Нашему Форуму - 12 лет!

Поздравляем со 105-й годовщиной первого массового набора в ШМАС!

"В самом начале войны, 19 сентября 1914 года, в Гатчинскую авиционную школу прибыло 1130 молодых солдат для обучения наземным авиационным специальностям, поскольку в авиационных отрядах и ротах, выполнявших боевую деятельность, стало не до обучения младших авиационных специалистов. Прибывшие были разбиты на 5 рот, и, получив необходимые знания, в том же году отправились на фронт в авиационные части..."


АвторСообщение





Сообщение: 1
Зарегистрирован: 26.05.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.05.09 12:07. Заголовок: Военные летчики на Керченском п/о без самолетов в ВОВ?


Здравствуйте, уважаемая Администрация сайта!

Большое спасибо за ответы. Но у меня возникли еще вопросы.
Мамин первый муж Ющенко Иван Филимонович (сам он с Украины) закончил авиационное училище. На петличках курсанта я разобрала "БЛУ". В апреле 1942 г. они зарегирировали брак в Краснодаре (мама краснодарская), а в справке выданой ей (8 мая-42г.) написано, что она является женой (лейтенанта) военнослужащего Отдельного батальона ДО штаба Крымского фронта. 16 мая 1942 г. он погиб на Керченском п\о, в извещении о гибели уже значится "Отдельный Батальон разведовательного отдела Северо-Кавказского фронта". У меня вопросы: Что это за авиаучилище БЛУ, выпускающее военных летчиков?, причина отправки на Керченский п\о летчиков без самолетов из Краснодара, об этом я нигде не смогла прочитать? Смена в названии фронтов мне ясна, кроме этого я прочитала, что как пехота были отправлены на п\о курсанты Ярославского и .... авиаучилищ, но не военные летчики.

С уважением, Наталья.


курсанты БЛУ Ющенко И. Ф. и его друг
(фото слегка отреставрировано. Прим. Adminа)


лейтенанты Ющенко Иван Филимонович и его друг,
дата 30.01.1942г.

Спасибо: 8 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 51 , стр: 1 2 All [только новые]


Рядовой




Сообщение: 934
Зарегистрирован: 19.09.08
Откуда: СССР
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.09 14:01. Заголовок: Занятно. На крайнем ..


Занятно. На крайнем фото почти у всех летчиков на гимнастёрках значки - парашюты. За прыжки.

ВАШМ №5
11 рота, 3 взвод
май-ноябрь 1973
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 298
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.09 14:09. Заголовок: Прыжки для летчика -..


Прыжки для летчика - обязательно.В те годы прыгали с охотой - романтика,постижение нового.
Во время нашей службы - наши летуны хотели не очень.Объяснение - летчик должен летать,а не прыгать.

МИГ.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 1214
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.09 14:09. Заголовок: 82-й пишет: Занятно..


82-й пишет:

 цитата:
Занятно. На крайнем фото почти у всех летчиков на гимнастёрках значки - парашюты. За прыжки.


Какой же ты летчик, если не умеешь прыгать с парашютом?

А документ, полученный Юрием из известного источника, я все же извлек и разместил его на radikal.ru



Именной список безвозвратных потерь начальствующего состава разведывательных органов бывшего штаба Крымского фронта с 10 по 20 мая 1942 года.

Как я и предполагал, Ющенко Иван Филимонович был командиром 2-й роты отдельного парашютного батальона.

Молодой лейтенант - бывший детдомовец, в свои 22 года (может даже неполных) - ротный командир (!), на майорской, минимум капитанской должности! Десантник!! Разведчик!!! Есть чем гордиться!
.


Вечная память героям, особенно молодым, им, не успевшим насладиться жизнью, не долюбившим, не дождавшимся своего счастья!!! Будем помнить всегда тех, кому мы обязаны своей жизнью! И по праздникам пусть чаще звучит тост в их честь - За ТОГО ПАРНЯ!

