Нашему Форуму - 12 лет!

Поздравляем со 105-й годовщиной первого массового набора в ШМАС!

"В самом начале войны, 19 сентября 1914 года, в Гатчинскую авиционную школу прибыло 1130 молодых солдат для обучения наземным авиационным специальностям, поскольку в авиационных отрядах и ротах, выполнявших боевую деятельность, стало не до обучения младших авиационных специалистов. Прибывшие были разбиты на 5 рот, и, получив необходимые знания, в том же году отправились на фронт в авиационные части..."


АвторСообщение
Рядовой




Сообщение: 452
Зарегистрирован: 19.09.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.09 08:28. Заголовок: Русский "стеллс"


Русский "Стелс"

Как только весть об аресте Э.Поупа достигла американских берегов, журналисты атаковали Пенсильванский университет. Вот что им сообщил руководитель отдела университета по связям с прессой Билл Мен:
"С 1994-го по 1997 год м-р Поуп работал в лаборатории прикладных исследований Пенсильванского университета в должности ассистента по зарубежным технологиям. В его задачу входило наведение контактов между исследовательскими центрами в бывшем Советском Союзе и американской промышленностью. Он проводил открытые семинары и встречи американских и зарубежных ученых и предпринимателей, целью которых являлось ускорение практического применения результатов научных исследований в промышленности. В 1997 году м-р Поуп покинул университет и основал собственную компанию - Serf technologies international, установившую коммерческие связи с организациями в России, надеясь, таким образом, лучше соблюсти свои интересы".
Тем временем в газеты просочились кое-какие сведения об Эдмонде Поупе и лаборатории, в которой он работал. Оказывается, до научной деятельности Э.Поуп служил офицером ВМФ США, а его лаборатория была организована в разгар "холодной войны" при Гарвардском университете и финансировалась государством, выполняя некие "научные заказы, связанные с подводными исследованиями".
Далее. Известно, что американские спецслужбы предпочитают отправлять своих агентов за границу в неком официальном качестве - чаще всего под дипломатическим прикрытием. Так работает ЦРУ. Нелегалов без дипломатической "крыши" внедряет разведка Пентагона. Но даже она реализует "штучный товар". Здесь же в другую страну была внедрена целая фирма, что чревато чрезмерным риском, на который американцы почему-то пошли.
И, наконец, можно отметить еще одну странность. В отличие от предыдущих шпионских разоблачений это не спровоцировало громких заявлений ни в Вашингтоне, ни в Москве. Дело развивается "рабочим порядком", что контрастирует с вопиющим фактом разоблачения шпионской фирмы. Все это говорит о том, что перед нами не обычный шпионский скандал. За ним действительно стоят исключительные события, о которых стоит рассказать.
Эта история началась около тридцати лет назад, когда, листая популярный советский научно-технический журнал, сотрудники западных спецслужб наткнулись на статью физика А.Уфимцева, в которой говорилось, что летательные аппараты определенного вида (типа "крыло"), сделанные из определенных материалов, определенным образом граненные и окрашенные, практически невидимы для радаров. Статья очень заинтересовала американских военных специалистов, и в США решили построить и испытать такой летательный аппарат.
Возможности для этого были. Тогда в Пентагоне разрабатывалась программа создания самолетов нового поколения - высотного разведчика и высотного перехватчика, которые замышлялись недосягаемыми для средств обнаружения и поражения противника. Высотный перехватчик на вооружение не поступил. Но в середине 1970-х годов ВВС США получили первоклассный самолет-разведчик SR-71, который отличали необычная аэродинамическая форма и специальная окраска, сделанные по "рецептам" Уфимцева и снижавшие радиолокационную видимость самолета.
Окрыленные успехом, американцы двинулись дальше и начали разрабатывать новые типы самолетов-невидимок, основанных на идеях русского физика. Проект получил название "стелс" (от англ. stealth - втихомолку, украдкой).
Попытки создать такой самолет долго не имели успеха. Лишь в начале 1990-х годов США явили миру чудо военной техники, похожее на летучую мышь или корабль инопланетян. Были изготовлены две модификации "стелсов": истребитель-бомбардировщик F-117 и тяжелый стратегический бомбардировщик В-2, которые были применены в войне против Ирака и произвели фурор. А вскоре стали известны закулисные подробности этого дела.
Выяснилось, что технологический прорыв американцев в производстве "стелсов" был связан с эмиграцией в США А.Уфимцева, который был привлечен к работам по созданию невидимок.
Тем же на протяжении многих лет А.Уфимцев занимался в СССР. И не только он. По словам главного конструктора ОКБ имени П.Сухого Сергея Короткова, "есть ряд коллективов, которые после его ухода занимались этой проблемой".
Как и в США, в СССР велась разработка самолетов нового поколения, отличавшихся сверхвысокой скоростью, высотой полета и незаметностью для средств ПВО противника. В 1964 году на вооружение советских ВВС поступил истребитель-перехватчик МИГ-25, который развивал невиданную скорость и, согласно Книге рекордов Гиннесса, даже в 1996 году оставался самым быстрым самолетом в мире. В ОКБ А.Туполева наряду со сверхзвуковым пассажирским ТУ-144 разрабатывался стратегический бомбардировщик - "сотка", который взмыл в небо в 1972 году и отличался необычной формой и цветом, делавшими его малозаметным для радаров. Аналогичные самолеты создавались и в ОКБ П.Сухого.
Возникает вопрос: если в Советском Союзе давно знали секреты "стелса", то почему не создали свой "стелс", на много лет опередив американцев?!
"Мы знаем эту технологию очень хорошо, - утверждает генеральный конструктор НПО новейших типов летательных систем "Люлька-Сатурн" Виктор Чепкин. - Вместе с разными институтами тщательно анализировали, что такое "стелс" и вообще технология невидимости, как она реализуется в бою и прочее. И пришли к выводу, что гипертрофированное применение "стелсовской" технологии - "стелс" ради "стелса" - чрезвычайно сужает диапазон боевого применения самолетов. Чисто "стелсовские" самолеты можно применять только в очень узком боевом диапазоне для специфических целей. А технология очень дорогая".
Как минимум в двух советских КБ были построены и испытаны самолеты-невидимки разных типов. Вывод авторитетных комиссий был таков: строительство таких самолетов нецелесообразно; более того, этот тип самолета является "тупиковой ветвью развития военной авиации". В начале 1980-х годов работы по уфимцевскому "стелсу" в СССР были прекращены. Обиженный конструктор уехал в США, где реализовал свои идеи. Но тут возникает другой вопрос. О недостатках "стелса" американцы не могли не знать. И все же программа "стелс" в США была запущена и завершена.
Разгадку этого парадокса дают две цифры: истребитель-бомбардировщик F-117 первоначально стоил 45 млн. долларов, бомбардировщик В-2 - около 100. Это самые дорогие самолеты в мире. Американское государство заказало несколько десятков таких машин. На этом заказе подрядчики - киты ВПК - могли хорошо заработать. И этот аргумент перевесил многие другие.



