
Yuriy Kh:

Иосифу Николаевичу, выпускнику 65 г., в/ч 74326.

Преклоняюсь перед Вашей памятью! Вы перечислили фамилии, которые я помню с детства. Сыновья упомянутых ком. роты Коваля, ком. взвода Беликова-Чарского - были моими школьными друзьями с первого по десятый классы. С семьей Фетисова Сергея дружили мои родители, а с их дочерью я играл в песочнице:). Моя мама по-прежнему перезванивается с ними.
Мой отец - Ходячих Николай Федорович - служил в этой части с 1952 г. В то время она располагалась в Белоруссии, в г. Барановичи. В Нижнеудинск она передислоцировалась в 1956г.

С уважением, Юрий Ходячих
02/04/2011 [15:57:52]



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 6 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 429
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.11 20:33. Заголовок: Письмо с сайта shmas..


Письмо с сайта shmas.okis.ru

 цитата:
Огромный привет всем авиаторам! Хорошо помню,что в г.Кстово Нижегородской обл. (тогда-Горьковской обл.) до 1956 г. дислоцировалась ШМАС, готовившая специалистов по аэрофотосъемке. Учебная база - самолёты Ту-2, которыми я приходил любоваться из-за забора. Кажется,самолётов было 4-5 шт. В тот год школу расформировали. Я был тогда школьником (9 кл.), со мной учились ребята из того военного городка (Карповка). Почему-то этой ШМАС нет в списке сайта.

С уважением,Игорь.
metapel@mail.ru
Чт 14 апр 2011 21:26:16



Карповка (Кстовский р-н Нижегородской области) ШМАС готовила специалистов по аэрофотосъемке, 1954-1956

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 6 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 431
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.11 14:55. Заголовок: Кстово Нижегородской



 цитата:
г.Кстово Нижегородской обл. (тогда-Горьковской обл.) до 1956 г. дислоцировалась ШМАС, готовившая специалистов по аэрофотосъемке. Учебная база - самолёты Ту-2, которыми я приходил любоваться из-за забора. Кажется,самолётов было 4-5 шт. В тот год школу расформировали. Я был тогда школьником (9 кл.), со мной учились ребята из того военного городка (Карповка). Почему-то этой ШМАС нет в списке сайта.


Из военной истории Карповки

...С апреля 1942 по февраль 1945 года здесь находилось политическое училище младших политруков под руководством полковника Кораблева. 250 человек жили в больших землянках, спали на двухъярусных койках. Занятия проходили в помещениях, построенных в 1930-е годы. Офицерский состав размещался в деревянных корпусах.

С мая 1945 года в Карповке располагалось подсобное хозяйство Суворовского училища. На лето сюда приезжали отдыхать ребята. Впоследствии здесь жили преподаватели училища с семьями. В 1946 году здесь поселились немцы-специалисты с семьями, прибывшие на восстановление разрушенного войной хозяйства страны. Немцы жили в главном корпусе, их дети учились в городе Горьком. «Спецы» вели себя высокомерно, в летнее время по Карповке они ходили в шортах, что вызывало возмущение местных жителей.

В 1950 году в Карповке был размещен военный санаторий Министерства обороны, он так и назывался - «Карповка». Руководил им полковник Н. И. Лифанов. Военный санаторий действовал круглогодично. В нем отдыхал и лечился высший командный состав. Размещались отдыхающие в главном корпусе. На первом этаже был холл, на втором - спальная комната. Подвальное помещение было отведено для медицинских процедур (грязе- и водолечение, массаж), там же размещалась и аптека. Неподалеку от главного корпуса находился закрытый солярий. На правой стороне берега у Карповки была купальня, огражденная красными флажками. На левую сторону Волги, на благоустроенный пляж, отдыхающих перевозили на лодках. В выходные дни к берегу подходили двух-и трехпалубные пароходы и «мчали» отдыхающих вниз по Волге. Столовая санатория размещалась в бывшем двухэтажном особняке управляющего имением Карповых. В клубе часто выступали артисты из Москвы и Горького. Администрация санатория с семьями размещались в двух больших двухэтажных домах, впоследствии вынесенных за пределы парка в поселок Приволжский. На территории находился магазин, за которым тянулся ряд деревянных домов.

В 1954 году санаторий был переведен в Сухуми, а на его место переехала школа младших авиационных специалистов аэрофотосъемки под руководством полковника И. М. Баранова.

С 1960 по 1968 год на территории Карповки располагалась школа сержантов и войсковая часть № 58116.

В 1968 году были организованы еще и курсы младших лейтенантов.

А с 1972 по 1979 год здесь базировались школа сержантов и школа прапорщиков.

В 1979 году на территории Карповки было сформировано Горьковское высшее военно-командное строительное училище.

С мая 1995 года здесь размещается Нижегородское высшее военно-инженерное командное училище.

Так продолжается история старинного села*.

С. Марков «Кстово- молодой город России»<\/u><\/a>



Уточнения.