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 7 
ПрофильЦитата Ответить
Капитан




Сообщение: 182
Настроение: бодрое
Зарегистрирован: 14.10.08
Откуда: Россия, Дзержинск
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.09 14:13. Заголовок: http://www.obd-memor..


http://www.obd-memorial.ru/
Не забывайте про эту возможность - электронная база Минобороны.
Документы можно просмотреть ,ну и есть способы себе оставить образец, но наш форум их не воспринимает.
Я через WORD хотел его показать , но там около 2 Мб и я ссылку убрал,хотя Админ ее успел увидеть.

По поводу прыжков согласен с МИГом . У летчиков прыжки были обязательными и они действительно не хотели прыгать (боялись)и даже нам предлагали вместо них сигануть самолета . В Чирчике их сбрасывали с АН-2 в районе нашего аэродрома. И,кстати ,опасения были не беспочвенными. Летчик нашей эскадрильи заработал винтовой перелом ноги при приземлении на кучу металлома в районе ТЭЧ , а замполит 3 эскадрильи повредил кобчик при посадке.Так что потом госпиталь и долгая реабилитация,а мне досталась бутылочка коньяка,когда наш летчик после выздоровления сделал первый вылет на моем самолете. Я же как парашютист не состоялся из-за зрения
так как мы все таки поперлись за справкой на прыжки в медсанчасть.

Шмас в/ч 74394 Красноярск ноябрь- декабрь1966 г.
Шмас Барнаул-Рубцовск.
в/ч 22635 3 рота 2 взвод
декабрь1966-октябрь 1967
в/ч 21838 1967-1968
3-я Гв.Смоленская ВТАД
в/ч 23340 1972-1974
136 АПИБ
Спасибо: 8 
ПрофильЦитата Ответить
Рядовой




Сообщение: 935
Зарегистрирован: 19.09.08
Откуда: СССР
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.09 15:51. Заголовок: Эх, друзья мои, я в ..


Эх, друзья мои, я в мягкой форме намекал на отсутствие оных прыжковых значков на фотографии у парашютистов-десантников, про которых вы всё время говорите...
В советское время и генералы ВДВ прыгали в обязательном порядке.

ВАШМ №5
11 рота, 3 взвод
май-ноябрь 1973
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 299
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.09 16:17. Заголовок: Нет эмблем,нет значк..


Нет эмблем,нет значков...
-"Ну что скажете об этом, Ватсон?"
-"Запутанное дело,Холмс..."

МИГ.


Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 1215
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.09 17:12. Заголовок: 82-й пишет: Эх, дру..


82-й пишет:

 цитата:
Эх, друзья мои, я в мягкой форме намекал на отсутствие оных прыжковых значков на фотографии у парашютистов-десантников, про которых вы всё время говорите...
В советское время и генералы ВДВ прыгали в обязательном порядке.


Прыгали все, но не все значки носили...



Зато "курица" на рукаве наблюдается даже у курсантов!

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 25
Зарегистрирован: 05.12.08
Откуда: Украина
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.09 17:18. Заголовок: Для наших летунов -..


Для наших летунов - обязательные прыжки тоже были все-равно, что серпом по я.... Даже их четверостишье вспомнилось,
что-то типа:

Телом воздух рассекать,
Не решить задачу,
Можно жизнь свою отдать,
Не за хрен собачий.

Пригали и разлетались кто куда. Один умудрился приземлиться на пивбар в городке и тоже сломать себе ногу.


Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
Капитан




Сообщение: 183
Настроение: бодрое
Зарегистрирован: 14.10.08
Откуда: Россия, Дзержинск
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.06.09 09:43. Заголовок: Не зацикливайтесь на..


Не зацикливайтесь на парашютных значках.
Их и в наше время летчики практически не носили.
Да и "достать" даже при наличии удостоверения о прыжках не всегда получалось .
У нас на аэродроме во время прыжков сидело до нескольких сотен парашютистов ("Партизаны")
и с ними же летчики наши прыгали и значков почти ни у кого не было,а у кого были, обменивали на наши "Отличник ВВС ". Вот так в моей коллекции появились два значка за первый прыжок-маленький и большой с подвеской.
А эмблема на рукаве авиационная была шикарная -шита серебром и шелком и пришивалась на рукав как шинели так и гимнастерки. Но опять же надо было доставать, т.к гимнастерки были общевойсковые. Мне она досталась от дяди моего отца,который был инженером-испытателем до и после войны .К сожалению во время последнего переезда где-то затерял, остался только на память знак ГТО,что на цепочке и кубарь один с петлиц,а было шесть.


