Нашему Форуму - 12 лет!

Поздравляем со 105-й годовщиной первого массового набора в ШМАС!

"В самом начале войны, 19 сентября 1914 года, в Гатчинскую авиционную школу прибыло 1130 молодых солдат для обучения наземным авиационным специальностям, поскольку в авиационных отрядах и ротах, выполнявших боевую деятельность, стало не до обучения младших авиационных специалистов. Прибывшие были разбиты на 5 рот, и, получив необходимые знания, в том же году отправились на фронт в авиационные части..."


АвторСообщение
Подполковник




Сообщение: 1
Зарегистрирован: 22.10.08
Откуда: Казань
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.10.08 15:47. Заголовок: Афганистан


Уважаемые форумчане!

За время войны в Афганистане за речкой побывали не только офицеры и прапорщики, но и огромная братия младших авиационных специалистов. Они обслуживали аккумуляторные батареи и радиостанции, заменяли агрегаты и клепали пробоины фюзеляжа, несли службу ДСП, сутками сидели за баранкой спецмашин на аэродромах, они погибали на минных полях и при обстрелах, горели в машинах, они жили жизнью своей части... О применении авиации в локальных конфликтах собирается материал на сайте http://www.skywar.ru<\/u><\/a> Там же собираем списки частей, а информации по авиамеханикам почти нет. Но Вы же были там!!! Заходите на сайт, будем рады любым дополнениям и замечаниям по темам сайта. Готовы разместить Ваши воспоминания и фотографии.
С уважением, один из админов сайта, инженер по АО, Кандагар 87-88гг

Кто хочет, тот может! Спасибо: 7 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 41 , стр: 1 2 All [только новые]


Старший лейтенант




Сообщение: 355
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.10.08 16:21. Заголовок: Добрый день! Рад пр..


Добрый день!

Рад приветствовать на нашем форуме офицера, война-интернационалиста!

Наш форум создан чуть более месяца назад, но других форумах по ШМАС, можно сказать, на прародителях, появлялись служившие в Афгане. А пока могу предложить лишь следующее:

Выпускники ШМАС - герои нашего времени

КОМАНДИРОВКА НА ВОЙНУ
http://school-sector.relarn.ru/dckt/echo/2001/01_02/war.htm

Известно, что много выпускников Канской ШМАС участвовало в той войне...

А вообще если задать в поисковиках "Авиамеханик Афганистан" получите много фамилий, в том числе и ныне здравствующих...

Удачи вам!

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Подполковник




Сообщение: 2
Зарегистрирован: 22.10.08
Откуда: Россия, Казань
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.08 06:58. Заголовок: Благодарю за добрые ..


Благодарю за добрые пожелания! Обязательно посмотрю по вашим ссылкам. Надеюсь, что и эдесь, на страницах этого форума, появятся ребята, у которых Афганистан оставил неизгладимый след в жизни.
Надеюсь также и на то, что они более "дружны" с компьютером, чем старшие офицеры .
С уважением,

Кто хочет, тот может! Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Подполковник




Сообщение: 3
Зарегистрирован: 22.10.08
Откуда: Россия, Казань
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.10.08 15:02. Заголовок: Отправляю несколько ..


Отправляю несколько фото из архива Зинченко ВП, бортового техника Ми-24, Кандагар 86-87гг.

Заправка Ми-24


Запуск Ан-12 от ЭГУ


Работа вооружейников при подготовке борта к боевому вылету


Авиамеханики гр. регламанта и ремонта ВиД (когда в Союзе механики облепляли вертолет при выполнении работ, их называли "черная сотня"
То же, только вид сбоку
Работы по замене пневматика шасси



Зарядка АСО-2В (тепловые ловушки для ракет ПЗРК)


А так располагалось тех.имущество на стоянке


А в таких "самоварах" ДСП кипятил верблюжью колючку, которую все пили. Классная вещь
А к ремонту этой балки наверняка приложили руки выпускники ШМАС.

С уважением,

Кто хочет, тот может! Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 363
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.08 17:34. Заголовок: Огромное спасибо за ..


Огромное спасибо за фотографии, Анатолий!

Готовы к полноценному обмену информацией и разместить у нас на форуме баннер вашего сайта, как с делали это по другим нашим партнерам (внизу главной страницы)!


Гульхана. Ноябрь 1983 года
(подготовка НУРСов к боевому применению)
Взято с сайта http://man3.narod.ru/pogran_avia_afgan/voina.htm

Еще раз спасибо!
и...
Всех благ!

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 381
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.08 21:18. Заголовок: Хороший сайт Игоря ..


Хороший сайт Игоря Белова (Учебное подразделение ВВС - в/ч 21816, г.Самарканд, УзССР, СССР) и
(221 ОБМО ВВС - в/ч п.п 17755 (колонны 1311, 1312, 1313) Кабул, Афганистан)
http://www.ruswar.com/army_ru.htm


Камаз "шаланда" из колонны 1312 и штурмовик Су-17 на Баграмском аэродроме

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 382
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.10.08 08:46. Заголовок: Еще один интересный ..


Еще один интересный сайт: ФОТАБ!

Авиационный фотоальбом
АФГАНИСТАН, 1979–1989 гг.
http://www.bellabs.ru/Fotab/AFGAN-80/AFGAN-80.html


Афганистан (предположительно аэродром Файзабад, очевидно 1986-87).
Оригинальная подпись: "Домой!"
Фото: "Шурави", lisovoy@tula.net


Ми-8, Афганистан.
Коментарии к фото сделанные Солдатенковым Сергеем Алексеевичем:
"Вертолёт Ми-8, слева - Солдатенков С.А. 1988 год, февраль. Афганистан, кишлак Мусакала, операция «Гильменд-88».
Вертолет вероятно из Шиндандского полка".
фото: предоставил СОЛДАТЕНКОВ С.А.

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Подполковник




Сообщение: 4
Зарегистрирован: 22.10.08
Откуда: Россия, Казань
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.08 16:10. Заголовок: Благодарю за теплые ..


Благодарю за теплые слова, ссылки и предложение "дружить домами" !
Сайт и альбом Игоря Беляева смотрел с большим интересом. Их колонны, похоже, вывозили н наше техимущество из Кандагара. С В.И. Лисовым виртуально уже знакомы. У него, кстати, оЧЧень интересные рассказы и не только об афганском житье-бытье. Ему еще и на Кавказе повоевать довелось. Рекомендую почитать его рассказы на Варе http://artofwar.ru/l/lisowoj_w_i/ . Солдатенкова постараюсь найти, пока на указанный вами сайт не выходил. Кнопку нашего сайта отправляю по эл. почте.
С уважением,

Кто хочет, тот может! Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
Подполковник




Сообщение: 5
Зарегистрирован: 22.10.08
Откуда: Россия, Казань
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.08 16:13. Заголовок: Да, забыл написать, ..


Да, забыл написать, что с погранцами мы тоже дружим (см. раздел "Ссылки" http://skywar.ru/links.html )
С уважением,

Кто хочет, тот может! Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 405
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.08 11:14. Заголовок: И вам спасибо! Бан..


И вам спасибо!

Баннер ваш уже размещен у нас на форуме.

Надеюсь, что скоро здесь появются и наши коллеги-афганцы, которым отправил приглашение с других (забытых) форумов по ШМАС!


"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Подполковник




Сообщение: 6
Зарегистрирован: 22.10.08
Откуда: Россия, Казань
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.08 16:42. Заголовок: Admin пишет: Баннер..


Admin пишет:

 цитата:
Баннер ваш уже размещен у нас на форуме.


Да, вижу. Оперативно!

Мой однополчанин, Александр Мезенцев написал в Кандагаре вот такую песню про работу техсостава. Нам понравилась
Мезенцев А.В. Кандагар 1987 год

С уважением,


Кто хочет, тот может! Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1
Зарегистрирован: 05.12.08
Откуда: Запорожье
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.08 14:00. Заголовок: Коротко: Паплака 81 ..


Коротко: Паплака 81 - Кабул 81-83 матчасть МиГ 21Р СД и САПС ТЭЧ. Приветствую всех на сайте, персональный привет и уважение Анатолию.

Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
Ефрейтор




Сообщение: 55
Зарегистрирован: 30.09.08
Откуда: Россия, Архангельск
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.08 16:40. Заголовок: Для Вас ребята htt..


Для Вас, ребята http://artofwar.ru/

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 636
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.08 16:56. Заголовок: Сергей Гилевич пишет..