Про школу сержантов и восковую часть, сменившую школу авиаспециалистов:

...Я попал в часть 26 апреля 1982. Нас, 120 младших сержантов, после Ивановской учебки (в/ч 58116) привезли на Тюра-Там рано утром, мы вышли из поезда, шедшего из Москвы...
http://www.slusili-baikonuru.ru/read.php?19,642,41860<\/u><\/a>

...в/ч 58116 ВШМС 1999-2001 гг., Нижний Новгород, вроде строители...
http://www.reviewdetector.ru/index.php?showtopic=4695&st=760<\/u><\/a>

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 7 
ПрофильЦитата Ответить
Заполните свой профиль!!!


Сообщение: 1
Зарегистрирован: 29.04.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.04.11 12:02. Заголовок: Я Петров Петр служил..


Я Петров Петр служил в 1972 ноябрь по 1973май

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 447
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.04.11 12:03. Заголовок: Petrov.54 пишет: Я..


Petrov.54 пишет:

 цитата:
Я Петров Петр служил в 1972 ноябрь по 1973май


Привет, Петр Петров! А в какой ШМАС (ВАШМ) проходил обучение?

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Подполковник


Сообщение: 1
Зарегистрирован: 03.05.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.05.11 21:08. Заголовок: Родился и вырос я в ..


Родился и вырос я в Северодвинске, пока папа был жив, он рассказывал, что на острове Ягры в 50-е годы (город мой тогда назывался Молотовск) была ШМАС. Видимо, она и была ВВС БВФ СФ. Не знаю кого там готовили, не знаю номера в/ч. Попробую в нашем ДОФе (Доме офицеров флота) узнать

Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 450
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.05.11 07:36. Заголовок: Тестов пишет: Родил..


Тестов пишет:

 цитата:
Родился и вырос я в Северодвинске, пока папа был жив, он рассказывал, что на острове Ягры в 50-е годы (город мой тогда назывался Молотовск) была ШМАС. Видимо, она и была ВВС БВФ СФ. Не знаю кого там готовили, не знаю номера в / ч. Попробую в нашем ДОФе (Доме офицеров флота) узнать


Спасибо, Тестов!
Вы подсказали мне новую тему для поиска, и он был успешен...

148 учебный отряд (в/ч 95109, 188900, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Крепостная, д. 57)

Командир капитан 1 ранга КОРОВИН Дмитрий Николаевич (назначен приказом министра обороны РФ от июля 2010 года № 0150)

Ранее эту должность занимали:
подполковник, с ? полковник ПОЛЯКОВ Валерий Николаевич (21 ноября 1993 года - июль 2010 года, освобожден от занимаемой должности и уволен с военной службы по достижению предельного возраста).

Приказом Командующего ВВС Северного флота от 31.07.1945 г. в п. Сафоново Мурманской области сформирована школа младших авиационных специалистов ВВС Северного флота. В сентябре 1946 года школа передислоцирована на о. Ягры в Белом море, а затем на Соловецкие острова.

К 1 декабря 1958 года в Выборге на базе 18-го учебного отряда ВВС СФ и 17-го объединенного учебного отряда Ленинградского ВМР был сформирован 30-й учебный отряд авиации ВМФ.

На основании директивы Главкомата ВМФ от 14 сентября 1963 года 30 учебный отряд авиации ВМФ в Выборге с 31 октября 1963 года был преобразован в 127 военную школу авиационных механиков.

Во исполнение директивы Главного штаба ВМФ от 1 сентября 1981 года 127-я школа была переименована в 127-ю военную школу младших специалистов.

Во исполнение директивы ГШ ВМФ от 1 апреля 1993 года на базе 127-й военной школы младших специалистов в Выборге и передислоцированного сюда из города Лиепая 529-го учебного отряда был сформирован 242-й учебный отряд с профилем подготовки авиационных механиков для ВВС ВМФ.

Сегодня главными задачами Выборгского учебного отряда ВМФ являются подготовка младших специалистов по многим военно-учётным специальностям РТВ и связи военно-морского флота (гидроакустиков, специалистов РТВ и связи для кораблей, подводных лодок и береговых частей); проведение эксперимента по начальному профессиональному образованию; подготовка (переподготовка) военнослужащих, принятых на военную службу по контракту.

Ежегодно радиотехническое образование по 17 военно-учетным специальностям получают около 20% специалистов РТС и РТВ для ВМФ.

http://allnw.ru/news/36442<\/u><\/a>


34-я военно-морская школа младших специалистов (в/ч 70023, 199106, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, Большой пр., дом 102)

Дважды Краснознаменный Балтийский флот<\/u><\/a>



Примечания.

Однако ШМАС на Соловках существовала еще до ВОВ.