Знаки "Ворошиловский стрелок" тоже любили носить до войны.

Шмас в/ч 74394 Красноярск ноябрь- декабрь1966 г.
Шмас Барнаул-Рубцовск.
в/ч 22635 3 рота 2 взвод
декабрь1966-октябрь 1967
в/ч 21838 1967-1968
3-я Гв.Смоленская ВТАД
в/ч 23340 1972-1974
136 АПИБ
Спасибо: 9 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 300
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.06.09 09:53. Заголовок: http://s58.radikal.r..




Еще раз о сложности определения принадлежности военнослужащих к виду вооруженных сил.
Посмотрите на военные фото - у летчиков на кожаных регланах нет эмблем,т.е. "куриц",а у реконструкторов ( первое цветное фото) - есть.На втором они соблюли достоверность.Т.е. реконструкторы делали форму - "как должно быть",а на фронте у летчиков форма была "как есть".
Вывод напрашивается такой - основой для правильного определения являются архивные материалы,записи о прохождении службы.ФОТО - не может быть основным и определяющим фактором.

http://www.rkka.ru/uniform/files/i_vvs.htm


МИГ.

Спасибо: 7 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1
Зарегистрирован: 14.10.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.09 01:45. Заголовок: Здравствуйте, брат м..


Здравствуйте, брат моей бабушки - Пугачев Павел Петрович 11.12.1920 г.р закончил летную школу (кажется Ярославскую) попал на фронт и пропал безвести 14 мая 1942 года под Керчью. Выяснила что он погиб в плену в Польше в шталаге 8 в 3 августа 43 года, но почему-то в карточке указано, что он служил в 530 сп 156 сд (1ф). Может ли летчик быть в стрелковой дивизии. Кто может пояснить или владеет еще какой информацией- БУДУ ОЧЕНЬ ПРИЗНАТЕЛЬНА!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Капитан




Сообщение: 246
Настроение: бодрое
Зарегистрирован: 14.10.08
Откуда: Россия, Дзержинск
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.09 12:29. Заголовок: Уважаемая ,Ангелина...


Уважаемая Ангелина!

В начале мая 1942 г.,если верить архивным документам и воспоминаниям ветеранов, в Крыму сложилась сложнейшая обстановка. Задержать наступление противника для эвакуации на материк войск поручалось в том числе и 51-й армии ,в состав которой входил 530 СП 156 СД. многие части в это время пополнялись людьми из других разрозненных частей:
"После неудачной попытки остановить наступающего противника на линии Турецкого вала, командование Крымского фронта вынуждено было принять решение об оставлении Керченского полуострова. Учитывая сложившуюся ситуацию, был отдан приказ о последовательной обороне двух рубежей, оборона первого из которых (м.Тархан - пос.Катерлез - Керчь-порт) была уже нереальной ввиду захвата к этому моменту противником большей его части. Поэтому бои, позволившие выиграть время для эвакуации основной массы войск, развернулись на рубеже: высоты 95,1 - 133,3 – Аджимушкай - Колонка, удержание которого «во что бы то ни стало» ранее было возложено на 51-ю армию.
Общее руководство обороной этого участка было возложено на начальника отдела боевой подготовки штаба Крымского фронта полковника П. М. Ягунова, который 14 мая был назначен заместителем начальника штаба фронта и в этот же день начал формировать отдельные батальоны и ударные группы из личного состава резерва. Основу этого отряда, кроме командиров и политработников резерва и личного состава 1-го фронтового запасного полка, составили несколько сотен курсантов военных училищ, бойцы и командиры 276-го стрелкового полка НКВД и 95-го пограничного полка, 1-й и 2-й батальоны которого закрепились на позициях севернее Аджимушкая, а также военнослужащие различных родов войск из частей и соединений фронта, которые «уже 13 мая стали заполнять проходы каменоломен».
Брат вашей бабушки попал в плен как раз в начале наступления фашистов(я понял,что вы уже видели немецкую карточку из концлагеря с фото вашего родственника). В карточке указано воинское звание -младший сержант- и скорее всего он заканчивал Ярославскую школу стрелков-радистов. Она есть в нашем списке ШМАС. Так,что во время отступления он вполне мог оказаться и в стрелковой части - вспомните "Живые и мертвые" К.Симонова.

