Нашему Форуму - 12 лет!

Поздравляем со 105-й годовщиной первого массового набора в ШМАС!

"В самом начале войны, 19 сентября 1914 года, в Гатчинскую авиционную школу прибыло 1130 молодых солдат для обучения наземным авиационным специальностям, поскольку в авиационных отрядах и ротах, выполнявших боевую деятельность, стало не до обучения младших авиационных специалистов. Прибывшие были разбиты на 5 рот, и, получив необходимые знания, в том же году отправились на фронт в авиационные части..."


АвторСообщение
Старший лейтенант




Сообщение: 322
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.11 21:35. Заголовок: 67-я военная авиационная школа воздушных стрелков


Письмо с сайта shmas.okis.ru

 цитата:
Здравствуйте!

Я работаю учителем истории в муниципальном общеобразовательном учреждении Маломалышевской средне общеобразовательной школе Кинельского района Самарской области. Я с ребятами занимаюсь поисковой работой по восстановлению данных о погибших во время Великой Отечественной войны. Дело в том, что в период с сентября 1943 по август 1944 года в п. Александровка (административная единица нашего поселения Малая Малышевка) дислоцировалась 67-я военная авиационная школа воздушных стрелков. Во время учебных-тренировочных полетов разбивались летчики, захоронения которых находятся там же в п. Александровка. Данные этих летчиков (Ф.И.О. дата рождения и дата смерти) отсутствуют. Мы ведем поисковую работу с целью восстановления и увековечивания памяти погибших. Обращались неоднократно в ГА МО РФ г. Подольска. В ответе был только номер школы и период дислокации, для выяснения большей информации они предложили приехать и работать самостоятельно в архиве. Если Вы располагаете какой-либо информацией, помогите пожалуйста.

Заранее благодарна Вам.
C уважением, Оксана
e-mail: m-malash-school@yandex.ru



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]


Старший лейтенант




Сообщение: 323
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.11 10:53. Заголовок: Что нам известно об ..


Что нам известно об этой школе?

Место дислокации 67-й школы младших авиационных специалистов (ШМАС)

 цитата:
...Оренбургское летное училище тогда беспрерывным конвейером "выпекало" кадры для фронта. Увы, сырые, хилые кадры. Печально известная ускоренная программа: "Взлет - посадка". Доучивались с кровью на фронте. Вскоре самостоятельно на потрепанном У-2 вылетел и Ефим Малкин. Но новый поворот судьбы - согласно приказу командующего ВВС, их летный отряд в полном составе перебрасывается под Куйбышев. Там формировалась 67-я школа авиационных стрелков-радистов - в связи с огромными потерями их катастрофически не хватало.
Прославленный летчик, маршал авиации Е.Савицкий после войны рассказывал: "Было разрешено сажать в качестве воздушного стрелка в штурмовик летчиков-штрафников, осужденных трибуналом. Считалось: все равно как на смерть посылать"...

http://sb.by/post/6218/<\/u><\/a>


То что там обучались не только советские, а и польские авиаспецы

 цитата:
...Полки пришлось наполовину доукомплектовать летчиками- новичками из школ и на 70% - воздушными стрелками (поляками по национальности). Последние проходили подготовку в 67-й школе младших авиационных специалистов (ШМАС)...

Польские авиачасти в СССР
http://www.airwar.ru/history/av2ww/soviet/polska/polska.html<\/u><\/a>


Видимо не только стрелков-радистов готовила эта школа...Хотя здесь возможно шла речь о 160-й ШМАС...