Сергей Гилевич пишет:

 цитата:
Коротко: Паплака 81 - Кабул 81-83 матчасть МиГ 21Р СД и САПС ТЭЧ. Приветствую всех на сайте, персональный привет и уважение Анатолию.


Привет, Сергей!
Может зайдете на ветку Paplaka (Лиепае), в/ч 59251 , расскажите о себе подробнее. Там один ваш сослуживец по школе скучает, жалуется на посещаемость...А ведь наш форум существует меньше трех месяцев!

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 3
Зарегистрирован: 05.12.08
Откуда: Украина, Запорожье
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.08 17:21. Заголовок: Похоже (если фото сд..


Похоже (если фото сделано в 84 г.) что баграмская СУшка, судя по подвесному фотоконтейнеру, наши последователи доблестная 263 ОАЭ ТР

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Подполковник




Сообщение: 8
Зарегистрирован: 22.10.08
Откуда: Россия, Казань
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.08 07:49. Заголовок: Привет, Сергей! Рад ..


Привет, Сергей!
Рад видеть тебя! Давно не пересекались. Есть ли какие новости по 263 ОАЭ ТР?
Да! м-ра Ананьева (комэску 80-81) в список эскадры добавил.
С уважением,


Кто хочет, тот может! Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 5
Зарегистрирован: 05.12.08
Откуда: Украина, Запорожье
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.08 13:59. Заголовок: Здравствуй Анатолий!..


Здравствуй Анатолий! Спасибо за работу. Мой сайт начал приносить плоды. Прошлые выходные встретились с однополчанином у меня дома вспомнили под коньячок. Довольны оба как слоны, ну а времени наговориться как всегда не хватило. Совет всем, мужики если есть какие-либо контакты с сослуживцами бросайте все встречайтесь общайтесь это очень нужно и важно. Время уходит, уходит жизнь. Всем добра и счастья.

Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
Подполковник




Сообщение: 9
Зарегистрирован: 22.10.08
Откуда: Россия, Казань
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.08 15:36. Заголовок: Привет, Сергей! Очен..


Привет, Сергей!
Очень рад Вашей состоявшейся встрече! (тем более под коньячок !) Ты совершенно прав, Сергей по поводу встреч, и я двумя руками голосую "За!". Другой жизни, ребята, не будет! Не надо откладывать встречи "на потом". В сентябре мне удалось принять участие во встрече однополчан 280 овп (Кандагар), приехал за 1,5 тыс.км. Кроме однополчан нашей смены приехали и те, кто служил в ней раньше, кого мы и не знали. Уверяю всех - от этого встречи становятся только богаче общением, потому как не из книжек и газет узнаешь историю, а от людей, которые ее писали.
С уважением,

Кто хочет, тот может! Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Подполковник




Сообщение: 10
Зарегистрирован: 22.10.08
Откуда: Россия, Казань
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.08 13:35. Заголовок: Ребята! Поздрвляю в..


Ребята!
Поздравляю всех с Новым 2009 годом и Рождеством! Персонально - тех, кого уже знаю: Владимира Андреева и Сергея Гилевича!
Будьте здоровы! Удачи и успехов во всем! Пусть исполняются Ваши желания! А пока, маленький подарочек от меня

С уважением,

Кто хочет, тот может! Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 9
Зарегистрирован: 05.12.08
Откуда: Украина, Запорожье
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.08 18:12. Заголовок: Анатолий спасибо за ..


Анатолий спасибо за поздравления. В свою очередь я поздравляю тебя и твоих близких с наступающим Новым годом желаю крепкого здоровья, счастья и удачи. А до Нового года т.е. завтра 27.12.1979 третий молча, стоя и до дна.

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 720
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.08 13:55. Заголовок: Анатолий Сивков пише..


Анатолий Сивков пишет:

 цитата:
Ребята!
Поздравляю всех с Новым 2009 годом и Рождеством! Персонально - тех, кого уже знаю: Владимира Андреева и Сергея Гилевича!


Спасибо Анатолий! И тебе всех благ!



Стол накрыли, для хороших гостей самую дорогую не пожалели...


"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Подполковник




Сообщение: 11
Зарегистрирован: 22.10.08
Откуда: Россия, Казань
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.08 07:46. Заголовок: Admin пишет: ...сам..


Admin пишет:

 цитата:
...самую дорогую не пожалели...


А так ли хорошо содержимое , как упаковка?
Вы там, ребята, давайте уж без фанатизма

Всех благ!
С уважением,

Кто хочет, тот может! Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 17
Зарегистрирован: 05.12.08
Откуда: Украина, Запорожье
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.09 13:21. Заголовок: C 20-ти летием вывод..


C 20-ти летием вывода войск Вас мужики!
"Прощайте горы вам видней
Кем были мы в стране далекой.."

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 40
Зарегистрирован: 02.02.09
Откуда: Russia
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.09 15:44. Заголовок: Поздравляю вас, солд..


Поздравляю вас, солдаты и офицеры! Неужели уже 20 лет прошло? Во всех образовательных учреждениях России проводятся утренники, посвященные этой дате (15февраля?) Я сам хоть и не служил в Афгане, но для меня вывод войск-не пустой звук. Я тоже служил в ТуркВО (87-89), к нам на аэродром перелетела оттуда 302я ОВЭ, и для нас это тоже был маленький праздник: не будет больше авральных сборок вертолетов, не отправят за речку, да и вообще, за Родину не так обидно... Спасибо, вам, дорогие мои, что оттянули за нас боевую лямку!

Есть у нас тут, по-меньшей мере, один Mechanic на Канской ветке, он служил в в/ч 36988 г.Газни, 239ОВЭ вооруженцем, но, почему-то сюда не заходит. Кроме того, Олег МартышкО служил после окончания Паплаки в самолетном полку в Афганистане.

Анатолий, Ваш доблестный 280й ОВП дислоцировался поначалу в Кагане, вы там успели послужить? А когда выводились в Леонидово (февраль или май?), не в Кагане делали промежуточную? И еще у меня вопрос, как к боевому специалисту по АО: насколько эффективными были все эти Липы, Уши и АСОшки против ПЗРК?

За нас, за ШМАС! Paplaka Весна-Осень 1987г
Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
Подполковник




Сообщение: 12
Зарегистрирован: 22.10.08
Откуда: Россия, Казань
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.09 16:54. Заголовок: Всех нас поздравляю ..


Всех нас поздравляю с приближающейся годовщиной вывода войск!
Неоднозначная дата 15 февраля, но, все-таки, отношусь к ней, как к дате окончания войны. Для меня война закончилась в ночь с 25 на 26 июля 88-го, когда меня сняли с дежурства и в составе передовой команды отправили в Мары. Основной состав полка перелетел 4 августа через дозаправку в Шинданде. Ушли на Сахалин через неделю, в Кагане был обед и дозаправка. Там, кстати, встретили ребят из 181 овп (Кундуз), который готовились к перелету в Пружаны. В Кагане служить не довелось, пришел в Кандагар по одиночной замене из Сызрани. Об эффективности применения разного вида защит от ПЗРК написано немало книг, есть много инфы и в сети. Под рукой сейчас нет, к сожалению, по памяти - повышали эффективность защиты до 85%. Надеюсь, что кого-то и спасли все эти доработки. Там, за речкой, проценты никто не считал. Видел однажды демонстрацию наведения ракеты для летчиков: сбросили САБы и по ним, чуть в сторону, пустили ракеты, которые благополучно развернулись на САБЫ. Сам ухода ракет на АСОшки не наблюдал ни разу, да и маломощные же они были на вертолетах, не то что на "Горбатом". Но все эти прибамбасы никто не снимал. А за время нашей смены (87-88гг) была сбита 24-ка, которой, увы, ничего не помогло. случилось это 16 февраля 1988г., 2 члена экипажа м-ры Беляев и Хабибуллин сгорели на месте.
На форуме вертолетчиков есть человек, который пишет историю Каганского полка, свяжитесь с ним, может быть сможете чем-то помочь. Наш командир полка, п/п-к Игнатов Е.И. тоже пришел из Кагана.
С уважением,

Кто хочет, тот может! Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
Подполковник




Сообщение: 13
Зарегистрирован: 22.10.08
Откуда: Россия, Казань
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.09 17:29. Заголовок: Присоединяюсь к позд..


Присоединяюсь к поздравлениям администрации сайта! желаю всем нам МИРА и взаимопонимания!
Улыбнитесь ветеранам на улице! Не стесняйтесь подойти и поздравить их!
Сегодня пропустил старушку, всю в медалях, спешащую через дорогу на красный свет.
Она улыбнулась мне, а я - ей и плевать, что сзади уже начали сигналить.
С уважением,

Кто хочет, тот может! Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.06.09 14:49. Заголовок: Илибаев Владимир Ива..


