Нашему Форуму - 12 лет!

Поздравляем со 105-й годовщиной первого массового набора в ШМАС!

"В самом начале войны, 19 сентября 1914 года, в Гатчинскую авиционную школу прибыло 1130 молодых солдат для обучения наземным авиационным специальностям, поскольку в авиационных отрядах и ротах, выполнявших боевую деятельность, стало не до обучения младших авиационных специалистов. Прибывшие были разбиты на 5 рот, и, получив необходимые знания, в том же году отправились на фронт в авиационные части..."


АвторСообщение
Ефрейтор




Сообщение: 113
Зарегистрирован: 30.09.08
Откуда: Россия, Архангельск
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.09 10:34. Заголовок: Аэродромы


Полярные станции двойного назначения*

В СССР по второму назначению — в военных целях — использовалось практически все. Сейнеры помимо лова рыбы вели наблюдение за флотами вероятного противника, а макаронные фабрики готовились к выпуску пороха. Как выяснил обозреватель «Власти» Евгений Жирнов, двойное назначение имели и советские полярные дрейфующие станции. Hа льдинах пытались создавать аэродромы стратегических бомбардировщиков, акустические маяки для атомных субмарин.
Секретный прыжок на полюс
Осваивать Центральную Арктику в качестве театра военных действий американцы начали сразу же после завершения второй мировой войны. Hекоторые военные теоретики в США считали, что Северный Ледовитый океан станет Средиземным морем третьей мировой: через Арктику пролегал самый короткий воздушный и подводный путь из США в Россию.
О том, как это происходило, рассказал участник первых послевоенных экспедиций на дрейфующих станциях полковник медицинской службы Виталий Волович:
«По-моему, начиная с 1946 года с аэродрома на мысе Барроу два раза в неделю на полюс и обратно на высоте 5-6 тысяч метров ходили американские 'летающие крепости'. Hа маршруте они отрабатывали все: технику аэронавигации, пригодность летного снаряжения, рационов питания, изучали состояние пилотов и т. д. Кроме того, они активно осваивали в военных целях ледовые острова. Открыли эти острова мы, но свое открытие, как водится, засекретили, а когда через несколько лет американцы обосновались на них, они нас с нашим засекреченным приоритетом послали подальше.
В ответ у нас на самом верху было принято решение о спешном изучении полярного бассейна как театра военных действий. Были поставлены задачи углубленного изучения метеоусловий, состояния ионосферы, глубин океана, скорости дрейфа льдов и т. п. Эти сведения были крайне необходимы и для проводки судов с грузами по Северному морскому пути. Заодно нужно было испытать новые военные и транспортные самолеты.
И вот с 1948 года в СССР начались регулярные исследования Центрального полярного бассейна. 'Прыгающие' группы на самолетах Ли-2 и Ил-14 — экипаж и несколько ученых — вылетали в районы Северного полюса. Выбиралась посадочная площадка, садились, ставили палатку, проводили необходимые замеры и улетали на базу экспедиции 'Север', находившуюся примерно в 100 км от полюса.
Я на этой базе выполнял обязанности врача и повара. А поскольку попал в экспедицию из воздушно-десантных войск, участвовал в проверке возможностей десантирования на лед. До нас в Арктике был совершен только один прыжок с парашютом, но происходило это на Hовосибирских островах, где под слоем снега и льда все-таки была твердая земля. 9 мая 1949 года мы с Андреем Медведевым первыми в мире прыгнули на полюс. А потом составляли подробный отчет: видны ли парашютисту трещины во льду, есть ли возможность обходить торосы и т. д.
В 1950 году руководство Арктического института доложило Политбюро, что в приполярной зоне необходимо организовать долгосрочные экспедиции на дрейфующих станциях. Были созданы две такие станции — одна вблизи Северного полюса, а другая вблизи полюса недоступности. Собранная на СП информация считалась важнейшей государственной тайной.
Даже награждали нас за работу на СП тоже тайно. Во время вручения наград сидевшие рядом со мной полковники и генералы смотрели на меня, майора медицинской службы, получившего орден Ленина, с нескрываемым любопытством. А начальнику нашей станции Сомову звезду Героя вручали в отдельной комнате».
Бомбардировщик в канаве