 цитата:
Абламонов Петр Федорович

...В ноябре 1943 г. нас, группу десятиклассников, призвали в военкомат и направили в областной город Куйбышев в школу младших авиаспециалистов. Здесь, на берегу Волги, где размещалась школа, я прошел основы военной службы. Было трудно, но нас приободряло то, что мы носили форму военного моряка и приобщались к традициям флота.
Школа позже была переведена в г. Сарапул (Удмуртия). В мае в 1944 г. мы завершили учебу и получили назначение в авиацию Беломорской флотилии, на остров Ягодник, что под Архангельском. Здесь я получил предписание в отряд «Бостон» 54-го смешанного авиаполка. Командир отряда капитан Хрыпов встретил нас, младших специалистов, приветливо и распределил по экипажам. С первых дней мы столкнулись с боевыми буднями нашего отряда «Бостон». Самолеты вылетали на просторы Баренцева моря на свободную охоту. Я быстро освоил свои обязанности авиационного моториста. Через два месяца командир отряда поручил мне обязанности старшины отряда. Я занимался вещевым довольствием, хозяйственными заботами. Но служить на острове Ягодник пришлось недолго. В связи с предстоящей Петсамо-Киркенесской операцией нас, группу младших авиаспециалистов, направили в Ваенгу в 36-й минно-торпедный полк 5-й дивизии Военно-Воздушных сил Северного флота. Дивизией командовал мастер торпедных ударов Герой Советского Союза генерал-майор Г.П. Губанов. В Ваенге меня определили в 3-ю авиаэскадрилью. Комэск капитан Илья Тихонович Волынкин накануне нашего приезда удостоился звания Героя Советского Союза за успешное выполнение заданий командования. С первых дней пребывания в полку мы ощутили дыхание приближающейся операции. Летный состав изучал обстановку на театре, тактику действий, мы тренировались в подготовке самолетов к полетам. Еще будучи на острове Ягодник, мы были в курсе «свободной охоты» самолетов типа Бостон. Они вылетали на задание при определенных метеоусловиях - облачности, малой видимости. Вначале на «свободную охоту» вылетали одиночные самолеты, а затем парами. Поиск противника на вражеских коммуникациях производился на высотах, не превышающих 50 метров. Торпеды сбрасывались с дистанции 400 метров и более от цели.
Позже, когда разведка начала обеспечивать торпедоносцы данными обнаружения кораблей и конвоев противника, удары стали наносить группами самолетов. В то время эти вопросы, как и вопросы тактики действий экипажей, для нас, мотористов, были недосягаемыми. У нас был свой, земной круг обязанностей - прибежать по сигналу на стоянку и готовить самолет к полету. Старшим на стоянке был техник или механик самолета, а мотористы были подручными. Неслучайно ходила прибаутка: «Вечно грязный, вечно сонный моторист авиационный». Действительно, мы всегда ходили с тряпками, ключами, инструментами, оставались на самолете допоздна, когда уже все уходили в кубрик. И все же мы осознавали важность своих обязанностей и выполняли их усердно...

http://www.fisinter.ru/~ain/osdg1/t4/ablamonov_pf.pdf<\/u><\/a>


Но из этого сообщения следует что и 160-я ШМАС дислоцировалась до войны под Куйбышевом

 цитата:
Миленко Иван Иванович
Воспоминания - Летно-тех. состав

Родился я 3-го мая 1918 года в с. Володарском Мариупольского района Донецкой области. В армию призвали в октябре 1938 года Мариупольским горвоенкоматом. До этого успел окончить 7 классов и ФЗУ по специальности «Электропроходчик», работал на заводе «Азовсталь». Попал в 160-ю школу младших авиаспециалистов, которая находилась в Приволжском ВО, в г. Куйбышев, где сейчас автозавод «Жигули».
В 1939 году присвоили звание сержанта и направили в 64-ю отдельную авиаэскадрилью механиком по обслуживанию самолета Р-5. За период прохождения службы в этой части повышен в звании до старшины, избирался секретарем комсомольской организации. В 1940 году готовился к демобилизации, но нас задержали, мы чувствовали, что в мире пахнет грозой.
Наша эскадрилья находилась в военном городке г. Вольск ст. Причернавская пос. Шихины. Обслуживала центральный химполигон Советской Армии...

http://www.iremember.ru/content/view/174/20/lang<\/u><\/a>,ru/


Это уже вторая тема по этой школе, первая здесь - http://shmas.forum24.ru/?1-19-0-00000021-000-0-0-1270201939<\/u><\/a>


"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 325
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.11 13:24. Заголовок: Из воспоминаний бывш..


Из воспоминаний бывшего курсанта этой школы...

 цитата:

ПАНТЮХИН И.В.

Мое поколение, 1926 года рождения, было последним, которому довелось участвовать в Великой Отечественной войне. Она успела опалить и нас, и младших наших сверстников, с 27-го года. В 1941 году мне было 15 лет. Отец в первые же дни ушел на фронт, в 42-м призвали в армию брата Вениамина. Я остался за главного в доме. Жили на Вологодчине в д.Нюксеница.

Где-то в марте-апреле 1943 г. в класс пришли вместе с директором школы секретарь райкома комсомола и военный в летной форме. Они объявили, что по комсомольскому призыву ведется набор курсантов в летные школы для подготовки воздушных стрелков. Мне исполнилось 17 лет, призывной возраст. Я принял решение идти в летную школу. По медицинским показателям был признан годным. Прибыли в г.Кинель Куйбышевской области и вторично предстали перед медицинской комиссией. Самым коварным был фокус бабы Яги, при котором мы внезапно проваливались куда-то в темноту, вниз. На нем нас забраковали около половины.

Мне повезло и я был зачислен курсантом в Кинельскую авиационную школу воздушных стрелков. Жили в палатках, в каждой до двадцати курсантов. Около двух месяцев изучали теорию, и мы уже стали выражать нетерпение, но нам доходчиво разъяснили о необходимости знаний теории. Познакомившись с программой, мы убедились в необходимости усердно заниматься, чего от нас и требовали. Основным объектом изучения был самолет ИЛ-2 - штурмовик, летающий танк. В свободное от учебы время (вечером) занимались художественной самодеятельностью, и это неплохо у нас получалось.