Шувалов Герман Александрович

Родился 14 мая 1940 года в д. Алексеевское Даниловского района.
В 1958 году окончил даниловскую среднюю школу № 12.
В 1959 году призван в ряды ВС СССР. В/ч 33746 – ШМАС (школа младших авиационных специалистов). После годичного обучения направлен в авиаполк космодрома Байконур, на должность старшего бортового авиамеханика самолета Ан-2, где проходил службу с 1960 по 1962 год.
После срочной службы в армии работал шофером в г. Данилове.
В 1964 году призван на переподготовку в учебный центр г.Вязники Владимирской области. Присвоено офицерское звание и должность - техник вертолёта Ми-1.
В 1969 году призван в кадры при в/ч 61902 г.Торжок Калининградской области, на должность – старшего техника вертолёта Ми-8.
В 1974 году полк перебазирован в г.Цулукидзе Грузинской ССР.
В 1979 году в составе экипажа направлен в ДРА, где участвовал в боевых действиях в составе ограниченного контингента советских войск с июня по октябрь 1980 года , в\ч 21964.
Совершил 257 боевых вылетов в должности бортовой авиатехних, воздушный стрелок.
Награждён орденом «Красная звезда»
В 1982 году уволен в запас по выслуге лет в звании старшего лейтенанта.
С 1982 года работал водителем в Даниловской ЦРБ.
Женат, имеет троих детей.
В настоящее время проживает в городе Данилове.

Илибаев Владимир Иванович

Родился 3 сентября 1961 года в д. Верхне-Иванево Балтачевского района Башкирской АССР.
Получив среднее образование в октябре 1979 года призван Балтачевским РВК в ряды ВС СССР.
Курс молодого бойца проходил в г. Раквере Эстонской ССР.
По окончании школы младших авиаспециалистов направлен в пограничные войска, в/ч 2199, г. Южно-Сахалинск.
С 1981 года проходил службу сверхсрочно.
В августе 1982 получил звание прапорщика и направлен для прохождения дальнейшей службы в качестве бортового механика вертолёта МИ-8.
Проходя службу в в/ч 2199 откомандирован в состав ограниченного контингента советских войск в Афганистане.
По возвращении из командировки проходил службу в в/ч 12567 на должностях: зав. складом, старшина батареи, старший техник.
С октября 1995 года - военный пенсионер.
В настоящее время проживает в городе Данилове.

http://www.adm.yar.ru/a_center/admref/analit/DANILOV-KNIGA.pps


Спасибо: 2 
Цитата Ответить
Подполковник




Сообщение: 14
Зарегистрирован: 22.10.08
Откуда: Россия, Казань
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.06.09 15:54. Заголовок: Афганец А как можно..


Афганец
А как можно связаться с этими ребятами? Через Вас?

С уважением,

Кто хочет, тот может! Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 1296
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.07.09 09:05. Заголовок: Анатолий Сивков пише..


Анатолий Сивков пишет:

 цитата:
Афганец
А как можно связаться с этими ребятами? Через Вас?


Анатолий! Судя по тому, что товарищ не отвечает и не регистрируется по каким-то причинам, то наверное нужно связаться с администрацией сайта, где опубликована эта информация.

А мне понравилась идея - публиковать на этой теме рассказы и воспоминания наших коллег о службе в Афганистане и других горячих точках...

Вот интересная статья об старшем механике...

5 февраля 809-ому учебному авиационному полку исполняется 57 лет

...Старший механик авиационного оборудования, старший прапорщик Воротыло Николай Васильевич родился в 1948 году в Черкасской области. После школы, получив профессию в ФЗУ, проработал год на производстве. В декабре 1967 года его призвали в армию и направили в Днепродзержинскую школу младших авиационных специалистов (ШМАС). Изучал электрооборудование самолета в группе авиационного оборудования. Через полгода учебы, его с двумя товарищами из взвода поезд вез в Казахстан, на «седьмую площадку» в боевой полк. Именно там проводились испытательные полеты на боевое применение. Николай попал служить в отдел мишеней.

На взлетное поле из солончака летчик сажал самолет, которому предстоял последний взлет. Это были самолеты разных типов, от МиГ-15 до МиГ-21. В кабину для балансировки загружались мешки с песком и устанавливалась автоматика. Взлет производился в автоматическом режиме, затем самолетом управляли дистанционно, по радио. Это уже был не самолет, это была маневрирующая воздушная мишень, которую сбивали с другого самолета пуском ракет. Служба в районе озера Балхаш была интересной и после двух лет срочной службы, Николай Васильевич остался на сверхсрочную.

Но через некоторое время грянули сокращения, и Николай вернулся домой. На железнодорожном вокзале вечером случайно встретил двоюродного брата, Владимира Мельника, который в это время служил заместителем командира АЭ в Ахтырке. С мая 1971 года Николай Воротыло уже служил в в/ч 19109 старшим механиком авиационного оборудования. С 1980 по 1982 годы - начальник группы высотного специального снаряжения. С введением новых, 5 и 6 АЭ, предложили стать старшиной эскадрильи. В августе 1986 года его, вместе с десятью сослуживцами, направили в командировку на ликвидацию аварии на Чернобыльской АЭС. Наши авиационные специалисты не очищали энергоблок от радиоактивного мусора. Они занимались совершенно иным делом, но не менее опасным. Как известно, над самым реактором зависали вертолеты, с которых сбрасывали песок и другие конструкции на реактор. После наработки определенного времени, эта авиационная техника попадала в руки авиационных специалистов, которые занимались дезакгивизацией. Только сам редуктор вертолета излучал 20 рентген. Драили, чистили, обрабатывали, чтобы в свою часть вертолеты были возвращены с допустимой нормой излучения. Через месяц их заменили специалисты из Великой Кручи.

На следующий год, новая командировка, теперь уже в республику Афганистан. Проходил службу на аэродроме Кабул, где дислоцировались и советские войска, и афганские. Взлетная полоса в Кабуле в направлении с запада на восток, делит аэродром на две части. С востока к аэродрому подступают горы, поэтому взлет и посадка осуществлялась только в западном направлении, где была лощина и так называемая «зеленка». На южной части аэродрома находились афганцы на самолетах Ан-30, с северной стороны - наши АЭ, на самолетах Ан-12, Ан-24, Ан-26, вертолеты Ми-24 и Ми-8. Чуть позже посадили и штурмовики Су-25. Перед взлетом транспортного самолета, вначале в небо поднимались две или четыре «вертушки» Ми-24, которые летали по курсу взлета и затем сопровождали самолет, отстреливая противоракетные ловушки. Это было связано с большими потерями от переносных зенитных ракетных установок, которые использовали душманы. Запомнился Николаю случай, который произошел вскоре после прибытия в Кабул. На взлете самолет Ан-12БК столкнулся с вертолетом Ми-24, который производил посадку. В результате ошибки диспетчера, от самолета остался один двигатель, погибло 18 человек. Несколько случаев потерь на аэродроме Кабул были с вертолетами Ми-24, когда из стрелкового оружия на взлете попадали в пилота. В тесной кабине, оператор, который находился в передней кабине, не мог справиться с управлением, которое зажималось во второй кабине, и вертолет падал в конце полосы, на глазах у всех и... взрывался.

Старшина подразделения Воротыло, по службе бывал и в штабе 40-й армии, который находился в бывшем дворце Амина. Дворец в 1979 году был окружен шестью кольцами обороны и вся близлежащая территория простреливалась.

С местной властью существовали договорные отношения, они должны были сообщать о появлении в их кишлаках душманов. Однажды, во время выполнения полета на разведку погоды, самолет командира полка был обстрелян духами. Он по радио поднял эскадрилью и этот кишлак сравняли с землей. А после обеда, в этот же день моджахеды взорвали склад боеприпасов, который находился за стоянкой на аэродроме Кабул. Бомбы оглушительно рвались. Был мрак. В июне 1988 года на аэродроме Кабул ракета попадает в крыло самолета Су-25. А самолеты стояли вплотную друг к другу и как спички, один за другим вспыхивают и сгорают восемь самолетов. Уцелел один самолет, который был прицеплен к тягачу для выполнения ремонтных работ. Водитель автомобиля успел запустить двигатель и отогнать машину с самолетом на безопасное расстояние. Обстрелы проводились ежедневно с 15 до 18 часов. Участвовал прапорщик Воротыло и в операции «Магистраль» по освобождению Хоста. В октябре 1988 года он вернулся в Ахтырку на должность старшего механика авиационного оборудования. Было ему только 40 лет. Но в армии решили провести омоложение личного состава и уже в 1990 году, в числе первых 20 человек, старшего прапорщика Воротыло Н.В. уволили в запас.