Товару сделали бешеную рекламу. При операции "Буря в пустыне" "стелсы" неплохо проявили себя, так как иракская ПВО была выведена из строя. Но во время войны на Балканах их грехи вылезли наружу. За 76 дней войны югославские ПВО подбили как минимум пять самолетов НАТО: "торнадо", "фантом" и три "стелса". При этом два "чудо-самолета" были подбиты старыми советскими зенитными комплексами "Куб" образца... 1960-х годов!
Случился громкий конфуз. "Стелсы" сняли с полетов, а Пентагон назначил служебное расследование. Его выводы засекречены. Однако известно, что на конференции военных экспертов Запада, прошедшей в ноябре минувшего года в университете английского города Гулль и посвященной итогам войны на Балканах, как сама кампания, так и эффективность применявшихся в ней средств были подвергнуты жесткой критике. По мнению специалистов, серьезный военный конфликт неминуемо обернется для этих самолетов катастрофой. Видимо, поэтому американские производители "стелсов" (генеральные подрядчики - корпорации Локхид-Мартин и Макдоннел Дуглас) не продают их даже самым близким союзникам, опасаясь жестокого удара по своей репутации. Ну а что же Россия?
В конце 1970-х годов в авторитетном западном военном журнале было опубликовано сообщение: "В России удалось создать технологии обеспечения малозаметности, основанные на иных физических принципах. Ученые предложили создавать вокруг аппарата специальное плазменное образование, которое мешает видеть летательный аппарат. Окружающее его облако искусственной плазмы обеспечивает снижение заметности более чем в 100 раз. В ходе разработок была установлена возможность создания второго и третьего поколений еще более совершенных систем аналогичного назначения".
То, что искусственная плазма рассеивает электромагнитные волны и визуально дематериализует находящийся внутри плазменной оболочки объект, известно давно. В жаркий день в аэропорту можно видеть, как самолет "плывет" и растворяется в мареве раскаленного газа, выходящего из его двигателей. Первоначально сложность состояла в том, что эффект экранирования работал на высотах более 10.000 метров. Его нужно было "заземлить". "Нашими учеными, - свидетельствует С.Коротков, - были созданы установки, которые позволяют плазме работать даже в земных условиях". "Тщательно проанализировав все, мы пришли к выводу, что надо делать системы многофункциональные, которые обладают и элементами обычного "стелса", - говорит В.Чепкин.
Путь, по которому пошли российские ученые и конструкторы, был более сложным, но и более перспективным. Он позволял создавать скоростные высокоманевренные самолеты-невидимки и ракеты разных типов и классов. Квазиплазменная оболочка резко увеличивает скорость прохождения объектов в плотных средах (воде). А когда в начале 1980-х годов президент США Р.Рейган объявил о создании глобальной системы противоракетной обороны с элементами космического базирования (СОИ), в СССР начались работы по созданию ядерных ракет с "невидимыми" головными частями.
Итог таков. В России создан и поступает на вооружение ракетный комплекс стратегического назначения "Тополь-М", оснащенный ядерными боеголовками, способными пробивать плотную противоракетную оборону противника, аналогов которому в США нет и в ближайшие 10-15 лет не будет. В ОКБ П.Сухого создан "стелс" нового поколения с вывернутыми вперед "орлиными" крыльями, обладающий эффектом невидимости и сохраняющий при этом высокую скорость и боевую маневренность. Самолет демонстрировался на авиасалоне в Жуковском в 1999 году и произвел очень сильное впечатление. На российских заводах готовятся к спуску почти невидимые и неслышимые подводные лодки "Атлант". Созданы крылатые ракеты "Москито", летящие над поверхностью моря и недоступные для средств противоракетной обороны противника. Создан радар, способный засекать хваленые американские "стелсы". В 1997 году его демонстрировали на выставке вооружений в Нижнем Новгороде.
И, наконец, выдающимся достижением явилось создание подводной ракеты "Шквал-Е", которая благодаря газовой оболочке и спецпокрытию развивает феноменальную скорость (более 100 метров в секунду!), втрое превышающую скорость любой аналогичной ракеты или торпеды. Такими ракетами можно оснащать не только подводные лодки и тяжелые надводные корабли, но и торпедные катера и даже... модернизированные рыболовецкие шхуны! Неуязвимые для средств поражения противника, они способны в считанные часы пустить на дно весь американский подводный и авианосный флот.
Появление этой ракеты вызвало на Западе шок. Вот что сказал известный американский эксперт по вооружениям, сотрудник Федерации американских ученых Джон Пайк: "Нет сомнения в том, что Россия сумела создать подводную ракету с уникальными боевыми данными, которой нет равных в мире. Я полагаю, что многие, включая США, хотели бы получить побольше информации об этом оружии".
Ошарашенный Запад начал охоту за секретами русского "стелса". За сим занятием был пойман в Москве Эдмонд Поуп. "Бизнес и Балтия"
Принято считать, что технология "стеллс" родилась со статьи Петра Уфимцева в простом журнале 1963 году .
Но здесь стоит присмотреться и к братьям Хортен, которые уже в 1942 году изготовили самолет из пластика.