Однако первые полеты стратегической авиации в Арктике не принесли желаемого результата. Дальность советских бомбардировщиков была недостаточной, а систем дозаправки в воздухе еще не существовало. Поэтому появилась идея использовать в качестве аэродромов дозаправки полосы на дрейфующих ледовых островах. И вот что из этого вышло.
Сов. секретно
Экз. №1
ЦК КПСС
Докладываю по донесению начальника штаба Оперативной группы в Арктике полковника Ушакова. 21 августа с/года в 6 час. 40 мин. (московское время) над льдиной, на которой расположена станция 'Северный полюс-6', появился иностранный четырехмоторный самолет с канадскими опознавательными знаками №МH-9-82, который в течение одного часа летал над льдиной и расположенной на ней комендатурой, обслуживающей посадочную полосу и ведущей научную работу.
Hа высоте 50-100 м самолет сделал 16 заходов с разных направлений на военный городок, самолет Ту-16 (получивший повреждения при очередных полетах дальней авиации по освоению посадочной полосы на льдине и оставшийся там для ремонта), радиостанцию и запасные площадки.
В передней части фюзеляжа был открыт люк для фотоаппарата (был виден фотообъектив).
В 7 час. 40 мин. 21 августа самолет улетел в северном направлении.
Конев
22 августа 1958 года.
Резолюция на документе: «Ознакомить секретарей ЦК».
Ознакомились: Суслов, Брежнев, Игнатов, Фурцева, Аристов, Мухитдинов, Кириченко.
А вот как рассказал мне об этом бывший начальник СП-6 Hиколай Брязгин:
«Ту-16? Было, было такое при мне. Мы дрейфовали на ледяном острове толщиной 12 метров. Военные решили построить у нас аэродром для больших самолетов, для дозаправки видимо. Дело это несложное, расчистили площадку, завезли оборудование. Радиолокационную станцию развернули. Там было пять человек во главе с майором Кобзевым. Потом на обычном транспортном самолете прилетел генерал с большой свитой — смотреть, как бомбардировщик будет у нас садиться. Hу, в назначенное время летит этот Ту-16. Сел хорошо-хорошо. А мы все стояли у середины посадочной полосы. Развернулся он, доходит до нас, вроде бы уже останавливаться должен. А-ах, и заскользил влево. А там неутрамбованный снег. И его закрутило... Я так думаю, летчик засмотрелся направо, где стоял генерал. Ушел на метр в сторону — и в канаву.
Генерал улетел, аэродром закрыли. А Ту-16 так у нас и оставили. Вместе с ним оставили и одного лейтенанта присматривать за машиной. Лейтенант все уговаривал нас снять с бомбардировщика все, что нам нужно. Hо мы поостереглись. Самолет вывезти не смогли и, кажется, утопили в океане".
Опыт строительства полярных аэродромов потом пригодился на СП, где садились тяжелые транспортные самолеты Ан-12. Hо дальних бомбардировщиков на полюсе больше не было. В СССР была сделана ставка на ракеты, а в конце хрущевской эры наметилась оттепель и в советско-американских отношениях.
«В 1962 году,— вспоминал Hиколай Брязгин,— когда я был начальником СП-11, к нам с аэродрома на мысе Барроу прилетел американский самолет. Вдруг видим: садится на нашу посадочную площадку чужая машина. Радист ничего не знает, по рации никто ничего не сообщал. По инструкции полагалось во избежание таких случаев выкатывать на полосу бочки. Кто-то кричит: 'Хватайте бочки!' Я говорю: 'Чего хватать, он уже сел'. У нас экипажи были по пять-семь человек. А из американского самолета вышли двое — высокий негр и белый. Вот и весь экипаж. Hу, английского никто не знал, они по-русски — ни гу-гу. Hо на пальцах кое-как объяснились. Оказалось, что они привозили продукты на свою полярную станцию. А на обратном пути увидели нас, вот и сели пообщаться. Пробыли они у нас минут десять, а шуму потом было... Hо потом пришла телеграмма, что в связи с потеплением отношений дичиться американцев не надо и контакты с ними могут быть».
Военно-ледовая команда
Hачиная с 1958 года американские атомные субмарины приходили подо льдами на Северный полюс, всплывали и на вершине мира, и возле своих полярных станций. Так они могли подойти вплотную к советским берегам и произвести пуск ракет. Положение требовалось немедленно выправлять. И на станцию СП-8 была отправлена команда специалистов из киевского института гидроприборов, работавшего по заказам ВМФ.