Из Полного списка ШМАС:

Савватиево (Соловецкие острова, Архангельская область) ШМАС Северного Флота, 193?-1958

Тому свидетельство рассказ очевидца, служившего там:

 цитата:
...В школу юнг я был направлен в июне 1942 года военкоматом г. Казани. В июле попал на Соловки, где был зачислен в шестую смену пятой роты, которой в то время командовал лейтенант Лесов Василий Степанович. Через некоторое время после прибытия на Соловки, где мы временно размещались в кремле, нас перебазировали в Савватиево, где когда-то располагалась школа младших авиаспециалистов. Там, где мы начали обживаться, была старая монастырская баня и еще какое-то каменное, тоже монастырского вида, здание. Нам отвели площадь под строительство землянки на берегу очень красивого озера, и мы приступили к строительству...

http://www.allnorth.ru/articles.php?ds=173657<\/u><\/a>



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 7 
ПрофильЦитата Ответить
Подполковник


Сообщение: 4
Зарегистрирован: 03.05.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.05.11 22:29. Заголовок: Уважаемый Admin, дос..


Уважаемый Admin, достал сегодня специально флотский альбом своего папы,он служил с 01.07.1954 курсантом Североморского Высшего Военно - Морского Училища(в/ч 87404), что было в Соломбале в Архангельске, а с января 1956г по 11.06.1959г в бригаде надводных кораблей Беломорской военно-морской флотилии на СКР"Леопард".Базировались на острове Ягры в Северодвинске(до 1957г мой родной Северодвинск назывался Молотовск).На одном фото папа с 6 сослуживцами,все в тельняшках,во флотских робах, у 4 на головах береты со звёздами.На заднем фоне идёт в пилотке, х/б, сапогах солдат, видны 4 одноэтажных барака .Подпись:"о.Ягры,близ плавпричалов(на заднем плане - ШМАС) лето 58". Видимо, ШМАС СФ. Альбом папа собрал в1993году. Умер папа10.01.2010, подробности,увы, уже не спросишь.Попробую узнать что-либо в музее ОАО "Центр судоремонта"Звёздочка", или в нашем городском музее.

Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 464
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.05.11 09:31. Заголовок: Сообщение с форума н..


Сообщение с форума на авиа.ру

 цитата:
Дед-38:

Всем доброго здравия. Я бывший курсант ШМАС в Запорожье (в/ч 06788). Обучался с октября 1959 года по май 1960 года. Специальность - механик. Остался ли кто-нибудь живым от этого выпуска?


Скорее всего это, как следует из Полного списка ШМАС <\/u><\/a>

Запорожье (станция Мокрое, Украина) ШМАС ВСР, 1939. Впоследствии готовила спецов для ОБАТО

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 48
Зарегистрирован: 01.04.10
Откуда: Украина, Светловодск
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.11 20:03. Заголовок: Добрый день. На фору..


Добрый день. На форуме появился участник,служивший в Чортковском ШМАСе в 50е годы. Тогда ШМАС был № 23.Вы выделили его в отдельную ветку.Объедените его со 111м,тем более что номер в/ч тотже,место расположение тоже. Сделайте как у Могилев-Подольского ШМАСа-номера разные,а часть одна и таже!

Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 598
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.11 10:01. Заголовок: Sergey пишет: Добры..


Sergey пишет:

 цитата:
Добрый день. На форуме появился участник,служивший в Чортковском ШМАСе в 50е годы. Тогда ШМАС был № 23.Вы выделили его в отдельную ветку.Объедените его со 111м,тем более что номер в/ч тотже,место расположение тоже. Сделайте как у Могилев-Подольского ШМАСа-номера разные,а часть одна и таже!


Я так с удовольствием бы сделал, только вот одно «Но»!
Из «Полного списка ШМАС» следует, что в Чорткове

 цитата:
Чортков (Тернопольской области, Украина) ВАШМ сформирована в декабре 1948 года. 48-я военно-авиационная школа механиков из г. Чорткова (Прикарпатский военный округ) в 1954 перебазировалась в город Барнаул. Есть упоминание о другой, Чортковской, 111-й ВАШМ, датируемое 1984 годом, действующей в ПрикВО


Получается, что в Чорткове в промежутке (10.1956- 09.1957) дислоцировалась еще одна - третья - точнее 23-я авиационная школа механиков!
Надо еще спросить у нашего ветерана уточнить по документам номер школы, да и разрешения на объединение ваших двух тем у него на теме получить.

Вот тогда я с радостью выполню вашу просьбу...

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 49
Зарегистрирован: 01.04.10
Откуда: Украина, Светловодск
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.11 18:19. Заголовок: Судя по сообщению,23..


Судя по сообщению,23я ШМАС в Чорткове была В/Ч 78425,т.е таже,что и 111я. Возможно что произошла смена номеров ШМАСов по каким либо причинам в те года,так же как и у М.-Подольской школы.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 249
Настроение: ЗАШИБИСЬ!!!
Зарегистрирован: 22.02.09
Откуда: Россия, Сокол
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.11 18:26. Заголовок: Получается, что в Чо..



 цитата:
Получается, что в Чорткове в промежутке (10.1956- 09.1957) дислоцировалась еще одна - третья - точнее 23-я авиационная школа механиков!