Главным было освоение стрельбы из пулемета и пушки: стреляли в тире и на летающих самолетах. Упражнялись до тех пор, пока не достигли хороших результатов. Изучали парашют. Нужно было совершить несколько прыжков - на открытую местность, на лес и на воду. Настал день первого прыжка. Заметно волнуемся. Я попал в первую группу. Летим, замигала красная лампочка - сигнал, пора прыгать. Инструктор открыл дверь, и последовала команда: Прыгай! Первый курсант свободно прыгнул, за ним другие. Я, когда подошел к двери, взглянул вниз и со страху стал пятиться. Но получил сильный удар сзади и полетел, как куль. Как будто на мгновение потерял сознание, а очнулся от динамического удара, когда парашют автоматически раскрылся и стропы натянулись. Жив, лечу, обрадовался и приземление провел с соблюдением всех правил. Инструктор поздравил нас с первым прыжком, спросил:
"Кто прыгал принудительно?". Я вначале не признался, но увидел, что из строя вышли три курсанта, мне стало легче и я тоже вышел. Он понимающе улыбнулся и стал внушать, что в боевых условиях пинка ждать не от кого и нерешительность может стоить жизни.

Потом мы прыгали на воду, на лес. Получилось удачно, хотя при прыжке на лес я повис на дереве. Предусматривалось освоение затяжных прыжков. При его демонстрации на наших глазах разбился прибывший из Москвы опытный инструктор. Мы были психологически подавлены, и руководство школы отказалось от этого пункта программы. К зиме школу перевели в г.Кузнецк Пензенской области, где занятия возобновились. Нас усиленно обучали воздушной стрельбе.

Я получил письмо из деревни. Сообщали, что наша деревня почти вся сгорела, в том числе и родной дом. Товарищи заметили мое подавленное настроение и я показал им письмо. Потом я уже узнал, что товарищи собрали деньги и выслали в деревню, и мне стало тепло на сердце. А потом пришло радостное сообщение, что вернулся брат, хотя и израненный, но живой, и нашелся в госпитале в Сибири отец.

Нам сообщили, что выпуск будет досрочным - воздушных стрелков не хватало. По всему чувствовали, что скоро на фронт. И вот в марте 45-го я в составе группы 8 человек получил назначение на 3-й Белорусский фронт в 943-й штурмовой полк. Фронт тогда воевал уже в Прибалтике, нам предстояло принять участие в Восточно-Прусской операции. Мой командир экипажа, пилот лейтенант Рожков Александр был на фронте всего полгода, но уже стал кавалером трех орденов Красного Знамени. Дней за 10 до моего назначения его стрелок был смертельно ранен осколком зенитного снаряда. Это известие холодком отдалось у
меня в груди...

Полный текст
http://copy.yandex.net/?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fprokuratura.karelia.ru%2Ffile.php%2Fid%2Ff8263%2Fname%2Fprokuratura-w.pdf&lr=213&text=%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD%20%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B1%D0%BE%D0%B8&l10n=ru&mime=pdf&sign=390dfc4dc6743ecbb781c5f67c90da14&keyno=0<\/u><\/a>


Упоминается только гибель инструктора по парашютным прыжкам, но не летчиков!
Возможно захоронения относятся к периоду, когда школа была уже эвакуирована г.Кузнецк Пензенской области, т.е. это могилы летчиков и воздушных стрелков, погибших в воздушных боях и захороненных недалеко от аэродрома базирования или фронтового госпиталя.

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 14.01.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.11 16:10. Заголовок: Никульшин Иван Ефимо..


Никульшин Иван Ефимович- член Союза писателей, родился и вырос в п. Александровка Кинельского района Самарской области. В своей повести "Поминальный поклон" он описывает период 1943-44 гг., как раз то время когда в поселке был построен аэродром и там располагалась военная часть. Писатель рассказывает следующее "за время учебно-тренировочных полетов немало было икатастроф. "Илы"- машины тяжелые, бронированные. Не случайно их называли летающими танками. Если штурмовик вошел в штопор, по свидетельству самих же инструкторов, далеко не каждый опытный летчик справится с ним. Были трагедии, И не раз. Случилось это в самый разгар знойного дня. Над лесом, как всегда, шел учебный бой. "У-2" таскал "колбасу". Несколько "Илов", заходя из-под солнца, расстреливали ее. И вдруг один из них задымил, задымил и пошел по наклонной в сторону Карповки, ближнего сельца...... К месту катастрофы с аэродрома уже мчались машины..." Далее писатель описывает похороны экипажа. В своей повести он говорит о том, что в этом же году разбился еще один самолет. Останки пилотов захоронены на территории п. Александровка.

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.07.20 20:51. Заголовок: Admin Возможно именн..


Admin Возможно именно мой дед, Макаров Дмитрий Кузьмич, был начальником 67 школа возд. стрелков ВВС ПриВО с самого начала войны и до её окончания. annmac@mail.ru, annmac@yandex.ru.

Спасибо: 3 
Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 125
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 34 месте в рейтинге
Текстовая версия

Наш чат:


Наши партнеры:

Форум авиатехников

tof.2bb.ru Пограничник

Forumavia.ru Форумы на Airforce.ru

ArmyRus.ru Bigler.ru

Aviation in local war ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ

Locations of visitors to this page

Посетители сегодня:

counter map