http://gazetangn.narod.ru/archive/ngn24/stels.html

http://shmas.forum24.ru

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]


Рядовой




Сообщение: 453
Зарегистрирован: 19.09.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.09 09:49. Заголовок: Есть русский ответ н..


Есть русский ответ на чудо-истребитель "Раптор"

В середине января американские ВВС получили первую партию из 12 новейших истребителей 5-го поколения F-22 "Raptor". Этот факт тут же вызвал ожесточенные споры о технологическом превосходстве США над другими армиями мира, и прежде всего России - страны, традиционно создававшей боевые машины, сопоставимые, а часто превосходящие по боевой эффективности американские.
Эксперты говорят, что он "открывает новую эпоху в развитии американских ВВС". Его радиолокационные системы позволяют выполнять воздушное патрулирование более успешно, чем это делают другие самолеты. У него сверхзвуковая крейсерская скорость и высокая маневренность - на машине установлен двигатель с изменяемым вектором тяги. Он быстрее реагирует на появление неопознанных объектов на дальних дистанциях, что позволяет не только выполнять традиционные миссии по завоеванию воздушного пространства и нанесению ударов по наземным объектам, но также заниматься разведкой и радиоэлектронным противодействием - постановкой помех, уводящих высокоточное оружие от целей.



Американский военно-информационный портал Strategypage обнародовал ранее не публиковавшиеся результаты исследования ныне расформированного британского Агентства военных исследований и оценок British Defence Evaluation and Research Agency, по которому получается, что по характеристикам F-22 превосходят возможности новейшего российского истребителя Су-35. В реальном бою на один F-22 придется как минимум 10 сбитых российских истребителей. Впрочем, эйфории в самих США подобная информация почти не вызвала.

Цена одного такого нового истребителя - $133,1 млн, a российский Су-35 стоит $30-38 млн, что не по карману даже такой богатой стране, как США. Военным уже пришлось сократить 33 самолета-шпиона U-2 "Dragon Lady", 55 ударных "самолетов-невидимок" F-117 (весь парк), 76 пассажирских C-21 "Learjet" и на 40% парк бомбардировщиков B-52 "Stratofortress", чтобы сэкономить $2,6 млрд, на которые, как надеются в Пентагоне, им удастся закупить 180 F-22 - при том что первоначально планировалось купить 648 машин.

Проблема в том, что истребитель создавался в расчете на противоборство с аналогичными машинами, а их делали только в СССР-России. Отсутствие противника и стало главной причиной сокращения закупок F-22 "Raptor". Недавно американские военные провели совместные учения с ВВС Индии. В их ходе американские F-15C/D "Eagle" сражались с российскими Су-30МКИ, МиГ-27, МиГ-29 и даже "старенькими" МиГ-21 "Бизон", которые в пух и прах разбили американских "Орлов". Американский генерал Хал Хомбург, возглавляющий службу Air Combat Command ВВС США, заявил, что этот результат стал полным сюрпризом для американских летчиков. И добавил:
"Мы не настолько обогнали весь остальной мир, как нам хотелось бы думать. Российские истребители Су-30МКИ лучше основного американского истребителя F-15С "Игл".
Военно-воздушные силы стран, на вооружении которых находятся эти машины, имеют определенное преимущество и в перспективе могут представлять угрозу американскому господству в воздухе".