http://www.kerch.com.ua/articleview.aspx?id=4466

Шмас в/ч 74394 Красноярск ноябрь- декабрь1966 г.
Шмас Барнаул-Рубцовск.
в/ч 22635 3 рота 2 взвод
декабрь1966-октябрь 1967
в/ч 21838 1967-1968
3-я Гв.Смоленская ВТАД
в/ч 23340 1972-1974
136 АПИБ
Спасибо: 7 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2
Зарегистрирован: 14.10.09
Откуда: Россия, Краснодар
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.09 16:44. Заголовок: Здравствуйте, Юрий! ..


Здравствуйте, Юрий!
Огромное спасибо за ответ, обескураживает, то что он летал на ПЕ-2 (иначе пешках), жаль фото с самолетом не сканируется, но попытаюсь выложить его фото в летной форме, почему же он в концлагере назвал стрелковый батальон. В семье бытует предположение, что он побоялся что его убьют сразу узнав, что он летчик. Так же по воспоминаниям прадеда (Пугачева Петра Арефьевича, кстати он был другом С.Буденого и комиссаром Петрограда) Павел имел много прыжков с парашюта и у него был значек Ворошиловского стрелка. Прадеду в поисках пропавшего сына (несмотря на связи) везде было отказано, сами понимаете, в то время это было своего рода клеймо.


Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 1346
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.09 17:08. Заголовок: Ангелина пишет: обе..


Ангелина пишет:

 цитата:
...обескураживает, то что он летал на ПЕ-2 (иначе пешках), жаль фото с самолетом не сканируется, но попытаюсь выложить его фото в летной форме. Почему же он в концлагере назвал стрелковый батальон? В семье бытует предположение, что он побоялся, что его убьют сразу узнав, что он летчик.


Почему обескураживает? ПЕ-2 - серьезный бомбардировщик, по свидетельствам пилотов и стрелков-радистов, летавших на нем, - "БОМБАРДИРОВЩИК, КОТОРОГО БОЯЛИСЬ ИСТРЕБИТЕЛИ".

А что с фото самолета? Какие проблемы со сканированием?

Вполне возможно он был сбит и приземлился на территории занятой врагом, был ранен, потерял сознание, но до захвата в плен мог сжечь или спрятать комбинезон и удалить опознавательные знаки с обмундирования. Действительно шансов выжить у него было бы гораздо меньше, если бы его захватили как члена летного экипажа...



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 6 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 3
Зарегистрирован: 14.10.09
Откуда: Россия, Краснодар
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.09 17:49. Заголовок: А что с фото самолета? Какие проблемы со сканированием?


Альбом очень толстый, "отодрать" фото от листа альбома не представляется возможным, оно крошится, хотела его перефотографировать, но разрешение оставляет желать лучшего вообщем, засвечивается.
обескураживает вот именно-то, что летая на ПЕ-2 он за год войны так и остался (как указано в лагерной карточке младшим сержантом)
По рассказам родственников, письма перестали приходить с конца апреля 42 года.


Спасибо: 4 
ПрофильЦитата Ответить
Капитан




Сообщение: 247
Настроение: бодрое
Зарегистрирован: 14.10.08
Откуда: Россия, Дзержинск
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.09 10:45. Заголовок: http://slil.ru/28082..


По поводу ПЕ 2 посылаю ссылку на файл с сайта" солдат.ру". Это был грозный самолет -бомбардировщик конструктора Петлякова ,
который,благодаря своей конструкции,наносил бомбовые удары с пикирования.
http://slil.ru/28082611
Ну, а при попадании в плен ,при отсутствии документов , можно было называть любую известную часть. 530 стрелковый полк входивший в состав 156 стрелковой дивизии размещался в Крыму еще перед войной и отступал к Керчи вместе со всеми обороняющимися частями,
поэтому могло быть два пути: 1. Вашего родственника оставшегося "безлошадным" привлекли в стрелковую часть для того,чтобы задержать противника и дать основным силам армии перебраться на материк и во время боев он попал в плен,т.к. там много было немцами от своих отрезано чатей и подразделений и не все могли уйти в каменоломни, где также потом погибли.2 Или ,как написал АДМИН он попал в плен
после того,как сбили самолет и назвал известную ему стрелковую часть, т.к., а это известно из истории, летчиков немцы мягко говоря не любили.