Леонид Дмитриевич и Николай Васильевич являются активными членами городского совета ветеранов войны и военной службы «Честь имею» МУСУВ и часто выступают перед подрастающим поколением.

5 февраля 809 учебному авиационному полку исполняется 57 лет. Возле памятного знака в микрорайоне Дачный, на митинг в 12 часов соберутся сослуживцы. С Днем части, дорогие однополчане.

Автор Газета "Лидер"
02.02.2009 г.
Ильдар БЕКБУЛАТОВ
http://www.okhtyrka.net/content/view/3088/106/

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
Подполковник




Сообщение: 15
Зарегистрирован: 22.10.08
Откуда: Россия, Казань
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.07.09 11:26. Заголовок: Admin Спасибо, очен..


Admin
Спасибо, очень интересный рассказ!

Место про столкновение Ан-12 с Ми-24 особенно памятно, т.к. именно на этом борту мы должны были с ребятами возвращаться из Кабула в Кандагар с имуществом АТИ. Народу, желающего улететь было полно и экипаж взял только наше имущество и только одного нашего пр-ка (начальника склада АТИ 205 овэ) в качестве сопровождающего (в гермокабину брали не больше 11 человек и брать 4-х из одой части не стали), мы же, три инженера, остались в Кабуле ждать следующую оказию. У экипажей, если мне не изменяет память, оказались похожие позывные, разницу в которых диспетчер не почувствовал, а командир Ан-12 разрешение на заруливание Ми-24, принял за разрешение на взлет для себя. По стечению обстоятельств, как помнится, борт перевозил ещё и бочки с краской и ГСМ. Все содержимое грузовой кабины вспыхнуло, дверь после столкновения заклинило, поэтому никто не спасся. Вот такая судьба...Вечная память ребятам...

Потеря двух звеньев Су-25 и взрыв склада (только, по-моему, при обстреле РС) тоже на слуху. А вот упоминание по поводу "отстрела" экипажей на взлете надо поискать. Не исключено, что корреспондент от себя добавил. Где-то зимой 87-88гг. "Комсомолка" отправила в Афганистан свою корреспондентшу, после возвращения которой появился очерк "Командировка на войну", который нагнал жути и кошмару на моих (и не только, наверно моих) родных и близких. Они до сих пор вспоминают эту статью, в которой во временной промежуток недельной командировки были сбраны случаи потерь за полгода, но читатель ведь не знал ничего об этом. Мы же, когда читали эту газету - плевались и материли "тетеньку", нагнавшую жути.

А ребят из книги памяти Данилова попробую найти через Ярославцев, там есть знакомые.

С уважением,

Кто хочет, тот может! Спасибо: 6 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 22
Зарегистрирован: 05.12.08
Откуда: Украина, Запорожье
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.07.09 18:00. Заголовок: Разрешите "пять ..


Разрешите "пять копеек".

Admin пишет:

 цитата:
Взлетная полоса в Кабуле в направлении с запада на восток, делит аэродром на две части. С востока к аэродрому подступают горы, поэтому взлет и посадка осуществлялась только в западном направлении


Взлет действительно осуществлялся в сторону западных гор т.е. в сторону "Теплого стана", заход на посадку как правило (всегда!) со стороны долины от Пули-Чархи. Поэтому текст следует читать "С запада к аэродрому подступают горы.....". Извините если что не так.

Анатолий, приветствую! На прошлой неделе после 30-ти летнего перерыва встретились однокласники. Был на ней и кандагарский вертолетчик 280-го ОВП Юра Кошурников. У тебя на сайте его фото. Он был приятно удивлен.

Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
Подполковник




Сообщение: 16
Зарегистрирован: 22.10.08
Откуда: Россия, Казань
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.07.09 06:48. Заголовок: Сергей Гилевич , при..


Сергей Гилевич , привет!
Рад видеть и слышать тебя!

Молодцы что нашли в себе силы и время встретиться через столько лет! Особенно рад, что в таком далеком, но таком близком Запорожье есть однополчане. Сообщи Юрию мою почту, буд рад однополчанину!

Знаешь, а мне тоже показалоась какая-то нестыковка с направленниями взлета, но вдаваться не стал
С уважением,

Кто хочет, тот может! Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 1408
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.09 15:48. Заголовок: Сообщение от Sanslav..


Сообщение от Sanslav, 26.04.2009 01:12 с форума Balancer.Ru » форумы » Форумы Авиабазы » ИБА » 166 Гвардейский Краснознаменный иап (в/ч 10227), аэродром...

166 Гвардейский Краснознаменный иап (в/ч 10227), аэродром Марнеули (Сандар), Грузия. Часть 4

 цитата:
Андрей Игнатьев написал и справедливо заметил:

Хочу внести дополнения в историю полка, в части его службы в Афганистане.

Я служил во 2 эскадрилье, командиром 2-го отделения (группа АВ, ст. лейтенант Данилов Андрей, командир эскадрильи подполковник Левошин, старшина -ст. прапорщик Оганезов). Один из группы солдат (23 человека: 15- пришли наземным ходом, 8 - прилетели на ИЛ-76), которые в ноябре 86 вернулись с полком из Афганистана, сопровождали материальную часть дивизии.

Потерь в Афганистане личного состава полка было - два человека. Про прапорщика с 1 эскадрильи написано подробно в форуме. Но почему-то никто не вспоминает про гибель рядового Курганского, группа АО 2-й эскадрильи (начальник группы капитан Рыбаков). Володя Курганский 1966 г.р. погиб 10.12.85 г. на посту КПП от случайного выстрела.

Один солдат (из Казахстана парень) подстрелил другого из-за неосторожного обращения с оружием. В январе 1986 был показательный суд в полку, парню дали 4 года строгого режима. Часть гудела-"несправедливо".

Курганский служил в полку с 4.11.1985 г, прибыл в полк со Стерлитамакской ШМАС.
Номер части был В/Ч ПП 40864. Прошу помянуть его в честь 20-летия вывода войск с Афганистана, и как частичку славного гвардейского полка.

В начале октября 1986 года 2-я эскадрилья вернулась в Шиндант из командировки в Баграм. По возвращению было объявлено, что назначен полк на замену и часть начинает готовится к выводу. Поскольку ЗАКВО менял полк ТУРКВО, было принято решение демонтировать оборудование ТЭЧ и ППР. До этого менялись полки одной дивизии и матчасть не передавалась.

27 октября 1986 года колонна около 50 КАМазов, в которой помимо водителей возвращался весь командный состав ТЭЧ под командованием майора Гаркавого, выехала из Шинданда по направлению на Кушку. Расстояние там около 300 км было.
В Туругунди прибыли поздно вечером, сдали оружие и снаряжение. Потом 4 дня грузились в полувагоны и 1 ноября около 5 вечера пересекли границу.

Далее ночь в Кушке, затем Мары (получили денежное довольствие) и до Красноводска.
Там состав загнали на паром, пересекли Каспий до Баку и 8 ноября прибыли в Марнеули. Шедевр для 15 солдат был еще тот: в 6 утра проснулись - одни. Состав стоит и никого. Так познакомились с хинкалями на ж/д вокзале.


На фото Игнатьев Андрей

http://forums.airbase.ru/2008/06/t62425,11--166-gvardejskij-krasnoznamennyj-iap-v-ch-10227-aerodrom-marn.html



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 4 
ПрофильЦитата Ответить
Подполковник




Сообщение: 17
Зарегистрирован: 22.10.08
Откуда: Россия, Казань
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.09 10:08. Заголовок: Admin Как я понял В..


Admin
Как я понял Вы зарегистрированы на http://forums.airbase.ru ,. Большая просьба: сообщите Sanslav мой адрес или мне - его. С указанного Вами форума без регистрации связаться с ним не могу, а оЧЧень хочется, т.к. про нахождение 166 ИАП а за речкой у нас, увы, ничего нет, а это - непорядок .

Сергей Гилевич! Привет тебе! Как жизнь? Давно "не слышались"
С уважением,

Кто хочет, тот может! Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 23
Зарегистрирован: 05.12.08
Откуда: Украина, Запорожье
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.09 16:50. Заголовок: Анатолий приветствую..