В сообщении нашего уважаемого Ветерана есть одна существенная неточность, которая указывает на возможную путаницу в событиях:

 цитата:
Склады, баня, столовая находились вдали от учебного корпуса и общежития примерно в 2 км. в гордоде вблизи р. Псел,



Еще первый раз читая сообщение, подумал, что это за река? Более года прослужил в Чорткове, такого названия не приходилось слышать. Там только неприлично звучащая Серет.
Большого труда не составило найти:

 цитата:
Псёл (укр. Псьол, Псел, Псло) — река в России и на Украине, левый приток Днепра (бассейн Чёрного моря).
Исток реки находится в России на границе Курской и Белгородской областей возле хутора Пригорки (Прохоровский район Белгородской области), на западных склонах Среднерусской возвышенности. По территории Украины течёт в пределах Сумской и Полтавской областей по Приднепровской низменности. Впадает в Днепр (Днепродзержинское водохранилище) на расстоянии 564 км от устья последнего ниже г.Кременчуг.



Как видите, к Чорткову (Тернопольская область) и близко не течет.
Потом еще по 1984 году - тоже весьма смутно в предтавлении о школе. Призыв 1980 года без сомнений заканчивал 111-ю ВАШМ. В сообщениях о школе были размещены свидетельства о ее окончании, датированные этим годом (ОСВ ?). Судя по отдельным сообщениям, 111-й школа была и в начале 70-х.

Чортков, в/ч 78425, 4-я рота, май-ноябрь 1980 г.
Чортков, в/ч 26253, 1-я рота радиовзвод, декабрь 1980 - июль 1981 гг.
Овруч, в/ч 22582, 1-я рота радиовзвод, июль 1981 - май 1982 гг.
Спасибо: 4 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 651
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.12 12:54. Заголовок: На авиа.ру на почти ..


На авиа.ру на почти заглохшей теме "Выпускники ШМАС Вспоминаем" появился Dmb1962, выпускник 1960 года ШМАСа в/ч 29607ш в г. Белогорске Амурской обл.

По нашим сведениям это одна из окружных ШМАС известных еще с 1939 года.

В "Полном списке ШМАС" форума и сайта выпускников ШМАС http://shmas.forum24.ru/?1-2-0-00000004-000-0-0#001

она числится, как

Возжаевка (Белогорский район Амурская область) ОШМАС, 1939

Нашел некоторые подробности и место дислокации на карте

Окружная школа младших авиаспециалистов 20/964-В 123
http://wikimapia.org/6069571/ru/Авиабаза-Возжаевка

И еще немного об этой ШМАС

"В «Энциклопедическом словаре Амурской области» есть заметка о лыжном переходе Бочкарёво-Москва, совершённом осенью – зимой 1934-35 гг. воинами - амурцами из школы младших авиаспециалистов (ШМАС), дислоцированной в те годы на станции Бочкарёво (ныне – г. Белогорск Амурской области)."...

http://blogs.amur.info/dmitriev/7145.html


Пригласил Dmb1962 на наш Форум, задал вопрос-уточние по этой ШМАС. Ждем ответа...

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 8 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 652
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.03.12 11:17. Заголовок: Письмо с сайта shmas..


Письмо с сайта shmas.okis.ru

 цитата:
Сегодня, 01:49

Почему в списке нет ШМАС в/ч 13764,пос.Новобад Ленинского района республики Таджикистан.
Я там служил в 1990-92г.

C уважением, Олег
<olgerd72@mail.ru>


Кто-нибудь еще знает про эту ШМАС?

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 7 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 92
Зарегистрирован: 31.01.11
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.12 18:31. Заголовок: ШМАС ВВС в/ч 13764 (Таджикистан)


Привет всем! Попробовал прошерстить Инет в разных направлениях в поисковиках по поводу этой учебки в/ч 13764. Информации мало, но есть. Выпускники этой учебки отметились в некоторых социальных сетях, а также на военных форумах. Всего мне попалось порядка двух десятков питомцев этой учебной части ВВС. Написал ВВС, поскольку никто из них о ПВО ни разу не упоминал. Больше всего выпускников отметились на сайте "Однополчане.Ру". Скудные возможности этого сайта позволяют лишь оставить о себе сведения о службе с указанием времени службы в учебке и далее - в полку. Из этой информации можно сделать вывод, что:а)учебка, похоже, существовала с конца 60-х годов (на одном из военных сайтов Николай Шульгин разыскивает друзей, служивших с ним в этой учебке в постоянном составе в период с 1966-1972 гг.); б)учебка в/ч 13764 располагалась в пригороде Душанбе, половина выпускников в/ч 13764 указывала - пос.гор.типа Айни (там же располагается одноименная станция ж/д), меньшая часть называла г.Новобад Ленинского р-на, некоторые указывали просто - Душанбе, возможно из-за постсоветских переименований; в) все отметившиеся в Инете выпускники учебки после выпуска - микродембеля попадали служить в части ВВС Среднеазиатского - САВО и Туркестанского - ТуркВО военных округов (назывались выпускниками - Мары, Чирчик, Джамбул, Талды-Курган, Жана-Тобе); г) думаю, не ошибусь, если предположу, что эта учебка готовила водителей спецавтотранспотра для аэродромных рот ОБАТО.
Во-первых, трое отметили, что после учебки попали в автороту, а один даже точно указал - на МАЗ-АЦ-8500. Во-вторых, в пользу этого вывода говорит и то, что нас, -выпускников ВАШМ, после учёбы разгоняли по всем группам войск (Германия, Чехословакия, Польша, Венгрия, Монголия), а также по всему Союзу. Гонять по таким концам водителей АПА, ТЗ и других спецмашин, вероятно, не было смысла.
В посёлке Новобад (ныне Айни) в советские годы, по соседству, базировалась ещё одна в/ч - авиарембаза, туда на ближайший аэродром (неподалёку от ШМАСа, это отмечено на карте в Викимапии) пригоняли на ремонт ЛА. Интересна судьба этого военного аэродрома в настоящее время. Далее цитата из газеты "Коммерсант" за 2010 год.