Шмас в/ч 74394 Красноярск ноябрь- декабрь1966 г.
Шмас Барнаул-Рубцовск.
в/ч 22635 3 рота 2 взвод
декабрь1966-октябрь 1967
в/ч 21838 1967-1968
3-я Гв.Смоленская ВТАД
в/ч 23340 1972-1974
136 АПИБ
Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 4
Настроение: позитивное
Зарегистрирован: 14.10.09
Откуда: Россия, Краснодар
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.09 14:12. Заголовок: Спасибо Юрий и Админ..


Спасибо Юрий и Админ за помощь и за ссылку! у нас с мужем растут 3 сына и, думаю, придет время они заинтересуются прошлым родственников, а война - это вообще нескончаемая тема. Сколько бы мы не узнавали новых фактов - белые пятна истории всегда привлекали и будут привлекать.Еще раз спасибо.

жена майора Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 1348
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.09 15:24. Заголовок: Вот небольшой расска..


Вот небольшой рассказ о ЯВАШСБ (Есть телефон и адрес школы! Попробуйте связаться (ссылка в конце цитаты)):

 цитата:
...Ученикам 80-х удалось узнать, что в здании школы (ул. Б. Федоровская, 62 ) в 1940 году была сформирована Ярославская военная авиационная школа стрелков-бомбардиров. Ребята с учителями создали поисковую группу Ученики из группы "Поиск" вели переписку с бывшими курсантами ЯВАШСБ, встречались с ними на земле Ярославской и Ленинградской. В школьном архиве есть письма ленинградского военного историка Абрамова В.В., который занимался поисками участников борьбы за Керчь и таким образом вышел на Ярославскую школу стрелков-бомбардиров, выпускники которой воевали в Крыму. Так получилось, что на некоторое время у нас была потеряна связь с бывшими курсантами ЯВАШСБ. Сейчас мы ведём переписку с Белостоковым С.В. К сожалению, из 1500 курсантов ЯВАШСБ в 1991 г. в живых осталось лишь 17, а к 2002 году — 6, а на 23 февраля 2006 года – 3. Годы, ранения дают о себе знать. В школьном архиве есть письма Сельдинина Сергея Николаевича. Из его писем мы узнали, что бывшие курсанты Ярославской авиационной школы воевали на Крымском, Северо-Кавказском, Сталинградском, Донском фронтах, в Аджимушкайских каменоломнях. Их подвиг описан в произведениях Мелкова Л. А. "Керчь", Н. Камбулова "Аджимушкай", В. Карпова "Полководец". В школе хранятся альбомы об истории ЯВАШСБ, фотографии курсантов.

22 июня 1941 года Гитлеровская Германия вероломно, без объявления войны, напала на Советский Союз. Долгих 1418 дней и ночей советские люди защищали свою свободу и независимость, спасая мир от фашистской чумы. Ещё перед войной, в 1940 году коммунистическая партия и ленинский комсомол объявили призыв, дать стране 1500 лётчиков. По этому призыву в Ярославль со всей страны: из Ленинграда, Пскова, Красноярского края приезжают юноши, чтобы освоить нелёгкое, но необходимое стране лётное мастерство. "Когда мы стали курсантами,- вспоминает Сергей Николаевич Сельдинин— жили в бывших юнкерских казармах, а обучались в 53-ей школе. Это был учебно-летный отдел.На первом этаже, вдоль стены стояли авиабомбы весом от 500 гр. до 2-ух тонн. В конце коридора был установлен турник, на котором все курсанты авиашколы выполняли различные, сложные физические упражнения. Обучение было очень напряженным, учащиеся ЯВАШСБ изучали около 30 специальных предметов (баллистика, бомбометание и другие). В одном из кабинетов была оборудована кабина самолета, с приборами необходимыми штурману. Под кабиной двигалось огромное полотно с панорамой окрестностей Ярославля. Было ощущение полёта, а когда должны были сбрасывать бомбы, тут же загорались лампочки для обозначения точности попадания. На верхнем этаже в кабинете с зашторенными окнами, курсанты изучали секретный скорострельный авиационный пулемет. Учёба была интересной и напряженной, требовала полной отдачи". В настоящее время мы ведем переписку с оставшимися в живых курсантами, поздравляем их с праздниками, отправляем подарки, а 2004 году наша поисковая группа ездила в Санкт- Петербург на встречу с ними.