Анатолий приветствую! Да вроде все нормально. Я тут на "одноклассниках" завис.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 1447
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.12.09 21:13. Заголовок: 30 лет назад советск..


30 лет назад советские войска вошли в Афганистан


Сперва советских солдат в Афганистане принимали как друзей. Фото из книги "Трагедия и доблесть Афгана"

Сегодня исполняется 30 лет с момента ввода советских войск в Афганистан. Границу они пересекли в ночь на 25 декабря и начали продвижение в сторону Кабула. А уже через два дня "Альфа" штурмовала президентский дворец.



Единственная ведущая к дворцу Амина дорога-серпантин сегодня покрыта асфальтом. А вот сам Тадж-Бек уже десятилетия остается разрушенным.

Дворец, после вывода советских войск переживший десятки штурмов, и сейчас находится в окружении иностранных военных баз. Однако афганская армия всё-таки смогла вернуть дворец Амина без боя.

"После изгнания талибов во дворце Амина пытались закрепиться канадцы, но потом забросили это место. Сбежали по соображениям безопасности. Дворец как был, так и остался очень уязвимым. Это место легко обстреливается", - поясняет афганский военный Нигмамат.

Эта операция вошла в учебники всех спецслужб мира. Захват Тадж-Бека поручили группам "Альфа" и "Зенит". Они на бронетехнике должны были прорваться к дворцу. Для выполнения боевой задачи двигатели завели ровно в 19:30 по кабульскому времени, когда в радиоэфире прозвучало: "Шторм-333".

Наши силы были распределены на 2 кольца. Внутреннее, состоящее из бойцов "Альфы" и "Зенита", должно было сжиматься и, захватив дворец, уничтожить Амина. Задача внешнего была держать круговую оборону и никого не допустить на помощь охране дворца Тадж-Бек, которая более чем в 4 раза превосходила наши силы. Именно во внешнем кольце действовал мусульманский батальон. Переброшенный в Кабул, якобы, для усиления охраны дворца. Сформированное из узбеков, таджиков и туркменов подразделение было переодето в афганскую военную форму, а потому, внешне мало чем отличалось от охраны Хафизуллы Амина. Зенитные установки открыли по дворцу шквальный огонь и бэтээры со штурмовыми группами устремились вверх по серпантину.

"Моей группе надо было проехать с торца дворца, по узенькой дорожке подняться и довезти туда штурмовые группы. Любой ценой хотя бы одну группу подвести. Пулеметчики расстреляли посты охраны, которые были, и мы продвинулись. На серпантине был подбит мой БТР. Огонь был очень сильный", - вспоминает командир группы спецназа Рустам Турсункулов, штурмовавший в декабре 1979 года дворец Амина.

Все развивалось так стремительно, что первую помощь раненым, а таковыми в итоге стали практически все участники штурма, смогли оказать только после его окончания. Когда через 43 минуты после начала боя руководителю операцией генералу Дроздову по рации доложили: "Главному - конец". Эта надпись как раз на входе в то помещение, где Хафизулла Амин был прошит автоматной очередью. Пятеро погибших среди спецназа КГБ и семеро - в мусульманском батальоне. Им суждено было стать первыми в многотысячном списке. Пока эвакуировали раненых, начался ввод советских войск в Афганистан.

Сегодня генерал Валерий Востротин, стал героем Советского Союза в Афганистане ещё старшим лейтенантом. Как непосредственный участник ввода войск, говорит, 30 лет назад его необходимость была очевидна.

"Главная цель - не пустить туда американцев. А чтобы их не допустить, нужно занять их место там. А для этого нужно лояльное руководство. А Амин, к тому времени, уже посматривал на США. У нас были другие задачи - защитить безопасность своих границ", - объясняет командир роты ограниченного контингента советских войск в Афганистане Валерий Востротин.

И задачу эту, пусть и такой ценой, выполнили. По мнению многих экспертов, именно вторжение в Афганистан отсрочило распад Советского Союза не менее чем на 10 лет.



http://www.vesti.ru/doc.html?id=333049&cid=7

Энрико Франческини | La Repubblica
30 лет назад СССР вторгся в Афганистан. Западные разведки не были готовы к этой операции
http://www.inopressa.ru/article/24Dec2009/repubblica/afghan.html

Лента новостей: 30 лет назад ввели войска в Афганистан
http://www.tv100.ru/news/30-let-nazad-vveli-vojska-v-Afganistan-18530/

Афганистан, конец декабря 1979-го – начало января 1980 года
Воспоминания непосредственного участника событий 30-летней давности
http://nvo.ng.ru/history/2009-12-25/10_afganistan.html


Вечная память погибшим советским войнам!!!

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 4 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 90
Настроение: ЗАШИБИСЬ!!!
Зарегистрирован: 22.02.09
Откуда: Россия, Сокол
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.12.09 22:53. Заголовок: Позволю себе не согл..


Позволю себе не согласиться.
Эксперты, как всегда отчасти страдающие манией величия, опять перетосовали события. Афганистан скорее приблизил распад Советского Союза, чем отсрочил. А то и стал одной из косвенных причин.

Чортков, в/ч 78425, 4-я рота, май-ноябрь 1980 г.
Чортков, в/ч 26253, 1-я рота радиовзвод, декабрь 1980 - июль 1981 гг.
Овруч, в/ч 22582, 1-я рота радиовзвод, июль 1981 - май 1982 гг.
Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Подполковник




Сообщение: 18
Зарегистрирован: 22.10.08
Откуда: Россия, Казань
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.09 20:26. Заголовок: Вот отрывки из "..


Вот отрывки из "Записок военного советника" . Автор Аблазов Валерий Иванович

Горячая зима

Декабрь 1979 года

24.12.1979 г. Увеличилась интенсивность грузовых авиаперевозок. Диспетческие службы с трудом справляются с нагрузкой.

25-26.12. 1979 г. Гул транспортных самолетов в воздухе стал непрерывным. Шли большие потоки транспортных самолетов. Самолеты параллельно садились на аэродромы Кабул и Баграм. Запрета на международные рейсы нет. На смотровой площадке аэропорта Кабул пассажиры, индусы и пакистанцы, в ожидании своего рейса наблюдали за реальным десантированием Советской армии. Самолеты садились с минимальными интервалами, не выключали двигатели, притормозив, начинали разгрузку. Толстобрюхие транспортники освобождались от бронированных машин, вооружения, десантников и без промедления уходили на взлет. Выгрузившиеся подразделения по им одним известным командам двигались по разным направлениям к местам сосредоточения. Воздушная операция была бы совсем блестящей, если бы не потеря одного Ил-76. При выполнении посадочного маневра он врезался в одну из вершин, окружающих аэродром Кабула. В результате погибли семь человек экипажа и 34 десантника. На улице уже темнело и эху мощного взрыва в горах предшествовала сильнейшая вспышка, мгновенно осветившая заснеженные горные вершины.
Международным рейсом Москва-Кабул самолетом Ил-62 прибыли семьи советников Герасименко В. и Новикова А. Самолет сел в интервале между военно- транспортными самолетами. Новикова прилетела с маленькой дочкой. Обычно “десятка” задерживала жен на 3-4 месяца, мотивируя опасностью ситуации в стране. Наверно, сей час, по их мнению, ситуация стала совсем безопасной… Или это демонстрация безопасности?
Боевые машины десанта с такими родными лицами наших солдат на броне появились в микрорайонах, в которых жили советники. Колония советников встречала их с искренней радостью. Последние недели зимы напряженность витала не только в воздухе, в информационном поле, но и в душах людей. Постоянные инструкции о собственной и коллективной безопасности, повышение степени защиты и охраны не давали повода для беспечности. А теперь пришли наши - все страхи позади. Жители микрорайона живо общались с солдатами. Узнали от них, что уже две недели они маются по снегам, мерзнут в броне и о горячей пище вспоминают только во сне. Инициативные женщины быстренько организовали горячие супчики для солдат. Некоторых десантников удалось затащить в гости в соседние дома, в которых жили советские советники, и дать возможность умыться и нормально поесть. Десантники не сразу справились с таким “нападением”, вели себя напряженно и осторожно. Они готовились совсем к другому и пока еще не знали, что им предстоит завтра. Дети советников облепили боевые машины и безудержно лезли общаться с десантниками.
На форме прилетевших советских солдат и бронетехнике нет эмблем Воздушно-десантных войск. Командир одного из экипажей пояснил, что это не разгильдяйство. Их заставили вычистить все признаки ВДВ еще перед вылетом, маскировали под обще-войсковые части, ссылаясь на какое-то международное соглашение, запрещающее перемещение и применение войск быстрого реагирования. Он говорил, но сам понимал, что “шила в мешке не утаишь”.
Местные афганцы были поражены такими встречами на улицах родного города, но к пришельцам относились доброжелательно, угощали мандаринами, чаем, сигаретами. Складывалось впечатление, что они встречали армию-освободительницу.
Погода дала десанту высадиться, но теперь начинается снегопад.