Авиабаза Айни (Гиссар)
Досье


Расположена в Таджикистане, в нескольких километрах юго-западнее Душанбе. До распада СССР на этом аэродроме располагался авиаремонтный завод со своей взлетно-посадочной полосой (ВПП). С 1994 года там базировалась российская 41-я отдельная вертолетная эскадрилья (с 1999 года — 303-я). В ходе гражданской войны в Таджикистане и дальнейшей борьбы с бандами летчики обеспечивали действия российской 201-й мотострелковой дивизии (впоследствии военной базы). Расположение ее авиации в Айни было определено соответствующим соглашением между РФ и Таджикистаном. Однако в какой-то момент ей все же пришлось покинуть этот аэродром. В 2003 году была начата его модернизация силами Индии, вложившей в проект около $70 млн. В частности, индийцы удлинили ВПП до 3,2 тыс. м, построили несколько ангаров и диспетчерский центр. По данным СМИ, здесь находилось до 150 индийских военнослужащих. В 2005 году тогдашний министр обороны РФ Сергей Иванов заявлял о возможности создания на Айни совместной российско-индийской военной базы и возможном размещении там истребителей ВВС Индии. Однако затем от этой идеи отказались. Интерес к аэродрому проявляли также США и НАТО.


В августе 2008 года Россия и Таджикистан подписали соглашение о расширении военного и военно-технического сотрудничества, предполагающее использование Айни в интересах ВВС РФ. Москва взяла на себя обязательства по завершению модернизации аэродрома, передаче Таджикистану части вооружения 201-й военной базы, а заодно и по возвращению в проект строительства в республике Рогунской ГЭС.


Официально аэродром Айни (Гиссар) был сдан в эксплуатацию после модернизации в сентябре 2010 года. Россия намерена разместить здесь 6976-ю авиационную базу (второго разряда) с 6 штурмовиками Су-25 и 12 вертолетами Ми-24 и Ми-8.
Конец цитаты.
Конечно, было бы здорово,если бы выпускники этой учебки (ШМАС) поделились бы своими воспоминаниями о службе. НА нашем форуме есть ветка для таких школ.



Спасибо: 8 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 16.03.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.03.12 09:57. Заголовок: ШМАС Северного Флота Савватиево


Добрый день. Мой дедушка, Гухов Василий Петрович (1913-1993) оканчивал Школу МАС Северного Флота (Савватиево) летом 1940 года. До этого он уже служил радистом на полярной станции в бухте Тикси (достоверно 1935-1937 по фото). Фотографии после окончания ШМАС:



Всю войну прошел воздушным стрелком-радистом.
Это подтверждает информацию о том, что школа М.А.С. существовала на Соловках до 1941 года.


Спасибо: 10 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2
Зарегистрирован: 16.03.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.03.12 18:54. Заголовок: Извините, одна фотог..


Извините, одна фотография куда-то пропала, а она самая важная. Может кто узнает родных. Еще раз.



Спасибо: 9 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 655
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.03.12 08:48. Заголовок: Настя пишет: Извини..


Настя пишет:

 цитата:
Извините, одна фотография куда-то пропала, а она самая важная.


Спасибо за фото, Настя!
Только вот еще одно фото пропало...Вы не перемещали его в другие альбомы на сайте http://qip.ru/ ?

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 98
Зарегистрирован: 31.01.11
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.03.12 21:19. Заголовок: Насте с уважением и с просьбой!