Оказывается, "русские" и маневрировали, и "видели" американцев лучше и дальше, а значит, первыми поражали цель.
Недавно Главком ВВС России Владимир Михайлов сообщил, что наш ответ "американскому чуду" поднимется в воздух в конце 2006 года. Истребитель под рабочим названием И-21 сейчас "продут" в аэродинамической трубе, все характеристики.

Русские придумали лучшую "стелс-технологию"

Пентагон объявил о намерении продолжить работы по созданию авиатехники, невидимой для радаров. Сейчас готовится проект беспилотного истребителя нового поколения с использованием технологии "стелс". Однако мало кто знает, что в России давно разработана технология, которая во многом лучше американской.

В России уже давно существуют уникальные технологии, с помощью которых может быть существенно понижена «видимость» любых движущихся объектов — от самолета до автомобиля, передает РБК Все дело в генераторах плазмы, которая, обволакивая маскируемый объект, делает его малозаметным для излучения радиолокаторов. Даже самый старый и дешевый истребитель, оборудованный генератором плазмы, по своим характеристикам оставит позади широко разрекламированные и безумно дорогие американские самолеты F-117 и B-2.
"Мы приняли решение делать «невидимки» по технологиям, основанным на принципиально иных физических принципах", — рассказал директор Исследовательского центра им. Келдыша Анатолий Коротеев.
По его словам, если создать вблизи летательного аппарата экран из плазмы, то самолет становится невидимым для радаров. Простой пример: если бросить в стену теннисный мячик, он отскочит и вернется обратно. Так же и сигнал РЛС отражается от самолета и возвращается на приемную антенну. Самолет обнаружен.
Если у стенки угловатые грани и наклонены они в разные стороны, то мячик отскочит куда угодно, но назад не вернется. Сигнал потерян.
На этом принципе основаны американские «стелс». Если же обложить стенку мягкими матами и кинуть в них мяч, то он просто шлепнется об нее, потеряет энергию и упадет рядом со стенкой. Так же и плазменное образование поглощает энергию радиоволн. Самолет становится малозаметным для радаров.

По этому принципу было решено создать компактный генератор плазмы, который можно разместить на летательном аппарате. Конструкция получилась небольшой и легкой.
Плазменная установка создавала мощные пучки электронов. Воздух ионизировался и образовывалась плазма с необходимыми характеристиками.
«Необходимо было добиться совместимости плазменного генератора со всеми системами современного летательного аппарата, — говорит сотрудник Центра Келдыша Андрей Головин.
— Плазменное облако препятствовало качественной связи с землей. Кроме того, помехи мешали и работе многих электронных систем и авионики. Впрочем, эти проблемы были решены, установка успешно прошла государственные испытания».
Наилучшие результаты эта технология дает при использовании именно на летательных аппаратах, в особенности на больших высотах. Она как минимум не уступает по своей эффективности американским способам снижения радиозаметности, применяемым на пресловутом F-117.
Существенное же преимущество генераторов плазмы состоит в том, что их можно устанавливать на любое движущееся устройство, которое необходимо спрятать от РЛС, в том числе и старых образцов. При этом не страдают летно-технические характеристики самолетов. Они способны активно маневрировать при воздушных боях и выполнять фигуры высшего пилотажа, в чем F-117 чрезвычайно слаб.
В отдельных случаях возможно ее применение и на наземной технике, даже на серийных автомобилях.

Генераторы неравновесной плазмы с успехом прошли государственные испытания более десяти лет назад. Однако в переходные времена внедрение установки в авиации существенно затормозилось.
«Возможно, какая-то вина в этом есть и со стороны руководства института, — продолжает Анатолий Коротеев.
— Уж не очень активно мы продвигали ее в жизнь. Сложное было время. Финансирование сокращалось, военная тематика тормозилась».
Да и сейчас эксперименты в области радионевидимости в Центре им. Келдыша ведутся недостаточно активно. Не хватает все того же финансирования. Однако аналогов генераторам неравновесной плазмы за рубежом нет. Пока. Ведь с конца девяностых годов подобные работы начались и в США.
B Великобритании также существует программа Replica по разработке и созданию собственного самолета-невидимки.

Рассекречен первый британский самолет-невидимка

Широкая общественность узнала о существовании в Британии секретной программы Replica по разработке и созданию собственного самолета-невидимки.
На обнародованном снимке представлена полноразмерная модель самолета, созданная еще в 1999 году, на пятом году реализации секретной программы стоимостью £20 млн. Финансирование программы под кодовым наименованием Replica осуществлялось совместно компанией BAE Systems и министерством обороны Объединенного Королевства. .
Несмотря на скудные сведения о деталях проекта, представители BAE Systems заявили, что модели Replica предстоит пройти "тщательные испытания", которые позволят определить эффективную отражающую поверхность самолета-невидимки, что, в свою очередь, позволит оценить степень "невидимости" самолета в реальных условиях.