27.12.1979 г. Утром генерал Егоров А.А. вылетал на Ми-8 в предполагаемый район катастрофы, но точного места падения из-за сильного снегопада не нашли.
Накануне начавшихся событий видел в Кабуле выпускника Киевского авиационного училища, бывшего главного инженера ВВС и Военного Атташе, Акрама.
День предвыходной. Несмотря на видимые существенные изменения в обстановке, рабочий день прошел по сокращенной программе. В домах отключили электричество и отопление, было холодно и неуютно, сидели не раздеваясь. Неожиданно прибыл переводчик штаба ВВС и ПВО Назим Салманов. Нашу группу из пяти человек (Стадниченко В.Д., Аблазов В.И., Герасименко В.Д. Добролюбов А.Н., Владимиров В.В.) вызывают на работу. В дороге все переглядывались между собой, пытаясь спрогнозировать цели этого вызова, но так и не додумались ни до чего. В штабе ВВС и ПВО обстановка боевая: не мельтешит афганская охрана, их сменили десантники, перед штабом и внутри него развернуты новые радиостанции. В кабинетах знакомые советники перемешались с советскими офицерами в полевой форме и какими-то солидными людьми в пальто и шляпах.
Генерал Орлов О.Г. прервал свой разговор с генерал-полковником Гайдаенко И.Ф., который руководил в Кабуле всей военно-транспортной операцией, и обратился к нам: “Вы – боевая группа. Сейчас объявлена повышенная боевая готовность. Ваша задача: в случае объявления полной готовности №1 блокировать руководство и управление Училища ВВС и ПВО, не допустить вооружения, направления курсантов и офицеров для усиления охраны в штаб ВВС и ПВО, а также их вооруженного выступления по другим задачам. Объясните твердо и настоятельно начальнику Училища Джурабеку, что положение в аэродромной зоне и в городе в целом контролируется нашими десантниками и во избежание эксцессов и не согласованных действий все курсанты должны находиться в классах без оружия, а офицеры на своих рабочих местах. Все вопросы взаимодействия, в том числе и решение поступивших им от афганского командования приказов, должны решаться только через нас. Численность группы я сокращаю – Герасименко В.Д. остается здесь для организации закрытой связи. По всем возникающим вопросам обращаться непосредственно ко мне.”.
В кабинете начальника Училища ВВС и ПВО без нашей команды уже было собрано все руководство. Афганцы за видимой флегматичностью не могли скрыть своего волнения и неуверенности. Мы разъяснили им, что ранее установленные схемы действия по готовности № 1 являются недействительными. При этом на усиление охраны штаба и других объектов из Училища никто не должен быть направлен. Далее пересказали в менее категоричной форме задачу, поставленную нам Орловым О.Г. Афганцы посовещались между собой на непонятном нам языке пушту и видимо приняли какое-то решение. Телефонный звонок на столе начальника Училища привлек внимание всех присутствующих. Джурабек снял трубку, молча выслушал и сказал: “Есть!”. Положив трубку, он посмотрел в нашу сторону и больше вопрошающе, чем утверждающе, сообщил: “Объявлена 1-я готовность”. Теперь уже мы вместе составили схему размещения курсантов по аудиториям, назначили старшими офицеров, определили процедуру закрытия и опечатывания комнат с оружием, закрепив за каждым советником объекты контроля и ответственности. Джурабек после нескольких минут сомнения все-таки попросил разрешения связаться с Главкомом. На противоположном конце трубку снял Орлов О.Г., который от имени Главкома подтвердил данные нами указания. Неожиданно наша группа усилилась - пришел наш “особист” Николай со своим переводчиком. Николай доверительно сообщил нам так, чтобы не слышали афганцы, что одной из опасных фигур является начальник авиационного факультета Вазери и его необходимо держать под контролем и в случае опасности блокировать. Мы пригласили Вазери и деликатно объяснили ему, что он нам постоянно нужен здесь для организации управления наиболее многочисленным факультетом. После нескольких неудачных попыток выйти из кабинета он, наконец, понял свое место в сложившейся ситуации. Другой “фигурой особого контроля” оказался Адамхан, начальник политотдела Училища, но его появление здесь не ожидалось т.к. его задержали где-то на подходе. Внешне, со стороны все мы - и руководство Училища, и боевая группа советников имели грозный вид: автоматы, рожки, рассованные по всем карманам курток, брюк и пальто да еще заткнутые за пояс пистолеты без кабур. Но я больше чем уверен, что никто не представлял себе своих действий хотя бы на шаг вперед. Советники заняли позицию так, что руководство Училища оказалось в глубине кабинета, ближе к большому столу своего начальника. Но как афганцы поведут себя в решающий момент? И когда этот решающий момент наступит? И как должны вести себя мы? Многое определялось тем, что большинство из присутствующих афганцев – воспитанники Киевских военных ВУЗов. Пока их согласия и подчинения удавалось добиться силой убеждения и только возможной угрозой применения оружия. В кого стрелять? Напротив стоят и сидят все свои. Лицемеры, интриганы, двурушники есть. Но кто враг, который может опередить? Периодически офицеры и советники выходили для контроля за охраной оружейных комнат и поведением курсантов.
Вдруг началась интенсивная стрельба. Стреляли сразу в нескольких местах. Наиболее сильно стрельба велась в районе складов прямо перед окнами кабинета и в стороне Главного командного пункта. Автоматные и пулеметные очереди перемежались с разрывами каких-то более мощных снарядов. Это и стало тем решающим моментом. Я заволновался. Снял с предохранителя свой АКМ, но, посмотрев сначала на афганцев, которые даже не потянулись к своему оружию, а потом на своих, стал успокаиваться. Все внешне спокойны, но чувствуется, что эмоции подавлены, т.к. нет естественного соответствующего возбуждения и ответной реакции. Узнать, что происходит, не удается. Городской телефон, прощально звякнув, отключился. Внутренние телефоны перегрузились, связи запутались, выйти на Орлова О.Г. не удалось. Выход афганских офицеров для контроля прекратили. К оружейным комнатам ходим сами. Дали команду всем афганцам пропускать советских без ограничения. Стрельба то вспыхивает, то затихает. Сыпануло автоматной очередью по цоколю и первому этажу нашего здания и одновременно послышался шум моторов. Это подошли боевые машины десантников. Это наш новый аргумент, можно быть более спокойным. Стрельба теперь уже никого не волнует, хотя десантники, немного постояв, ушли. В 23.00 на радиоволне радиостанции Душанбе и даже диктором этой радиостанции было передано сообщение о том, что к власти пришли новые прогрессивные силы во главе с Кармалем Бабраком. А около 3-х часов ночи по этой же радиостанции передали сообщение, что Амин за свои злодеяния приговорен к высшей мере и приговор приведен в исполнение. Руководителем страны стал Кармаль Бабрак. Далее было передано его заявление. Только теперь окончательно прояснилось, что происходит в стране и в каких событиях мы участвуем. Джурабек в шкафу нашел старые журналы с составом первого правительства ДРА. Там они все вместе: Тараки, Амин и Кармаль Бабрак. Вытащил из рамки на столе фотографию Амина, посмотрел на портрет, висящий на стене, и, как бы ища поддержку у окружающих, спросил: “Что делать? Снимать или подождать? Да чего ждать, его же уже нет”. Сам же, встал на стол, снял и портрет Амина со стены. Можно представить, что творилось у него в душе. Всего несколько дней назад по указанию Главного политического управления на собрании офицеров он поносил последними словами предателя и врага государства Кармаля Бабрака.
Во двор вьехало несколько боевых машин десанта (БМД). Остановились, моторы ревут. Вышел на улицу, нашел командира – жаль, что не к нам, заблудились, им надо на аэродром. Показал дорогу. Они лихо развернулись, снесли фонарный столб, зацепились за угол здания, разбив собственные фары, и умчались.
Наступает утро 28 декабря 1979 года. Похоже, что мы свою задачу выполнили. Но я где-то потерял запасную обойму от пистолета. Их у меня дома полно, но эта с выжженным номером пистолета. Неприятный осадок. Плохо не то, что потерял, а то, что кто-то ее найдет. Обошел все точки, где пролегал ночной маршрут. Результата нет. Хотел плюнуть на все это дело, а тут навстречу Джурабек: “Вот на диване, где Вы сидели, нашел обойму. Не Ваша ли?”
В Баграме 27 декабря 1979 года команда от Амина для летчиков все-таки прошла. Ее блокировать не удалось. Летчики заняли места в кабинах и запустили двигатели. Однако на этот случай в конце полосы были установлены орудия, которые должны были предотвратить взлет. На шум работающих двигателей на стоянки прибыли БТР и стали огнем поливать бетонку перед самолетами. Вылет не состоялся.

