Нашему Форуму - 12 лет!

Поздравляем со 105-й годовщиной первого массового набора в ШМАС!

"В самом начале войны, 19 сентября 1914 года, в Гатчинскую авиционную школу прибыло 1130 молодых солдат для обучения наземным авиационным специальностям, поскольку в авиационных отрядах и ротах, выполнявших боевую деятельность, стало не до обучения младших авиационных специалистов. Прибывшие были разбиты на 5 рот, и, получив необходимые знания, в том же году отправились на фронт в авиационные части..."


АвторСообщение
Рядовой




Сообщение: 3415
Зарегистрирован: 19.09.08
Откуда: СССР
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.03.18 17:33. Заголовок: Рукопись, найденная на чердаке


Уважаемая администрация!
В сумке со старыми фотографиями обнаружил несколько листков с рукописным текстом. То ли дневник, толи письмо, написанное, очевидно, дедом, или прадедом. И того и другого уже нет в живых. Спросить не у кого. Прочитал. Понравилось По часто повторяемой в тексте аббревиатуре ШМАС нашел ваш сайт и решил отправить вам оцифрованную мной копию документа. Моего прадеда действительно звали Михаил Васильевич, но к фамилии Ситников наша семья не имет никакого отношения. А, может быть, это чье-то чужое древнее послание, но история, всё-таки. Может быть кто-то и заинтересуется. Спасибо.

( Михаил Жуков )


Рукопись, найденная на чердаке

Весна 1939-го года…Пришло и Мишкино время отправляться в армию.
Призыв в Москве это совсем другое действо, чем в деревне, или в каком-нибудь провинциальном городке. Там это, можно сказать, всенародное гуляние.
Хотя повестки военкомата получают лишь избранные, нервное возбуждение охватывает весь населенный пункт. Ведь это их соседи, почти родственники, уходят в новую, неизведанную жизнь, а они остаются здесь, среди кур, немощеных улиц и изб , или одноэтажных домов.
В Москве же это семейное таинство, сопровождаемое вздохами матери, наставлениями отца по опыту многолетней давности, бесконечные встречи с девушкой, готовой выслушивать исповедь души и вообще прощание с цивилизацией.
Но Мишкино отлучение от цивилизации оказалось, если можно так сказать, неполным.
Он был направлен на обучение в ШМАС – школу младших авиационных специалистов, расположенную в Монино, подмосковном городке, куда можно было доехать на пригородном поезде, что он и сделал в составе еще десяти счастливцев, ибо служить в авиации считалось очень престижным в любом качестве.

Форма, шеврон с крылышками и всё такое. Неизвестно, что повлияло на эту удачу: то ли занятия в радиокружке Дома пионеров, то ли просто московское происхождение, но на следующий день после призыва Мишка уже стоял у ворот КПП места своей службы.

Школа делилась на классы по специальностям обучения. Мишку зачислили в класс механиков РЭО ( радиоэлектронной аппаратуры ), поместили в казарму и ознакомили с распорядком. Все свободное от занятий время в казарме царствовал старшина роты, а сами занятия проводили преподаватели- офицеры, или старшие сержанты.
В классе было 35 курсантов, на стенах развешаны плакаты со схемами, изображениями радиостанций и приборов обслуживания, на столах и стеллажах стояли живые образцы этой аппаратуры, Была в школе и библиотека, где под расписку можно было получить учебную литературу с устрашающими печатями СЕКРЕТНО.

Ну, и конечно же, украшением всего военного городка был плац, на котором курсанты прессовали полученные на занятиях знания. Запомнилось построения с тумбочками, или матрацами для проверки порядка в последних. Вот была мука держать строй и одновременно держать тумбочку, внимательно следя, чтобы из неё не выпало что-нибудь запретное.

Несколько раз приезжали родители с той самой девушкой. Их пускали на территорию для «чаепития». И, вообще, служить в «учебке» было привольно, даже интересно.

Мишка прочитал в библиотеке кроме обязательных инструкций с десяток несекретных книг и журналов, и в одном из них с особым интересом ознакомился с историей жизни и деятельности сербского ученого Никола Тесла.
Великий был ученый и инженер незаурядный. Имел больше 500-от патентов на изобретения, среди которых были такие, что аж голова кругом. Ну, например, беспроводная передача электроэнергии, трансформатор высокочастотного напряжения, да много там было изобретений описано, но Мишка далеко не все понял.

Мишкина любознательность не осталась незамеченной. После полугода обучения Мишка выпустился из школы сержантом с отличными оценками и был рекомендован начальником училища для дальнейшей переподготовки с перспективой занятия должности преподавателя ШМАС .