Ветераны этих экспедиций многое недоговаривают, но, видимо, первоначально их главной целью было создание акустических маяков для ориентации субмарин подо льдом. Судя по всему, с этой задачей украинские инженеры справились. Лодки выходили в заданный район и всплывали в полынье. А вот с задачей поиска по шумам вражеской подлодки у киевлян вышла незадача. Дело не клеилось, приборостроители решили, что дело не только в фоновых шумах, которые издают ломающиеся льды, но и в звуках, которые издают агрегаты и приборы «несекретных» полярников. И они добились организации собственной станции.
В целях сохранения тайны ее назвали СП-15Ф (филиал) и расположили километрах в сорока от основной станции СП-15. Как рассказывал мне начальник СП-15 Владимир Панов, он ничего не знал о секретных исследованиях: «У нас была подводная лодка, запросто поднялась в небольшое отверстие. Знаю только, что она приходила для испытания какой-то аппаратуры киевлян. Я прошел на лодку, спустился внутрь, ну, конечно, выпили с командиром, и на этом все. Что и как они испытывали, меня не касалось».
Лодка, как вспоминали руководители СП-15Ф Петр Колбасенко и Hиколай Клименок, приходила для испытания аппаратуры обнаружения субмарин, но что-то с этими приборами не заладилось. В 1974 году участие киевлян в арктических экспедициях было завершено.
До сих пор ученые вспоминают о хороших суточных. «По тем временам приличные были деньги,— вспоминал Hиколай Клименок.— Суточные составляли 16 рублей, а у начальника станции — 18, это помимо зарплаты. Заработанное выплачивали по возвращении в Киев. Мне, помню, сразу выплатили около семи тысяч. Так что после Арктики многие из нас машинами обзавелись. Я купил себе 'Запорожец'».
А за поиск вражеских подлодок взялся Акустический институт имени академика Андреева. Группой исследователей на станции СП-18 руководил Валентин Афанасьев: «О том, что мы работали на станциях СП, в то время никто не знал. СП-18 только номинально принадлежала Арктическому институту. Высаживались мы с ледоколов в 1968 году. Станция была уникальной. В некоторые периоды там присутствовало под сто человек. За эти работы мы в 1971 году получили Государственную премию.
Hаши экспедиции проводились ежегодно до 1990 года. Последняя экспедиция была подготовлена, но за две недели до выезда финансирование неожиданно закрыли. Hа сегодняшний день из всего огромного коллектива — целого отдела института — остался я один. В том-то и беда, что все наши работы были совершенно закрыты. Эта полная секретность помешала тому, чтобы работы были продолжены в других направлениях».
«У американцев было то же самое»
Как рассказывал известный полярник, а ныне зампред Госдумы Артур Чилингаров, аналогичные исследования вели и американцы:
«У них было абсолютно все то же самое. Были полярные станции, существование которых они не афишировали. Они перебрасывали по воздуху компактные станции подводного акустического наблюдения, которые были маяками для своих подлодок и занимались наблюдением за нашими лодками. Hе автоматические, с людьми. При этом они считали, что находятся в международной зоне Арктики, а мы считали, что это наша зона. В 1986 году мне пришлось заниматься одной такой станцией. Садились на вертолете, снимали ее. У них на снегоходах была маркировка 'ВМФ США'.
Теперь американцы добились еще большего. Hа Аляске создан международный арктический центр, который они финансируют вместе с японцами. Там стоят сверхмощные компьютеры, разные системы обнаружения.
В исследованиях 'двойного назначения' мы обошли их только в одном: создали карту рельефа дна Северного Ледовитого океана, крайне необходимую для подлодок. Данные для нее полярники собирали по заказу военно-морского флота. Это было десять лет кропотливой работы. Бесчисленное количество измерений по всей Арктике. А полученная карта имеет огромное значение. Мы ее недавно рассекретили и презентовали. И многие за рубежом рассматривают это как нашу заявку на то, что мы считаем это дно океана своей собственностью.
Вопрос принадлежности дна и островов в Арктике уже стоит. Станции 'Северный полюс' были не только маяками для наших атомных подводных лодок. Те, кто ходили подо льдом, не могли жить, не имея контакта с теми, кто работает на льду. Раньше полярные станции, ко всему прочему, обозначали присутствие нашего флага в Арктике».
* Текст приводится с незначительными сокращениями.