Неясно, планируется ли предпринять меры для снижения инфракрасной, визуальной и акустической заметности самолета. Изначально самолет Replica не рассматривался в качестве эквивалента экзотических и безумно дорогих "истинных невидимок" вроде американских F-117 или В-2, в которых конструкторы попытались выжать все возможное из технологий снижения заметности. Вместо этого британские специалисты утверждают, что им удалось достичь компромисса между малой заметностью и разумной стоимостью самолета. Кроме того, продемонстрированы возможности британской промышленности в сложном мире стелс-технологий.
Технологии, прошедшие обкатку на Replica, смогут найти применение в перспективных серийных машинах. В рамках широкой программы разработки перспективных наступательных авиационных систем FOAS- Future Offensive Air System, реализуемой в Великобритании, предусматривается разработка как пилотируемых, так и беспилотных летательных аппаратов, которые смогут стать заменой самолетам Tornado GR4, стоящим на вооружении Королевских ВВС в настоящее время.
Программа рассчитана на период до 2017 года.
Ключевым фактором в снижении радиационной заметности самолета английские специалисты считают соблюдение высочайшей точности при изготовлении деталей и узлов и сборке самолета. В его конструкции не должно быть никаких граней и зазоров, отражающих излучение радаров.
Это достигается созданием трехмерной компьютерной модели будущего самолета и использовании в непосредственной механической обработке деталей прецизионных станков с компьютерным управлением. При сборке совмещение панелей друг с другом осуществляется с помощью лазерных проекционных систем. Что случилось с программой Replica после 1999 года, покрыто мраком. Однако быстрое приближение сроков перехода программы FOAS из "концептуальной" в "оценочную" фазу заставляет аналитиков предаваться размышлениям - а не летает ли реальная Replica над нами уже сейчас?

http://www.74rif.ru/stealth.html

http://shmas.forum24.ru

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Рядовой




Сообщение: 456
Зарегистрирован: 19.09.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.09 11:34. Заголовок: По мнению западных э..



 цитата:
По мнению западных экспертов, Россия продолжает осуществлять пионерские исследования в области разработки генераторов плазменных облаков. Это позволит по-новому подойти к проблеме снижения видимости боевых самолетов на экранах радаров.
Несмотря на скудную информацию, стало известно, что в ФГУП "Исследовательский центр им. М.В. Келдыша" под руководством академика РАН Анатолия Коротеева разрабатывается плазменный генератор весом около 100 кг, который может быть установлен на тактический истребитель. Прототип прошел испытания на моделях и на борту реального самолета. Предполагается, что первым самолетом, оснащенным подобной системой, станет ударный истребитель Су-32/34.

Принцип действия системы западным специалистам видится следующим образом. Генератор, питаемый отдельным источником энергии, ионизирует воздух, окружающий самолет, - скорее всего, передние кромки аэродинамических поверхностей. Ионизированный воздух в граничном слое "обтекает" самолет, скрывая его в непроницаемом для вражеских радаров плазменном облаке. Генератор, по всей видимости, потребляет очень много энергии, и, возможно, система будет включаться только при обнаружении самолета радаром противника. Плазменное облако, окружающее самолет, сделает невозможной также и радиосвязь с ним; эта проблема, возможно, будет решена путем создания в облаке специальных "прорех". Вследствие значительного веса и очень высокого энергопотребления, система, как предполагается, предназначена скорее для самолетов класса Су-32, чем для более легких МиГ-29.


http://www.rusarmy.com/forum/topic1984.html


 цитата:
Как офицер ДА в недавнем прошлом, отношусь к статье критически (как и к любой статье в СМИ на тему, требующую проф. подготовки, которой у журналистов нет)...




 цитата:
Бредятинка какая-то... Как может плазменное облако, легко засекаемое радарами за 500 и более км быть стелс-технологией мне лично непонятно.


http://talks.guns.ru/forummessage/117/237450.html

http://shmas.forum24.ru

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 19.12.08
Откуда: Украина, Мариуполь
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.03.09 22:01. Заголовок: Добрый день, Господа..


Добрый день, Господа Механики! Хочу вставить свои "пять копеек" в данную тему. Мой родной СУ-25 в восмедесятых годах проходил экперементы по программе "неведимка", где его покрывали спецпокрытием для уменьшения радиозаметности и спецкраской для уменьшения заметности в зрительном диапазоне. Но все это оказалось малоэфективно- весь БК на внешней подвеске давал мощный отражающий сигнал. А без БК нафик штурмовик нужен. По этому америкосы и прячут все вооружение на внутренней подвеске и делают уклон на высокоточное оружие, а у нас уклон на полеты на малых высотах на манер КР.

Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 928
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.09 11:44. Заголовок: ИСТОРИЯ "НЕВИДИМ..


ИСТОРИЯ "НЕВИДИМОК"

В начале XX века, после окончания Первой мировой войны, печать обсуждала полет неслыханной дерзости, предпринятый немецкими летчиками. Под покровом ночи они сумели проскользнуть чуть ли не до пролива Ла-Манш и вернулись обратно, так и не замеченные французскими наблюдателями. «Скрытности полета в немалой степени способствовала обшивка аэроплана, выполненная из материала высокой прозрачности», — отмечали газеты.

Уже к 1920-м годам были впервые сформулированы условия создания идеального аэроплана-разведчика: сам он должен быть невидимым, но замечать все. Как этого добиться?