Уважаемая Настя! На том фото, которое, к сожалению, потом вдруг быстро пропало, рукой Вашего деда чётко написаны и дата окончания учёбы, и место дислокации Школы МАС Северного Флота (пос. Савватиево на Б.Соловецком острове). Почему-то запомнился Мурманск на этой надписи. Но Мурманск значительно дальше от Соловецких островов, которые административно относятся к Архангельской области. Да и на групповой фотографии учебного, вероятно, взвода, на левых рукавах офицеров (в морских фуражках с белым верхом) чётко видны авиационные эмблемы. А значит в составе Учебного Отряда Северного Флота, который дислоцировался на острове в нескольких километров на Север от монастыря у пос. Савватиево, была и Школа МАС, как написано, Вашим дедом на обороте фотографии. Дело в том, что в истории Великой Отечественной войны особая страничка принадлежит Соловецкой школе юнг Северного Флота. Далее приведу цитату из очерка Елены Васильевны Никитиной "Соловецкая школа юнг":
Итак, на базе учебного отряда Северного флота, существовавшего с 1940 года в стенах монастыря и состоявшего из пяти рот (готовили пулеметчиков, зенитчиков, боцманов, мотористов, коков), и создалась Школа юнг. Если верить документам, то чтобы не вызывать самовольных поездок молодежи на флоты. Некоторым преимуществом при зачислении пользовались дети военных и воспитанники детских домов. Кое-кто из мальчишек уже успел повоевать в партизанских отрядах, кто-то был "сыном полка".
На юнг с момента зачисления в Школу полностью распространялся "Дисциплинарный устав ВМФ". Юнги принимали присягу.
Всего в Школе было три выпуска (наборы 1942, 1943 и 1944 годов), общее количество подготовленных специалистов флота составило 4111 человек. Школа готовила боцманов, рулевых, радистов, артиллерийских электриков, мотористов, морских саперов и др. (хотелось бы узнать, каких "др.", но информации нет).
По рассказам участников тех событий, первых мальчишек привезли ночью в жуткий шторм - так было безопасней: немецкие подводные лодки дежурили в Белом море. Семнадцать верст пешком до места, отведенного под школу. На привалах будущие юнги падали в траву и пытались найти ягоды - очень хотелось есть. С романтическими иллюзиями в первые же дни на Соловках пришлось расстаться.
В Савватиево юнг встретили полуразрушенное здание церкви, каменный корпус и бывшая деревянная гостиница-тюрьма. Эти здания отвели под учебные корпуса. Юнг поселили в палатках, и они сразу начали строить землянки. Мальчишкам приходилось копать землю, корчевать пни, ворочать валуны, валить лес и таскать на своих плечах бревна.
Школяры строили землянки по всем правилам. Внутри землянок настилали деревянный пол, устанавливали трехъярусные нары, пирамиду для карабинов, печку... "Но ведь мы были мальчишками и иногда старались сделать как попроще. Щель есть - пока мичман не видит - глиной замажешь. А зимой, как начало холодать в этих землянках, мы поняли свою ошибку", - вспоминает один из уцелевших юнг. Умывальника и туалета в землянках не было: умывались на озере, а в туалет бегали на сопку. Воду ходили набирать за 150 метров из озера, зимой пробивали прорубь.
К ноябрю 1942 г. строительные работы были закончены, и первый набор юнг приступил к учебе. Конец цитаты.
Итак, часть Учебного Отряда СФ, располагавшаяся в здании монастыря, готовила до 1940 года матросов по пяти специальностям (пулемётчиков, зенитчиков, боцманов, мотористов, коков). А вот другая часть Учебного отряда СФ, располагавшаяся в пос. Савватиево, готовила ВСР для авиации СФ. Возможно, Школа МАС, готовившая ВСР, была самостоятельной частью и подчинялась командованию авиации СФ. Для гражданских историков особой разницы между Учебным отрядом СФ и Школой МАС СФ не было, т.к. форма была у курсантов Отряда и Школы одинаковая, морская. Вот почему, интересно было бы посмотреть на любые другие Ваши семейные реликвии, связанные с военным обучением Вашего героического деда. Интересно, что до сих пор на этом Б.Соловецком острове, чуть севернее монастыря, действует аэродром, регулярно осуществляются рейсы с Архангельска на Л-410 и Ан-24. Хотя взлётно-посадочную полосу сравнительно недавно и удлинили до 1.500 м, она выложена хорошо знакомыми авиаторам металлическими листами. Значит, "вывозные", то есть практические, учебные полёты для выпускников ШМАС ВСР (и для Вашего деда) для минимально необходимого налёта часов, могли делать и непосредственно на острове перед выпуском летом 1940 года. С уважением - Алексей Тультаев.

Спасибо: 12 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 3
Зарегистрирован: 16.03.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.12 02:08. Заголовок: Уважаемый Алексей Ту..


Уважаемый Алексей Тультаев! Большое спасибо за Ваш прекрасный развернутый ответ. Прошу прошения, что по чьей-то вине (возможно моей) фото периодически пропадают. Подпись к фото посвящена моей бабушке, которая стала женой деда после войны, в Мурманске же он фотографировался. К сожалению, в моем сознательном возрасте, мы жили с дедушкой постоянно в разных городах ( он в Питере, я в Москве) и виделись редко. Я знаю, что на фото после войны он встречался с ветеранами 5-го отдельного авиаполка ГВФ (Архангельск). Возможно, что свою службу он проходил в войну именно там. После окончания войны преподавал в Летной академии в Ленинграде и даже получил квартиру на ул. Пилотов в Авиогородке (около Пулково) Так что вся жизнь его после окончания школы была связана с авиацией.
Вот подпись к фотографии

Я конечно, попробую найти что-нибудь еще, но пока располагаю только этим.