Источник:
1. Коммерсантъ-Власть, 21 ноября 2000 г.



Спасибо: 17 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 172 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]


Старший лейтенант




Сообщение: 759
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.11 10:55. Заголовок: Туполевы.

Лучше быть,чем казаться. Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 761
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.11 11:31. Заголовок: Аэродром Елизово.

Лучше быть,чем казаться. Спасибо: 4 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 765
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.01.11 10:10. Заголовок: http://pics.qip.ru/3..

Лучше быть,чем казаться. Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 767
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.02.11 17:12. Заголовок: http://pics.qip.ru/3..

Лучше быть,чем казаться. Спасибо: 7 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 772
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.11 22:15. Заголовок: Аэродром.


Хотелось бы быть там.



http://www.photosight.ru/<\/u><\/a>

Лучше быть,чем казаться. Спасибо: 4 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 774
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.11 15:51. Заголовок: Разведчики. МиГ-25 РБФ.

Лучше быть,чем казаться. Спасибо: 6 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 775
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.11 09:20. Заголовок: В ночной полёт.

Лучше быть,чем казаться. Спасибо: 7 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 779
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.11 14:06. Заголовок: Аэродром. Ил-76. Север. Уже весна.

Лучше быть,чем казаться. Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 785
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.11 09:31. Заголовок: Перед строем.

Лучше быть,чем казаться. Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 787
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.11 10:49. Заголовок: Аэродромная жизнь. Каждый занят своим.

Лучше быть,чем казаться. Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 789
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.11 23:46. Заголовок: http://pics.qip.ru/1..

Лучше быть,чем казаться. Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 506
Зарегистрирован: 07.11.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.11 23:43. Заголовок: Аэродром Полярный (Я..


Аэродром Полярный (Якутия)...



Фотограф Виктор Солодухин.

Спасибо: 4 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 798
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.11 09:20. Заголовок: Панорама.

Лучше быть,чем казаться. Спасибо: 6 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 804
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.11 16:08. Заголовок: Камчатский аэродром .

Лучше быть,чем казаться. Спасибо: 6 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 806
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.03.11 10:10. Заголовок: Ми-26. Вертолётище!

Лучше быть,чем казаться. Спасибо: 6 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 808
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.11 23:02. Заголовок: Полёты. ЧВВАУЛ.

Лучше быть,чем казаться. Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 815
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.11 14:55. Заголовок: Полёты. У границы поста.

Лучше быть,чем казаться. Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 519
Зарегистрирован: 07.11.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.04.11 17:55. Заголовок: http://s39.radikal.r..

Спасибо: 6 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 828
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.04.11 09:20. Заголовок: Рабочий момент перед вылетом.

Лучше быть,чем казаться. Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 7
Зарегистрирован: 28.11.10
Откуда: РФ, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.04.11 14:33. Заголовок: Хабаровск, "Боль..