Окончательного ответа на данный вопрос нет и по сию пору, хотя попыток решения задачи было предпринято немало. Расскажем о некоторых из них.


Тридцать лет тому назад в журнале «Техника — молодежи» под рубрикой «Антология таинственных случаев» был опубликован рассказ об интересном эпизоде из истории отечественной авиации.

Судя по воспоминаниям бывшего авиатора А.В. Вагуля, у нас в стране в 1930-е годы существовал образец самолета-невидимки. Вагулю даже довелось самому присутствовать на его испытаниях. Выглядело это так...

Утром из опытного ангара вывели Дунаевский самолет (так его уже окрестили на базе по фамилии изобретателя) и два истребителя И-16. Один из них был двухместный, «спарка». В переднюю кабину «спарки» сел кинооператор с аппаратурой.

По сравнению с истребителями таинственная машина и правда выглядела обычным небесным работягой, вроде какого-нибудь связного, санитарного или для первоначального обучения, — если б не ее ярко блестевшая под солнцем обшивка. Это мог быть отполированный металл, но до войны такую полировку если и применяли, то редко.

— В остальном же самолет был как самолет, напоминал всем знакомый У-2 (только моноплан), — вспоминал Вагуль. — Скоростенка, надо полагать, километров 150—200, не больше. Подкосы, расчалки, две кабины без фонарей, с козырьками...

Летчик, поговорив с механиком, занял свое место. Приехало начальство, военное и гражданское, и с ними Дунаев. Он стал немного впереди, один.

Необыкновенное началось сразу же, как только заработал мотор. Этого ждали: слух, что ждать надо именно запуска мотора, уже прошел по базе, поэтому зрители запомнили все детали. Донеслось, как полагается, ослабленное расстоянием «От винта!» и «Есть от винта!», потом из патрубков по бокам капота вырвались синие струи первых выхлопов, и тут же, одновременно с нарастанием оборотов, самолет начал исчезать из виду. Начал истаивать, растворяться в воздухе...

Что он разбегается, оторвался, набирает высоту, можно было определить уже только по перемещению звука к лесу и над лесом. (Следом немедленно поднялись оба истребителя: один стал догонять «невидимого», а со «спарки» это снимали. Съемка велась и с земли, одновременно с нескольких точек.)

Погони не получилось. Истребители потеряли «невидимку». И зрители его потеряли. То есть несколько раз над полем, над городком, в совершенно пустом небе медленно прокатывался близкий звук его мотора, а истребители в это время метались совсем в другой стороне. Может быть, из соображений безопасности... Так продолжалось тридцать минут, и все убедились в бесполезности «погони». Истребители сели и отрулили с полосы. Летчики подошли с докладами к командиру базы.

Как стало известно, и съемка с земли ничего не дала (или, если угодно, дала слишком уж много). Операторы наводили объективы на звук, все небо, говорят, обшарили, но ни в одном кадре потом не обнаружилось ничего, кроме облаков. Даже тени того самолета не оказалось.

Вскоре он тоже сел. Слышно было, как он катился по бетонке, как остановился невдалеке от группы командования и развернулся. За бетонкой полегла трава под воздушной струей от невидимого винта.

Затем обороты упали, мотор стал затихать, и самолет опять «сгустился» на полосе, как джинн из арабской сказки.


Попытки разобраться в этой загадочной истории, в особенности конструкции, разумеется, делались. Прежде всего, об аналогичной конструкции писал известный наш историк авиационной техники В.Б.Шавров в свой «Истории конструкций самолетов в СССР до 1938 года».

Он вспоминал, что созданием визуально «невидимого» самолета занимались в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского до 1935—1936 годов под руководством профессора С.Г. Козлова. На первом самолете, совершившем несколько испытательных полетов, использовался принцип «прозрачности». Для этого полотняная обшивка легкого спортивного самолета АИР-3 была заменена на обшивку из прозрачного материала типа целлулоид, а точнее — из оргстекла французского производства — родоида.

Стенки силовых балок лонжеронов, поверхности других несущих большую нагрузку металлических элементов конструкции также были оклеены родоидом, «покрытым с внутренней стороны зеркальной амальгамой. Капот, кабины, колеса и прочие части машины окрашены белой краской, смешанной с алюминиевым порошком, и отлакированы».

Специально обработанные поверхности — прозрачные, зеркальные, белые, отлакированные— должны были породить какие-то оптические погрешности, аберрации, они как-то искажали изображение самолета. Но стать только из-за этого полностью невидимым тело столь сложной формы едва ли могло. Да еще в движении — при разных поворотах, при разном освещении. Почему же тогда работы были прекращены?

В. Шавров пишет: «Результат этих мероприятий был значителен. Самолет в воздухе быстро исчезал с глаз наземных наблюдателей... На кинокадрах не получалось изображение самолета, а на больших расстояниях не видно было даже пятен. Впрочем, родоид довольно скоро потускнел, потрескался, и эффект невидимости снизился».