Переписываясь с бывшими курсантами, мы видим пожилых людей, с добрыми лицами и открытой душой, полных оптимизма и жизненной энергии. И трудно поверить в то, что эти люди, будучи совсем молодыми юношами, прошли войну, самую кровопролитную и страшную за всю историю человечества. На их долю выпали испытания, не жалея себя, они спасали Родину. Сколько полегло их на той войне, сколько невзгод и страданий им пришлось пережить в свои молодые годы. Но не даром говорят, что у русских широкая душа и, собрав в воедино последние силы, они выстояли в этом неравном бою, и благодаря той самой душе, эти молодые, казалось бы, неокрепшие люди не потеряли жизнелюбие, доброту и веру, которая до сих пор помогает им в жизни...

http://76202s053.edusite.ru/


Скорее всего в "сержантский период в авиации" и штурманы из школ тоже выпускались сержантами. Чаще всего для продолжения обучения в штурманских школах (курсах) набирали выпускников стрелков-радистов.
Из рассказов ветеранов:
 цитата:
"...В армию призвали в декабре 1942 года, 18 лет мне еще не было. Направили под Ульяновск в г. Чердаклы в ОШМАС № 65 (Окружная школа младших авиационных специалистов). Получилось так, что учился я на стрелка-радиста бомбардировщика в сумме более года, но в ОШМАС №65 – пробыл только до апреля 1943 года...
...Однажды в апреле 1943 года построили нас по тревоге, отсчитали 50 фамилий, в том числе и мою. Дали 2 часа на сборы, и вещмешки на спину. На слуху у всех тогда «Сталинград» был. «Неужели и нас?…». Из Ульяновска в товарном вагоне доехали до Куйбышева. Лейтенант ушел оформлять документы и вернулся часа через два. «До отправления поезда остался час, обедать». Пообедали по продовольственному аттестату на вокзале...Приехали в Ташкент, и отправились далее в Карши Узбекской ССР, в школу летчиков-штурманов, переведенную туда из Рязани. Это та самая Рязанская школа штурманов ВВС РККА, базировавшаяся на аэродроме Дягелево...".


И немного о военных буднях стрелков-радистов...

 цитата:
Война застала Михаила Пудича, закончившего школу младших авиаспециалистов в Славгороде, совсем еще юнцом - ему тогда не было и 20 лет.

Первый же боевой вылет для только начинающего нюхать порох стрелка едва не стал последним. Во время ознакомительного полета над парящим в небе Пе-2 откуда ни возьмись возникли два немецких самолета. Изрядно напичкав "свинцовым горохом" корпус советского бомбардировщика, машины со свастикой растворились в небе, а наш экипаж был вынужден совершить аварийную посадку. И что любопытно - пулеметная очередь прошлась по обеим сторонам кабинки радиста, при этом не задев самого Пудича. Тогда кто-то из боевых товарищей и заметил: "Мишка, да ты в рубашке родился! Шмальни фриц чуть в сторону, и на землю ты бы уже не вернулся".

Другой случай. Во время тренировочных полетов на аэродроме Боровское под Смоленском экипаж, в составе которого числился Михаил Петрович, уже готовился взлететь, как вдруг штурман Пе-2 Адам Педоренко обратился к радисту-стрелку: "Мишка, я цветной свой карандаш в каптерке оставил. Ты же знаешь, как он мне нужен, я без него никуда. Сбегай за ним, а мы тебя здесь подождем". Михаил метнулся в сторону каптерки и вдруг у себя за спиной услышал крики.
- У рядом стоящего самолета отказал один двигатель, а Пе-2 не может на одном взлететь - его постоянно тянет в сторону, - рассказывает М. Пудич. - И он на бешеной скорости врезается в наш. Взрыв, огонь... и наша "пешка" разваливается на части. Так мне штурман Педоренко жизнь спас.