Для повышения квалификации Мишку командировали слушателем на курсы повышения этой самой квалификации при московском авиационном институте им. Серго Орджоникидзе (МАИ).

Переподготовительное отделение, в которое зачислили Мишку, занималось в корпусе радиофакультета МАИ и добросовестно долбало там конструкцию и приемы ремонта новейшей самолетной радиостанции РСИ-4. Курсы были рассчитаны на две недели, жили слушаки в студенческом общежитии, и уж пошлялись они по Москве от Сокола до Красной площади за милую душу!

Новый призыв в родной ШМАС Мишка встретил уже с кубарём мл.лейтенанта и на должности преподавателя радиодела.

И тут началась война!
Многие преподаватели- офицеры подали рапорты об отправке их на фронт, но рапорты эти не торопились удовлетворять. Видно, у командования были другие планы на технический персонал авиачастей. И вдруг, как снег на голову.

Приказ Мишке и еще двум преподавателям прибыть для дальнейшего прохождения службы в Якутск, в расположение 1-ой Красноярской перегонной авиадивизии. Мишка остолбенел. Какой нафиг Якутск? Какая перегонная дивизия? Идет война, парни кладут жизни на земле и в небе, а тут перегон какой-то! Но, приказ есть приказ, и вот уже Мишка Ситников (это фамилия такая у Мишки, Ситников) заходит в дверь с надписью «Управление кадрами».
Там его зачисляют в 1-ый ПАП в должности радиомеханика и сообщают, что борт СИ-46 вылетает из Якутска тогда-то, тогда-то, полярное обмундирование получить там-то, там-то. По прибытии явиться в хозяйство Мазарука и получить дальнейшие предписания. В набитом под завязку Сикорском Мишка узнает, что он вместе с попутчиками будет перегонять полученные по ленд-лизу американские самолеты с Аляски в Красноярск.

Для этой цели организована авиалиния Алсиб протяженностью около 10000 км , начиная с Аляски, через Берингов пролив,Чукотку, Камчатку, через Верхоянский хребет, через всю восточную Сибирь, а уже в Красноярске самолеты снова разберут, отстыкуют крылья и по железной дороге отправят на фронт. Вся трасса перегона разбита на 5 участков, каждый обслуживается соответствующим ПАП- перегонным авиаполком: 1-ым, 2-ым и т.д.
А первый, Мишкин, ПАП базируется, вы не поверите, на военно-воздушной американской базе Фербенкс, что на Аляске. И вот,7-го октября 1942 года транспортник приземлился на аэродроме Ленд-Филд, что в 23 км от Фербенкса, Мишка слез спиной вперед по трапу, обернулся и все внутри у него замерло.

Такого впечатляющего зрелища он и представить себе не мог. На огромном забетонированном поле строго по ниточке стоят новенькие самолеты: истребители Аэрокобра, Кингкобра, Киттихоук, Тендерболт, бомбардировщики Митчелл,, Тексон, Дуглас Си-46, Дакота.
Тогда Мишка ещё этих названий не знал, но впечатление было ошеломляющее. Над всем этим авиационным морем возвышались командная четырехэтажная вышка, за ней шесть огромных ангаров, как потом выяснилось, отапливаемых, а внутри здания офицерский клуб, столовая, кинотеатр, общежитие. И во всем этом царстве Мишке предстояло жить, работать и впитывать незнакомую окружающую его со всех сторон страну.

В общежитии тех состава Мишка сначала даже засомневался- туда ли их привели. Комната на двоих, двухэтажные кровати задвигаются шторками, внутри у каждого индивидуальная лампочка. Шкаф! Шкаф вместо тумбочки и в довершении всего Зер-ка-ло. Для Мишки, привычного к спартанской ШМАС-овской жизни, такой комфорт показался оскорбительно излишним.
Во время перелета попутчики рассказывали о жизни технарей в других ПАП-ах, про открытые, продуваемые 40-градусной стужей стоянки, костры, обогревающие всю ночь двигатели самолетов, наспех сколоченные зеками подобия бараков, туалеты на улице. Единственной отдушиной у них была баня, которой, кстати, в Фербенксе не было.
Зато была душевая на этаже, рядом туалет с умывальником. Но, самый чувствительный удар нанес бар.