28.12.1979 г. Утром и нам на помощь подошли боевые машины десанта. Они привезли советских солдат для охраны оружейных комнат. Чтобы они не заблудились их сопровождал переводчик Назим Салманов. Получено распоряжение: все афганские военнослужащие должны сдать все виды оружия под охрану десантников. Выдавать оружие разрешалось индивидуально под нашу ответственность и в нашем присутствии. Афганские офицеры возмущены этой акцией, но все подчинились. Понесли автоматы и пистолеты. Сдавали оружие по упрощенной схеме: положил и ушел. У тех, кто прибывает на службу, оружие отнимают десантники на первом кордоне, у въезда на территорию аэродрома. Они не деликатничают и не церемонятся. Прибывающие офицеры возмущены, и в связи с этим, симпатии к Советской армии не высказывают. Местное руководство без паузы разворачивает пропагандистскую работу. Вызвали секретарей парторганизаций. Текст воззвания на магнитофон для последующей внутренней ретрансляции записал Саид Мубарак Шах. Курсанты в который раз аплодируют новой власти.
Передал домой в микрорайон, дом 115, что остался на дежурство на вторые сутки, а это значит, что жив, здоров и со мной все в порядке. Страшно представить, что было бы с ними, если бы хоть на время в том районе наши утратили контроль над ситуацией. Афганская охрана превратилась бы в палачей… Кто виноват? Сам! Сам ошибся, что согласился на их приезд сюда, сам должен быстро, при первой же возможности, отправить их обратно в Киев.
Ночью посмотрел на десантников. Курсанты-афганцы окружили их, пытаются разговаривать. Ни те, ни другие не знают языка, но удивительно понимают друг друга. Афганцы принесли свои одеяла, носят сигареты, чай, конфеты, поистине теплая дружеская встреча. Поговорил с десантниками. Их комбат, капитан Алиев, наполовину афганец, очень горд, что прибыл сюда помогать. Прилетели они из Белоруссии, Узбекистана, витебские и ферганские. На аэродромах в снегу на сухом пайке просидели по две-три недели. 50-му полку не повезло с самого начала: при погрузке на железной дороге один упал с платформы, ударился головой об рельс и скончался. Жертвы авиационной катастрофы тоже из их числа. Много полегло ферганцев при штурме резиденции Амина. “Нам втолковали, что мы идем помогать Амину, а мы пришли и убили его. Какие сказки нам еще расскажут?”.
16.20. Срочно - Орлову, Дадыкину от начальника гарнизона Мазари-Шариф:
В Мазари-Шериф арестован брат Амина Абдула. Вместе с ним задержаны еще три человека: Хар Голь, Абдула Джалиль, Амук. Шофер сбежал, попытался купить машину за деньги, но тоже задержан
На ночь нам поставили кровати, но сон не приходил. Джурабек (начальник Училища): “Хорошо у нас получилось не так, как в Пухантуне (пехотном училище) и гарнизоне Баграм. Но если бы и здесь были некоторые офицеры, также могла бы пролиться кровь”.
В Пухантуне успели вооружить курсантов и направить их на автомашинах на усиление охраны Министерства обороны. По дороге их машины были обстреляны, до цели не доехали, много жертв.
В Баграме в кабинете начальника гарнизона были убиты два представителя, которые пришли его арестовывать. Предположили, что это сделал сам начальник, который исчез из гарнизона. Его задержали в аэропорту Кабула, зазвали в комнату советников и, когда из Баграма пришла информация об убийстве, Назим Салманов надел на него наручники. В обойме пистолета у него не хватало трех патронов, но потом версия не подтвердилась, его алиби подтвердил командир отряда ВТА Низамов.
В нашем районе стрельба была из-за того, что офицеров Главного командного пункта блокировать не удалось. Они из окон здания начали обстрел штаба. На выходе из Хаджироваша (территории аэродрома) из гранатомета с противоположной стороны дороги подбили БТР. Механик-водитель погиб. Стрелявший скрылся.
При проверке афганских караулов была обстреляна машина, убиты четыре офицера.
Для поиска жертв катастрофы ИЛ-76, документов экипажа и сопровождающих генерал-полковник Гайдаенко И.Ф. вызвал группу альпинистов ЦСКА, которые проходят тренировочные сборы на Тянь-Шане. Все они в ярких альпинистских пуховках заметно выделяются среди зеленой массы войск. В составе группы два прапорщика, остальные гражданские. Список группы альпинистов, получивших оружие (10 человек): Ильинский Е.Т., Смирнов В.А., Валиев К.Ш., Хрищатый В.Н., Попенко Ю.С., Фомин С.Г., Пантелеев Н.В., Луняков Г.Е., Роднищев В.Е., Воскобойников А.П. Они говорят: “Живешь и не знаешь, что где-то происходят такие события”. Они очень сожалели, что нет с ними обеспечивающего их вертолета, который натренерован для посадок в горах.

29.12.1979 г.
9.50. Генерал-полковник Гайдаенко И.Ф.: Передать начальнику аэропорта, что полеты внутренние и международные разрешены.
9.55. Группа в составе: 2 Урала, 1 БТР, 28 человек ушли в горы. В Гаршаке - тяжелораненый. Полковник Катичев просит доставить его в Герат.
11.55. Вертолет Ми-8 из Шинданда вылетел за тяжелораненым. Герат просит прислать вертолет за 3-мя ранеными из 5 мотострелковой дивизии, которые находятся в больнице г. Герата.
На 29.12.1979 г. Амином планировалась расправа над политзаключенными во всех тюрьмах. Кроме того, готовились акции против советников. Во всех частях на эту дату были намечены большие торжественные сборы по поводу 15-й годовщины НДПА. Ранее на всех праздниках выпивка была за советской стороной, а закуска за афганской. А на это раз везде были ощутимые запасы спиртного, приобретенного афганцами. Нам забитый экзотическими иностранными сосудами шкаф демонстрировал Джурабек. Говорят, что напоить и изолировать советников была установка сверху. Кроме того, был замысел “несанкционированного случайного” обстрела жилых микрорайонов с последующим принесением извинений и наказанием виновных в случае неудавшейся акции.
Доходит информация о событиях 27.12.1979 г. в других районах Кабула. В Министерстве обороны к начальнику Генштаба Якубу пришел генерал Костенко и представил ему командира десантной дивизии и сопровождающих лиц. Сели беседовать, пить чай. В чае Якуба оказалось снотворное, которое начало действовать при приближении к часу “Ч”. Заметив это, Костенко и командир дивизии ушли. А трое сопровождающих остались. Якуб почувствовал, что оставшиеся ведут себя не совсем, как гости, и попытался уйти в смежную комнату, где у него была охрана. Это ему не удалось, он был ранен, один охранник убит, а второй охранник был ранен, но выпрыгнул из окна кабинета. Потом всех раненых и убитых сносили в подвал и проводили опознание. Якуба опознал нынешний министр финансов и лично добил его. Якуб лично уничтожил его семью. Обнаружили в кабинете Якуба аппаратуру для прослушивания разговоров в рабочих комнатах советников.
Основные события проходили в районе нового дворца Амина. Туда были брошены главные силы. Амин собрал приближенных на торжественный обед, где их всех отравили, но наши же врачи их и откачали. Тогда ввели в действие “силовой вариант”. Но охрана Амина уже была готова к обороне и сопротивлению. В ходе боя Амин был убит.
Солдат-десантник рассказал, что при выдвижении ко Дворцу никто не осознавал, что это настоящий бой, пока не появились первые убитые и раненые.
Капитан-десантник по горячим следам рассказал как они блокировали афганский «командос». Наш советник нарисовал план, как туда проехать. Потом все плевались – такое впечатление, как будто советник никогда там не бывал. Найти было трудно. Жмем, чувствую, что проскочили. Развернулись и погнали обратно. Мы привыкли, что у нас КПП – это видное здание, а здесь – развалина. Подъехали как раз вовремя. Из ворот выкатывается танк. Ударили по нему для острастки осколочным. Он сразу сдался. Оставил около него одну машину, а сам в объезд вокруг территории. И точно – из другого КПП выкатываются два танка. Тоже врубил осколочными. Второй сразу капитулировал, а первый прет. Тогда сыпанули по нему из крупнокалиберного пулемета. Остановился и он. Танкисты вывалились и бросились бежать. По ним тоже очередь. Офицер согласился выполнять требования. Но вдруг слышу – стали заводить моторы. Приказал заглушить. Наши БМД, проломив ограду, поставил вокруг. Мало ли что может быть. А так все видно. Среди ночи наш парень подходит и говорит: «Гранатометчики ползут». Они, дураки, не знают, что у нас приборы ночного видения. Ползут, жмутся к земле, а мы их, как в кино, видим. Пришлось врубить «по первое число». Отбили охоту до конца.
В последних числах декабря в районе Кундуза в одной из афганских частей были убиты четверо наших советников.
Жену Тараки выпустили из тюрьмы, ее поселили в 113 доме нового микрорайона. Она ничего не знала о судьбе мужа.
Вера Свобода, жена летчика-инструктора, в микрорайоне организовала охрану и оборону нашего жилища. Она “поставила под ружье” всех домочадцев, научила пользоваться автоматом, забаррикадировала входные двери (благо, вся мебель металлическая), проинструктировала по мерам безопасности (к окнам, дверям не подходить, отдыхать в коридоре и др.), организовала суточное дежурство. Не такие они беззащитные наши женщины.