Стрелку Пудичу еще не раз удавалось находиться "вне зоны доступа".
- Это было в самый разгар войны, - вспоминает Михаил Петрович. - Мы тогда находились на аэродроме в Залау (территория Литовской Республики. - Авт.). У нашего самолета барахлил мотор. Ко мне подошел командир другого экипажа и попросил заменить их приболевшего стрелка-радиста. Ну, естественно, отказать я не мог. Только устроился в кабинке радиста, как к бомбардировщику подбежал командир моего экипажа Георгий Пастухов. Указав на рядом стоящего высокого молодого парня, он сказал летчику: "Вот, Панкратов, я привел вам нового радиста, а моего будьте любезны вернуть обратно". Оказалось, что наш самолет починили. Только мы начали "рисовать" в воздухе "коробочку" (облет по периметру аэродрома. - Авт.), как Панкратов, упустив свою очередь, стал спешно набирать высоту, причем по диагонали, чего делать при "коробочке" ни в коем случае нельзя. Выбрав слишком острый угол, его самолет спикировал, перевернулся и стремительно стал падать. Несколько секунд, и от экипажа, в котором я должен был находиться, не осталось никого.
Боевые товарищи, не знавшие о замене, посчитали, что разбился Пудич, и уже сожалели о непредвиденной рокировке. Но появившийся "с того света" Михаил Петрович заявил, что на этот раз жизнь ему спас командир - Георгий Пастухов...

№ 80 (16228) от 09.05.2007
Даурен ХАИРГЕЛЬДИН, Павлодар
http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=8861


И еще...

 цитата:
...На военную службу Семен Шабалин ушел из десятого класса. 10 января 1943 года принесли ему из военкомата повестку, и уже через несколько дней новобранец Шабалин с полутора десятком таких же ребят ехал в Новосибирск. Здесь в поселке Толмачево располагалась школа младших авиационных специалистов (ШМАС), готовившая стрелков-радистов для военной авиации. Обучение длилось шесть месяцев. Учили радиоделу и стрельбе из крупнокалиберного пулемета, но вместе с этим вольно-невольно пришлось учиться выживать в экстремальных условиях.

Дело в том, вспоминает Семен Васильевич, что продовольствие, которое приходило на школу, ее командир с отдельными офицерами сбывал на сторону, а курсантов кормили баландой из того, что оставалось. Солдатики голодали, некоторые болели дистрофией. Самого Шабалина спасали посылки с сухарями, которые время от времени привозили родные: отец, мать, тетя. Вскоре нарушения вскрылись, командир школы был разжалован в рядовые и отправлен на фронт, были наказаны и другие. Жизнь наладилась, лучше пошла и учеба.

В июле 1943-го Семен Шабалин получил специальность стрелка-радиста, звание младшего сержанта и вместе с другими был отправлен в Казань, где собирался авиаполк. Делалось это так. В большой лагерь свозились летчики, штурманы, стрелки-радисты, которые приглядывались друг к другу, притирались, а затем составляли экипажи: ведь предстояло вместе летать и воевать, и от отношений нередко зависела жизнь. Через некоторое время к нему подошли летчик со штурманом и предложили влиться в их экипаж. Шабалин согласился.

Новый экипаж получил самолет - пикирующий бомбардировщик ПЕ-2 - и начал летать. Не обошлось и без курьезов. Правда, не с их экипажем, с соседним. Его стрелок-радист забыл заклинить на пулемете ствол, и его при стрельбе сорвало. Ствол упал на землю. Стрелок-радист по внутренней связи доложил о потере командиру экипажа, и тот в сердцах ему брякнул: "Иди и ищи". "Есть", - ответил стрелок-радист, перевалился через борт пикировщика и, раскрыв парашют, опустился на землю - искать потерянный пулеметный ствол. Командир, увидев его на земле, схватился за голову: потерял бойца. Полетели на аэродром, доложили командиру полка, тот срочно отправил на поиски автомашину. К облегчению всех, долго искать "беглеца" не пришлось: он сам вышел к машине с утерянным стволом под мышкой. Командир полка отметил его поступок по заслугам: за смелость и находчивость объявил благодарность, за разгильдяйство (потерял ствол) 10 суток ареста. Сидеть, правда, не пришлось: новые экипажи нужны были на фронте...