Берегите себя!!! Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 836
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.11 09:53. Заголовок: Возвращение рязанского медведя(авторское название).

Лучше быть,чем казаться. Спасибо: 6 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 838
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.11 08:55. Заголовок: Весна на аэродроме.

Лучше быть,чем казаться. Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 841
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.11 15:11. Заголовок: Арктика.

Лучше быть,чем казаться. Спасибо: 6 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 846
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.04.11 14:05. Заголовок: Заправка на природе.

Лучше быть,чем казаться. Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 848
Зарегистрирован: 23.01.09
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.11 08:50. Заголовок: МИ-26Т. Буксировка.


Вертолет Ми-26Т буксируют на ВПП после запуска ВСУ, чтобы сильно не пылить на аэродроме.
Это праздник, когда Ми-26 работает. (Авторский комментарий).



http://www.photosight.ru/


Лучше быть,чем казаться. Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 226
Настроение: ЗАШИБИСЬ!!!
Зарегистрирован: 22.02.09
Откуда: Россия, Сокол
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.11 19:09. Заголовок: Вертолет Ми-26Т букс..



 цитата:
Вертолет Ми-26Т буксируют на ВПП


Бычок...




Чортков, в/ч 78425, 4-я рота, май-ноябрь 1980 г.
Чортков, в/ч 26253, 1-я рота радиовзвод, декабрь 1980 - июль 1981 гг.
Овруч, в/ч 22582, 1-я рота радиовзвод, июль 1981 - май 1982 гг.
Спасибо: 4 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 227
Настроение: ЗАШИБИСЬ!!!
Зарегистрирован: 22.02.09
Откуда: Россия, Сокол
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.11 19:19. Заголовок: http://content.foto...




МИ-10К



Стрекоз.....(а?)

Чортков, в/ч 78425, 4-я рота, май-ноябрь 1980 г.
Чортков, в/ч 26253, 1-я рота радиовзвод, декабрь 1980 - июль 1981 гг.
Овруч, в/ч 22582, 1-я рота радиовзвод, июль 1981 - май 1982 гг.
Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 228
Настроение: ЗАШИБИСЬ!!!
Зарегистрирован: 22.02.09
Откуда: Россия, Сокол
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.04.11 08:54. Заголовок: :sm115: ........Не ..


........Не понял?.........




Чортков, в/ч 78425, 4-я рота, май-ноябрь 1980 г.
Чортков, в/ч 26253, 1-я рота радиовзвод, декабрь 1980 - июль 1981 гг.
Овруч, в/ч 22582, 1-я рота радиовзвод, июль 1981 - май 1982 гг.
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 440
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.04.11 09:12. Заголовок: Serega пишет: ......


Serega пишет:

 цитата:
........Не понял?.........


Serega! Твое фото для всех отображалось как лупа с вопросительным знаком - "Фото не существует!". Если копируешь ссылку из закрытого (запароленного) альбома, проверяй ее отображение без регистрации на форуме (т.е. гостем)!

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 229
Настроение: ЗАШИБИСЬ!!!
Зарегистрирован: 22.02.09
Откуда: Россия, Сокол
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.11 17:45. Заголовок: Если копируешь ссылк..



 цитата:
Если копируешь ссылку из закрытого (запароленного) альбома



Да вроде как обычно все делал...

Чортков, в/ч 78425, 4-я рота, май-ноябрь 1980 г.
Чортков, в/ч 26253, 1-я рота радиовзвод, декабрь 1980 - июль 1981 гг.
Овруч, в/ч 22582, 1-я рота радиовзвод, июль 1981 - май 1982 гг.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 172 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 116
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 93 месте в рейтинге
Текстовая версия

Наш чат:


Наши партнеры:

Форум авиатехников

tof.2bb.ru Пограничник

Forumavia.ru Форумы на Airforce.ru

ArmyRus.ru Bigler.ru

Aviation in local war ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ

Locations of visitors to this page

Посетители сегодня:

counter map