Полностью, а также другие воспоминания В.И. Аблазова можно найтьи здесь:
http://artofwar.ru/a/ablazow_walerij_iwanowich/.

С уважением,


Кто хочет, тот может! Спасибо: 6 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 424
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.11 14:22. Заголовок: АВИАЦИОННЫЙ ФОРУМ AV..


АВИАЦИОННЫЙ ФОРУМ AVIA.RU
Тема: Вертолеты в Афгане


 цитата:
HQ пишет:

Вот еще вопрос касательно "зверологии" применявшихся типов вертолетов:
Известно о применении Ми-8Т/ТВ/МТ/МТВ/МТЯ/МБ , Ми-24Д/В/П/К, Ми-6/ТЗ, Ми-10ПП, Ми-2 случалось ли встречать какие либо другие модификации? Афганские Ми-4 кто нибудь видел?

Касательно техсостава, большинство прибывало со сменой и возвращалось на родину через, примерно, год службы, но у некоторых (в основном срочники - авиамеханики) значится полуторогодичное прибывание в ДРА? Они что "сами по себе" там служили, не имея отношения к пересменкам?


Интересный ответ, содержащий конкретные фамилии. Вот бы найти этих бойцов...

 цитата:
Полковник пишет:

У 8-ой серии были 8ВзПУ,9(ВКП);
24: Р, РХР;
6: А
На 87 год Ми-10 у нас не было и у демократов Ми-4 тоже.
Бойцы "люфтваффе" самостоятельно не ротировались.Тока в составе вэ. Бойцы подразделений тыла и связи возможно
================================================================================
HQ пишет:

Полковник!
Ми-24Р/РХР - какие задачи в ДРА решали? Неужели была работа по прямому назначению?
Ми-2/10 применялись единично только в первый год войны, но все же участвовали в БД, потому их назвал.

По авиамеханикам есть конкретные примеры:

Бензар Георгий Ильич
, 26.11.1965, с.Щуцкое Доманевского р-на Николаевской обл. Призван 05.04.1984 г. Доманевским РВК.
В Афганистане: 31.10.1984 г. - 07.05.1986 г. Рядовой. Авиамеханик в/ч, пп 70419 (Кундуз).

Бизько Андрей Константинович, 08.06.1963, с.Чимишены Криулянского р-на, Молдова. Призван 06.10.1981 г. Братским РВК Николаевской обл.
В Афганистане: 01.10.1987 г. - 10.02.1989 г. Прапорщик. Ст.авиамеханик в/ч, пп 11595 (Кабул).

Заинчковский Олег Викторович, 29.06.1966, г. Новая Одесса Николаевской обл. Призван 06.1985 г. Новоодесским РВК.
В Афганистане: 24.10.1985 г. - 21.06.1987 г. Рядовой. Авиамеханик в/ч, пп 65235 (Шинданд).

Все срочники и после нескольких месяцев учебки - Афган "до упора"...

http://www.forumavia.ru/forum/8/1/3400276443121546521118067381_3.shtml<\/u><\/a>



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 627
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.12 14:17. Заголовок: Письмо с сайта shmas.okis.ru


Письмо с сайта shmas.okis.ru

 цитата:
21 января 2012, 17:13

Здравствуйте!

Я ищу сослуживцев Валерия Андреевича Волошина (23.4.1965 - 5.7.1984), который погиб в Афганской войне. В ВС СССР призван 26.4.1983 Беляевским РВК (Одесская обл., Украина). Сам родился в с. Выгода, Беляевского р-н., Одесской обл. Украина. Он был рядовой, водитель-газификаторщик- наполнитель. С октября 1983 г. в республике Афганистан (информ. не проверена). Проходил учебку в в/ч 22002 (Ташкет, Узбекская ССР), потом в/ч пп 29761 (Кабул). Числиться ли Валерий Андреевич в ваших списках, возможно Вы его знали.. или подскажите как искать сослуживцев?

С уважением,
Евгений Волосевич
Интернет-сообщество "Жители села Выгода"
e.s.volosevich@gmail.com


Евгений уже создал здесь тему http://shmas.forum24.ru/?1-18-0-00000139-000-0-0-1327151929

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 710
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.12.12 17:03. Заголовок: На форуме сайта odno..


На форуме сайта odnopolchane.net 25.01.2012 от ЛЮДМИЛА28 имеется следущее сообщение, мимо которого не хочется пройти (ниже прямая ссылка на страницу с сообщением):

ИЩУ СОСЛУЖИВЦЕВ СИМОНОВА АЛЕКСАНДРА 1962 РОЖДЕНИЯ... ПРОХОДИЛ СЛУЖБУ В 1981- 1983 Г В АФГАНИСТАНЕ ПО ЕГО СЛОВАМ ГДЕ ТО НА АЭРОДРОМЕ..... КЛИЧКА ДУШМАН ( С ЕГО СЛОВ).. СЕЙЧАС ОН НЕ РАЗГОВАРИВАЕТ ПОСЛЕ ТРАВМЫ.... КТО ЗНАЕТ В КАКОЙ ЧАСТИ ОН СЛУЖИЛ ПОЖАЛУЙСТА ОТКЛИКНИТЕСЬ..... ПО ЕГО ЖЕСТАМ ПОНЯЛИ 56568А...

ссылка: http://www.odnopolchane.net/forum/showthread.php?t=4757


"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 6 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 732
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.04.13 21:22. Заголовок: Русские не сдаются! ..


Русские не сдаются!
Достойные ребята, чтобы упомянуть их подвиг в этой теме...

Восстание советских военнопленных в Бадабере

26 апреля 1985 г. группа пленных советских солдат и военнослужащих вооруженных сил Демократической Республики Афганистан подняла бунт в бадаберской тюрьме. Захватив склад с оружием, они больше суток держали оборону. Предложение лидеров боевиков о добровольном прекращении сопротивления восставшие отвергли. В результате штурма тюрьмы все узники погибли. Имена героев, которые предпочли смерть в заведомо неравном бою позорной неволе, страна узнала лишь спустя несколько лет.Сегодня на месте крепости Бадабер, что примерно в двух десятках километров южнее пакистанского Пешавара, практически ничего нет. Фрагменты сильно обветшавшей глинобитной стены, развалины нескольких одноэтажных кирпичных строений, ворота, которые никуда не ведут…

Читать полностью:

http://historymania.info/view_post.php?id=94

http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/novosti/63215/russkie-ne-sdayutsya-boy-v-pakistane/

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 8 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 41 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 11
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 93 месте в рейтинге
Текстовая версия

Наш чат:


Наши партнеры:

Форум авиатехников

tof.2bb.ru Пограничник

Forumavia.ru Форумы на Airforce.ru

ArmyRus.ru Bigler.ru

Aviation in local war ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ

Locations of visitors to this page

Посетители сегодня:

counter map