Стрелок-радист Шабалин
Автор: Владимир Валиулин
http://www.kuzrab.ru/publics/index.php?ID=10737



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 4 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 20.03.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.03.13 12:06. Заголовок: Установление судьбы курсанта ЯВАШ


Добрый день,
пытаюсь установить судьбу бывшего курсанта Авиашколы стрелков-бомбардиров г. Ярославля - Завещевского Ивана Григорьевича, 1921 г.р.
Нам известно, что в Ярославле курсанты были до сентября 1941г., после были переведены в г. Чердаклы. В марте 1942г. сдали экзамен, но приказ о присвоении званий "сержант" не был подписан из-за нехватки самолетов. Поэтому курсантов в апреле 1942г. отправили в город Грозный, затем город Прохладный для подготовки к боям в стрелковых подразделениях. В самом конце апреля их высадили на Керченский полуостров. Иван Григорьевич указан по документам из ЦАМО пропавшим без вести в феврале 1942г. и в апрреле 1942г. Письменная связь прекратилась в январе 1942г.
Мы не можем выяснить его судьбу? Известно, что в мае часть эскадрильи курсантов была направлена на оборону с. Марфовка и Турецкого вала в Керчи. Их уничтожил немецкий десант или авиация. Оставшаяся часть была в тылу, но приблизительно 13-15 мая 1942г. попала под обстрел немецкой авиации у Керченского пролива. Много было убитых, пленных и многие утонули пытаясь переплыть Керченский пролив. Так же, по воспоминаниям Немцова Н.Д., часть курсантов ушла в Аджимушкайские каменоломни.
Можно предположить, что Иван Григорьевич, был зачислен рядовым в 156 СД 530 СП.
В статье опубликованной коллективом 53 школы Ярославля сказано, что из курсантов был сформирован 606 АП, но это было в 1941г. Есть открытка от Ивана Григорьевича с датой 1942г., г. Чердаклы. Те. он не мог летать по моим предположениям...
Завещевский Иван Григорьевич, 1921 гр. М.р.: Калининская обл., с. М. Обрез. Призван Приморским РВК г. Ленинграда 02.01.1941г. Мать: Агафья Михайловна
На форуме был пост от Ангелины, разыскивающей Пугачева Павла Петровича, курсанта ЯВАШ, может быть есть какие-то новости? Буду признательна за любую информацию! Спасибо!

Спасибо: 4 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 22.12.13
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.13 17:16. Заголовок: Помогите с выбором



Здравствуйте меня зовут илья мне 20 лет . Сейчас учусь в техническом институте на 4 курсе . Живу я в городе энгельсе саратовской области после института хочу служить у меня есть вариант в летную часть . Вопрос - я слышал что у нас в летке есть особый отдел . КТО ЭТО ? ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ ? И ЕСТЬ ЛИ В ЭТОЙ СФЕРЕ КАРЬЕРНЫЙ РОСТ ? Ну и естественно какая у них зарплата лейтенанта ???


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2
Зарегистрирован: 02.08.14
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.11.14 16:18. Заголовок: Попробуйте поискать ..


Попробуйте поискать на сайте "подвиг народа". Так и набирайте в поисковике. Это не реклама. Тоже ищу информацию о своей родне. И там на одного деда нашел.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 51 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 29
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 93 месте в рейтинге
Текстовая версия

Наш чат:


Наши партнеры:

Форум авиатехников

tof.2bb.ru Пограничник

Forumavia.ru Форумы на Airforce.ru

ArmyRus.ru Bigler.ru

Aviation in local war ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ

Locations of visitors to this page

Посетители сегодня:

counter map