Для русского мужика, да ещё и молодого это как удар в челюсть. Представляете: ярко освещённый зал, в котором вокруг танцевальной площадки стоят столики, окруженные диванами с высокими спинками, на которых сидят, даже полулежат летчики, механики и неизвестно откуда взявшаяся гражданская публика вперемежку с элегантными девушками.
Очень может быть, что они только по началу показались Мишке элегантными, но шелковые чулки, невиданные ранее откровенные платья и аккуратные красивые прически делали своё дело мгновенно У всех в руках бокалы со спиртным, которое продаётся за валюту тут же у стойки, тоже окруженной высоченными стульями. Ну и зачем нужны такие высокие стулья? Чтобы выпить бокал-другой виски, слезть с небоскребного стула и идти снова танцевать под удивительную музыкальную машину, которая сама меняла пластинки и включала музыку, стоит только опустить в неё 50 центов..
Может быть, они на этих стульях ещё что-нибудь делают. Наши летуны пользовались у местных девушек, надо сказать, большой популярностью. Очень большой!

Вообще-то, близких отношений с аборигенами советским военнослужащим заводить не рекомендовалось, но здесь партийно-чекистское слово не работало. И некоторые летчики гордо щеголяли по базе, демонстративно показывая женский чулочек, торчащий из-за лацкана.

Это было, типа, такой сигнал даме-обладательнице сувенира, что мужчина, получивший его в свое время, непротив повторить свидание. С английским-то поначалу было совсем туго.
Ходил Мишка сначала и в кино, но фильмы тоже были на английском, не захватывало, зато всё внимание доставалось спутнице.
По всей трассе АЛСИБа была предусмотрена радио-навигационная служба.Т.к. американские самолеты, даже истребители, были оборудованы связными бортовыми радиостанциями, осуществить такую задачу не представляло труда.
Однако ,особенности геодезии и климата Сибири накладывали свои особенности на её решение. Сильные магнитные поля, исходившие от Верхоянского хребта и нестабильная магнитная обстановка во время северного сияния сильно искажали азимуты приводных станций и затрудняли навигацию по наземным радиомаякам.

Идеальным было бы ведомым самолетам ориентироваться на место нахождения самолета-лидера, имеющего штурмана в своём экипаже, и уж наверняка никогда не сойдущего с трассы. Уже были случаи заблудившихся в тумане и однозначно погибших пилотов-перегонщиков. И тут Мишка вспомнил про Никола Тесла, который сделал свою знаменитую катушку, излучающую пучок энергии, который можно обнаружить на достаточно большом расстоянии с помощью обычных наушников. Он собрал эту установку, добавил к наушникам пилота истребителя бифилярную катушку-антенну и получил мини радиолокатор, который определял положение самолета –лидера простым поворотом головы летчика.

Мишка опробовал свою установку на Виллисе и, получив положительный результат, подал рапорт о повсеместном использовании его изобретения при перегонах по АЛСИБу. Решение по этому вопросу пресекла Победа, но дальнейшая научная судьба Михаила Ситникова свернула в сторону московского прикладного института связи именно по этой причине.

Наши летчики получали приличную зарплату в валюте. Даже при пересчете на девальвированный доллар получалась внушительная сумма, еще премии за удачно перегнанные самолеты. Механики получали только премии, но тоже в валюте, поэтому могли посещать и бар, и кинотеатр и бутик, т.е. магазин.

Но скоро эта лафа кончилась. Начиная с 1943 г. нашим командованием в Фербенксе был открыт клуб советских летчиков со всеми сопутствующими этому названию порядками. Особенно увлекательны были политинформации и кинофильмы типа «Секретарь райкома».

Вместо музыкальной машины с американскими блюзами появился старый патефон с тупыми иголками и заезженными пластинками. К 1944 году наши технари, да и летуны тоже, прилично пообтрепались, ведь поле Красноярска обмундирование не меняли. Но потом начальство спохватилось, и новые погоны прилаживали уже к новой «шерстянке».

В сентябре 1945г. Мишкин ПАП-1 расформировали и передислоцировали на Чукотку, а где-то там, по ту сторону Берингова пролива лила горючие слёзы Хелен Мак-Класки очаровательная задорная переводчица из потомков первой волны русской эмиграции.




ВАШМ №5
11 рота, 3 взвод
май-ноябрь 1973
Спасибо: 6 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 227
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 50 месте в рейтинге
Текстовая версия

Наш чат:


Наши партнеры:

Форум авиатехников

tof.2bb.ru Пограничник

Forumavia.ru Форумы на Airforce.ru

ArmyRus.ru Bigler.ru

Aviation in local war ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ

Locations of visitors to this page

Посетители сегодня:

counter map