Спасибо: 10 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 4
Зарегистрирован: 16.03.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.12 02:09. Заголовок: Большинство других ф..


Большинство других фотографий дедушки посвящена его полярному прошлому в бухте Тикси, где он был радистом. Много фото отдали в музей Арктики ( по глупости). Сейчас я бьюсь над тем, чтобы выяснить, какое образование и где получил дедушка до поездки в Арктику. Вот еще фотографии. Извините, что не по теме.





Буду искать дальше. Если будет что-нибудь по теме, отпишу обязательно.

Спасибо: 14 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 657
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.12 21:07. Заголовок: Еще раз спасибо Наст..


Еще раз спасибо Насте за фото, а Алексею за материалы о ШМАС на Соловках.

Было бы здорово, если бы Настя подготовила небольшой рассказ о дедушке, чтобы его опубликовать на нашем сайте http://shmas.okis.ru/memory.html

На форуме я еще в 2008-2009 годах опубликовал две ссылки на источники в инете с упоминанием этой школы:

http://shmas.forum24.ru/?1-1-0-00000003-000-10001-0#075

http://shmas.forum24.ru/?1-1-0-00000003-000-10001-0#075.001

Предлагаю фото Насти и пост Алексея с их согласия перенести в ту же тему.



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 9 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 101
Зарегистрирован: 31.01.11
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.12 10:29. Заголовок: ШМАС (ВСР) на Соловках. Ищем информацию по крохам.


К сожалению, по истории школы ВСР авиации Северного Флота на Соловках пока удалось "наскрести" лишь сведения в инете, которые, по терминологии юристов можно отнести к разряду "косвенных", хотя и интересных. Безусловно, главным свидетельством являются фото из личного архива выпускника школы Василия Петровича Глухова (1913-1993), размещённые его внучкой Настей, а также сделанные им на обороте собственноручные надписи, . Выпускник школы юнгов Северного Флота Марс Ашранович Валидов, вспоминает, что вскоре после прибытия на Б.Соловецкий остров часть будущих юнгов "перебазировали из кремля в Савватиево, где когда-то размещалась школа младших авиаспециалистов". Его воспоминания приведены на этом форуме нашим Админом. Гораздо больше информации есть об Учебном Отряде Северного Флота, который базировался на Б.Соловецком острове с начала 1940 года. Штатная структура Учебного Отряда менялась: в его состав входили 5 рот (по упомянутым в предыдущих постах специальностям матросов-курсантов), Школа оружия (так в учебных отрядах ВМФ называли учебные подразделения по подготовке комендоров, минёров, торпедистов), с 1942 года по конец 1945 года- Школа юнгов СФ, осуществившая 3 годичных выпуска юнгов в 1943, в 1944 и в 1945 гг.). К сожалению, больше прямых упоминаний о ШМАС (ВСР) авиации СФ на Соловках не нашлось. Но есть немало косвенных доказательств. Учебный Отряд Северного Флота образован в соответствии с Директивой № 009 Главного Военно-Морского Совета (21.09.1939 г.) на Соловецких островах по Приказу № 073 Командующего Северным Флотом от 05.03.40 г. Командиром отряда был назначен П.С.Броневицкий, в начале войны ему было присвоено звание "генерал-майор береговой службы". С 1941 года комиссаром назначен батальонный комиссар Гришанов В.М. После войны Гришанов В.М. стал вице-адмиралом, начальником ПУРа ВМФ СССР ("главным замполитом Флота"). В своих воспоминаниях "Все океаны рядом" этот известный на Флоте заслуженный адмирал вспоминал о годах, проведённых перед войной и в первый год войны, на Соловках, в Учебном Отряде СФ: "Я неоднократно выезжал на полуострова Средний и Рыбачий, в корабельные и авиационные соединения, для того, чстобы послушать мнение участников боёв о выпускниках Отряда". Возможно, что ШМАС (ВСР) авиации СФ в 1940 году сделал в августе месяце первый и единственный выпуск стрелков-радистов, а затем перебазировался с острова, уступив место подразделениям Учебного отряда СФ. Возможно, ШМАС ВСР существовала до лета 1942 года, когда на месте её дислокации в Савватиево разместили Школу юнгов. К сожалению, сколько-нибудь точной информации нет, а гадать в вопросах истории не стоит.
Что касается грунтовых и гидроэародромов (для "летающих лодок") на Соловках. По свидетельству участника авиафорума ЕВВАУЛ Poul Lev,(сообщение 582-ое), являющегося специалистом по истории морской авиации ВМФ СССР и посетившего Соловки летом 2010 года, в годы войны на Б.Соловецком острове, где в 1940 г. базировалась ШМАС (ВСР) СФ, был гидроаэродром для 2-х "летающих лодок" МБР-2, которые входили в состав 24-го отдельного авиазвена связи Беломорской военной флотилии (БВФ). Другой аэродром (грунтовый) был на ближайшем острове Б.Муксалма, его использовали (зимой-на лыжах, летом- на колёсах) самолёты 15 отдельного транспортного авиаотряда этой же флотилии (БВФ). На фото этого историографа морской авиации запечатлено нынешнее состояние остатков гидроаэродрома, слип (спуск с суши на воду для гидросамолётов), вымощенный кирпичом бывшего здания разрушенной церкви Преподобного Онуфрия Великого. На месте грунтового аэродрома на Большой Муксалме осталось заросшее кустарником лётное поле и каменное здание Святого Сергия Радонежского Скита, которое использовалось в 40-ые военные годы персоналом аэродрома. Самолёт МБР-2 (морской ближний разведчик) разных модификаций -это первенец прославленного авиаконструктора Бериева. Выпускался серийно на Таганрогском авиазаводе с 1936 по 1940 гг., всего выпущено около 1300 штук, что для такого типа гидросамолётов очень немало. Экипаж 3 человека (лётчик, штурман, ВСР). Как разведчик оснащался фотокинооборудованием,аппаратурой для управления с воздуха торпедными катерами, слежением за морскими волнами и течениями, модификации "лёгкого бомбардировщика" оснащались держателями Дер-31 и Дер-32 для подвески до 500 кг авиабомб. Последние модификации оснались двумя пулемётами ШКАС конструкции Шпитального и Комарницкого. Один - на поворотной турели у ВСР в вехней части посреди фюзеляжа, другой - впереди, из него мог стрелять штурман, подняшись со своего кресла в головной кабине, из положения "стоя". На некоторых модификациях передний пулемёт крепился "намертво", стрельбу из него вел лётчик на "лобовом" курсе с неприятелем.
Эти "летающие лодки" Бериева, ласково прозванные морскими авиаторами "амбарчиками", надёжные и безотказные МБР-2 погранвойск Кольского полуострова, наряду с пассажирскими и грузовыми самолётами гражданской авиации ПО-2, ЛИ-2,Г-1, Г-2,ПС-84, СИ-47 в самом начале войны стали основой созданного в Архангельске Северного особого авиаотряда Гражданского Воздушного Флота, позднее переименованного в Карело-Финскую особую авиагруппу Гражданского Воздушного Флота, а 04.11.1942 г. в 5-ый отдельный авиаполк Гражданского Воздушного Флота. Именно в этом полку пролетал всю войну воздушный стрелок - радист дед Насти Василий Петрович Глухов.