Что же, выходит, дело в качестве материала? Однако ведь этот первый опыт был проведен еще в 1937—1938 годах; в дальнейшем органическое стекло стало лучше, прозрачнее, прочнее. Нынешний плексиглас не трескается, не тускнеет, иначе его не применяли бы. Почему ж не поднялась больше в воздух дунаевская или козловская «невидимка»?

Второй раз попытка сделать если не прозрачный, то хотя бы невидимый в лучах радара самолет была предпринята уже в наши дни.
    До 1990 года флагманом разведывательной авиации США считался созданный конструктором У. Джонсоном в начале 1960-х годов самолет SR-71, он же — «Черная птица». Хорошая аэродинамика, совершенные двигатели, специальное термостабильное топливо, а главное — широкое применение в конструкции титана позволили разведчику (первоначально — истребителю-перехватчику) развивать крейсерскую скорость более ЗМ (М — число Маха, выражающее отношение скорости полета к скорости звука). Летные характеристики SR-71 так и не опубликованы, однако мировые рекорды скорости, в том числе на трассе Нью-Йорк — Лондон, принадлежат ему уже более 20 лет.

    По официальным американским данным, ни одна «Черная птица» не была сбита во время боевых вылетов, хотя из-за аварий потеряно до трети машин. По другим данным дважды встреча с нашим перехватчиком МиГ-25 кончалась для американского самолета-шпиона весьма печально... Когда же в конце 1960-х годов на боевое дежурство в советских ПВО встали зенитные ракетные комплексы С-200, несущие ядерные боевые части, «Черную птицу» уже не могли спасти ни скорость, ни высота.

    Ему на смену, пришел сверхсекретный беспилотный самолет типа «волнолет», у которого подъемная сила при сверхзвуковом полете создается за счет скачков уплотнения. Высота его полета составляла около 30 километров, но самое интересное: аппарат запускался с борта сверхтяжелого транспортного самолета С-5А, на него же и садился.

    Якобы по недосмотру цензоров в опубликованном военном бюджете США появился пункт, согласно которому на программу, названную «Аврора», выделялось 80 миллиардов долларов в 1986-м и запрашивалось 2,3 миллиарда на 1987 год. Особый интерес вызвало то, что «Аврора» упоминалась вместе с SR-71 и TR-1, известными нашим ракетчикам как и самолет-шпион У-2. Последовавшему через некоторое время официальному заявлению, что-де программа закрыта, вряд ли кто верил, тем более что в 1989 году газета «Нью-Йорк тайме» опубликовала описание гиперзвукового (скорость более 5М) самолета, замеченного якобы на авиабазе Грум-Лэйк, известной своим исследовательско-испытательным центром совершенно секретных аппаратов.

    В августе 1989 года, а известно об этом стало только в 1992 году, с буровой платформы в Северном море инженер К. Гибсон видел неизвестный самолет треугольной формы, заправлявшийся от «летающего танкера» КС-135. Их сопровождали два истребителя-бомбардировщика F-111.

    В течение 1989—1990 годов в окрестностях американских авиабаз Джордж, Эдварс, Чайна-Лэйк, Долина антилоп и города Санта-Барбара не раз видели полет аппарата, названного «Пульсаром» за характерный низкочастотный звук двигателя и необычный узловатый инверсионный след. Интересующиеся получали скупой официальный ответ: «ВВС США проводят несколько секретных программ».

    Но вот еженедельник «Авиэйшн Уик» дал описание «Авроры» как стартующего с борта «Боинга-747» аппарата ромбовидной формы длиной 33,5 и шириной 18,3 метра и использующего прямоточные двигатели внешнего сгорания. Утверждалось, что разведывательно-ударный беспилотный самолет может нести 121 атомную бомбу.

    5 августа 1991 года неизвестный летательный аппарат прошел менее чем в 300 метрах от рейсового «Боинга», летевшего над Техасом на высоте 7 километров.

    Однако пик сообщений о загадочном гиперзвуковом самолете приходится на 1992 год. Так, в марте — апреле в районе авиабазы Эльдорадо — главного испытательного центра ВВС США — радиолюбители трижды фиксировали переговоры наземного оператора с самолетом, летевшим на высоте не менее 20 километров. В одном случае был замечен идущий в стратосфере «Пульсар», в двух других — переговоры велись на частотах, выделенных для самолетов «специальных операций».

    В сентябре того же года над Северным морем в 50 километрах от острова Тексел очевидцы слышали звуковой удар, интерпретированный как пролет неизвестного гиперзвукового самолета на высоте более 10 000 метров. Похожие эффекты несколько ранее фиксировали сейсмические датчики, расположенные в Калифорнии и Техасе. Причем, по мнению сейсмологов, они более походили на вход в атмосферу «Шаттла», которого, однако, в этот момент там не было.

    Наконец о мистическом самолете появилась пространная информация. В статье Суитмена, опубликованной журналом «Джэйнз дифенс уикли» в декабре 1992-го, утверждалось, что машина проходила летные испытания начиная с 1987 года, а в 1990-м поступила на вооружение. Стоимость ее оценивалась в 5—8 миллионов долларов. Кроме аэродромов на территории США, для базирования используется авиабаза Машриханиш в Шотландии, модернизированная в свое время для рамещения «невидимок» F-117.

    Самолет имеет в плане форму равнобедренного треугольника длиной 35 и размахом крыльев 20 метров. Стартовая масса 76 тонн, из которых не менее 44 тонн — топливо, скорее всего — метан (он более энергоемкий, и, что важно для гиперзвукового самолета, у него больше скорость горения). Экипаж — 2 человека, скорость — до 8М на высоте 40 000 метров, дальность — около 9000 километров. Самолет оснащен радиолокатором бокового обзора с фазированной антенной решеткой и телекамерами; передача информации — через спутник-ретранслятор. Форма и применяемые материалы снижают радиолокационную заметность машины, а высота и скорость полета делают ее недоступной даже для совершенных ракет — российской С-300В и американской «Патриот».

    Не исключено, впрочем, что «треугольник» — далеко не единственный в своем роде вариант. Суитмен сообщает о «двухступенчатом» комплексе, использующем в качестве разгонщика похожий на создававшийся в конце 1950-х — начале 1960-х годов межконтинентальный сверхзвуковой бомбардировщик ХВ-70 «Валькирия». Новый носитель имеет те же характерные особенности: аэродинамическую схему «утка», двухкилевое вертикальное оперение. Последнее позволяет разместить над фюзеляжем «вторую ступень». Это может быть ракетный блок, доставляющий на орбиту малогабаритный спутник разведки или связи, а может и гиперзвуковой «волнолет»-разведчик, конструкция которого в этом случае будет значительно проще...

    Наконец, на той же базе Грум-Лэйк были замечены прелюбопытные летательные аппараты.

    Представьте себе: самолет треугольной формы, гладкая черная обшивка из углеродного композита, нет выступающих деталей, воздухозаборники и сопла реактивных двигателей — на верхней стороне крыла. Но вот он переворачивается и садится на спину, выпуская из нее шасси. Зачем такой цирковой номер? Это компромисс сторонников технологии «стэллс», с точки зрения которой любой люк в нижней поверхности самолета — уголковый отражатель и потому вреден, и эксплуатационников, ратующих за люки внизу, — им тогда удобнее работать, и вода не скапливается.

    Все эти, а также широко известные ныне самолеты В-2 и F-117А изготовлены с применением технологии «стэллс», то есть имеют покрытие, не отражающее, а поглощающее радиоволны.

    Интересна история разработки такой технологии. Кое-кто из исследователей считает, что в его основу американцами были положены сведения, полученные ими в результате изучения «летающих тарелок», попавших в их руки еще в конце 1940-х — начале 1950-х годов и поныне хранящихся в сверхсекретном ангаре.

Потом в поле зрения падких на сенсации газетчиков попала другая, более правдоподобная версия. «Сама идея создания самолета-невидимки F-117A принадлежит русскому, — утверждал Бен Рич, бывший главный конструктор корпорации «Локхид», создавшей эту машину. — Однажды в мой офис ввалился 36-летний математик и специалист по радарам нашей фирмы Денис Оверхольцер, который и преподнес мне подарок — прорыв в технологии самолета-невидимки. Он открыл этот «самородок» в недрах большой сугубо технической статьи по радарам, опубликованной в Москве несколькими годами раньше. Автором ее был Петр Уфимцев, ведущий сотрудник одного из московских институтов...»

Так что же, выходит, мы могли стать первыми создателями технологии «стэллс», приведшей к появлению первых самолетов-невидимок? Возможно, могли, но не стали.

Наши теоретики оказались на высоте. Еще в 1966—1969 годах группе ученых во главе с Н. Кузьминым наряду с В. Солнцевым, В. Зубаковым, другими талантливыми специалистами (в нее входил и Петр Уфимцев) удалось разработать теоретические основы таких покрытий, которые делали летательный аппарат и ракету практически не засекаемой противовоздушной или противоракетной системами. Сведения об этом, очевидно, проникли за океан и, судя по всему, стали одним из аргументов за подписание между СССР и США Договора об отказе от создания системы ПРО, сделавшего ненужной и ракету-невидимку.

Между тем договора, ограничивающего или запрещающего систему ПВО, не было, поэтому американцы сосредоточились на конструировании самолета-невидимки. Подсказка, найденная в нашей печати, облегчила им дело.

А в СССР к подобному самолету остались равнодушны. Группа Н. Кузьмина была распущена. П. Уфимцев был приглашен читать лекции в США, ему предложили стать профессором одного из университетов в Калифорнии, где он работает и поныне.

Как выясняется, самолеты-невидимки не так уж и невидимы. Во всяком случае, в московском научно-техническом центре «Резонанс» созданы локаторы, позволяющие распознавать малозаметные объекты, в том числе и самолеты, сделанные по технологии «стэллс».

http://www.aib.ru/~loki/hronik/eksper/ek005.htm

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, Поручик запаса
Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 24
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 52 месте в рейтинге
Текстовая версия

Наш чат:


Наши партнеры:

Форум авиатехников

tof.2bb.ru Пограничник

Forumavia.ru Форумы на Airforce.ru

ArmyRus.ru Bigler.ru

Aviation in local war ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ

Locations of visitors to this page

Посетители сегодня:

counter map