Спасибо: 9 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 102
Зарегистрирован: 31.01.11
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.12 10:40. Заголовок: Для Насти - 5-ый оап Гражданского воздушного флота


Северный особый авиаотряд ГВФ
Карело-финская особая авиагруппа ГВФ
5-й отдельный авиационный полк ГВФ
Командиры полка

Николай Александрович Опришко

В июне 1941 г. в Архангельске был сформирован Северный особый авиаотряд ГВФ, который поступил в распоряжение ВВС Северного флота. Позднее на базе этого подразделения была создана Карело-финская особая авиагруппа ГВФ, а 04.11.42 г. ее переименовали в 5-й отдельный авиаполк ГВФ.
Полк состоял из опытных летчиков, которые уже до войны освоили трудные трассы. На вооружении было более ста машин: По-2, Г-1, Г-2, ПС-84, СИ-47, ЛИ-2. Кроме архангельских авиаторов, в полк вошли летчики Апатитского подразделения, эскадрилья тяжелых кораблей из осажденного Ленинграда, звено морских бомбардировщиков МБР-2 погранвойск Кольского полуострова и др.

С первых дней войны летчики части доставляли на передовые позиции боеприпасы, медикаменты, консервированную кровь, вывозили раненых, перебрасывали с одного участка фронта на другой офицеров связи, бомбили передний край обороны противника, летали в тыл врага и к партизанам.

Всего в годы войны полк совершил 50830 боевых вылетов, из них не одну тысячу с посадкой в тылу врага на оккупированной им территории Карело-Финской ССР, а также в Финляндии и Северной Норвегии. Только за 1942 год авиаторы полка перевезли свыше 27 тысяч солдат, офицеров, партизан, доставили на фронт 1400 тонн боеприпасов. На военные объекты противника было сброшено свыше 2 тысяч, тонн бомб, а также сотни тысяч листовок.

Источники информации:

1. Данные Сергея Каргапольцева.

2. Иноземцев И.Г. В небе Заполярья и Карелии. — М.: Воениздат, 1987.

Дата последнего изменения этой страницы: 13.07.2006 9:12

Copyright © 2003 - 2011 Харин В.В.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.



Спасибо: 10 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 152 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 67
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 93 месте в рейтинге
Текстовая версия

Наш чат:


Наши партнеры:

Форум авиатехников

tof.2bb.ru Пограничник

Forumavia.ru Форумы на Airforce.ru

ArmyRus.ru Bigler.ru

Aviation in local war ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ

Locations of visitors to this page

Посетители сегодня:

counter map