Нашему Форуму - 12 лет!

Поздравляем со 105-й годовщиной первого массового набора в ШМАС!

"В самом начале войны, 19 сентября 1914 года, в Гатчинскую авиционную школу прибыло 1130 молодых солдат для обучения наземным авиационным специальностям, поскольку в авиационных отрядах и ротах, выполнявших боевую деятельность, стало не до обучения младших авиационных специалистов. Прибывшие были разбиты на 5 рот, и, получив необходимые знания, в том же году отправились на фронт в авиационные части..."


АвторСообщение
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 16
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.08 15:55. Заголовок: Полный список ШМАС СССР


Что объединяет ВВС, ПВО, ВМФ и ПогранВойска? - То же, что и авиаспециалистов, - Авиация!

Наиболее полный список ШМАС, ВАШМ и т.д. (перечень пополняется и редактируется на основании сообщений гостей и участников форума!)

Внимание! Отдельных, воинственно настроенных, граждан и представителей спецслужб просим не беспокоиться!
Все данные не содержат ни какой военной или государственной тайны и собраны из открытых источников (Интернет, периодические издания, книги и воспоминания).

Профессия военного авиамеханика, авиамоториста, стрелка-радиста - младшего авиационного специалиста - уходит в прошлое и становится нашей историей.

Практически все школы (99%) из этого списка расформированы, переданы в состав других войск или на их базе возникли военные авиационно-технические училища!


Тема Сколько было ШМАС в СССР (90-91 гг) и где?<\/u><\/a> впервые была поднята на АВИАЦИОННОМ ФОРУМЕ FORUM-AVIA.RU<\/u><\/a> участником Aviafan.

Затем подхвачена и развита нами там же на теме
Выпускники ШМАС Вспоминаем!<\/u><\/a>.

Продолжена на сайте АГВП "Стрижи"
Сколько было ШМАС в СССР и сколько в Росиии?<\/u><\/a>...

И в связи с переездом форума младших авиаспецов на новый (самостоятельный) ресурс продолжена здесь, на Форуме выпускников ШМАС, как отдельная тема
Полный список ШМАС<\/u><\/a>!

Используемые термины и сокращения:

ШМАС - школа младших авиационных специалистов
ОШМАС - отдельная, окружная или объединенная ШМАС
ВАШМ - военная авиационная школа механиков
ВШАМ - военная школа авиационных механиков
ВАШАМ - военно-авиационная школа авиамехаников.
ШМСС - школа механиков спецслужб или школа младших специалистов связи
ВШМС - военная школа механиков спецслужб или военная школа младших специалистов
ВАШМСС - военно-авиационная школа механиков спецслужб
ВАШ ВСР - военная авиационная школа воздушных стрелков-радистов
ВАШ СБ - военная авиационная школа стрелков-бомбардиров
ШМАСС - школа младших авиационных специалистов связи
ВАШС - военно-авиационная школа связи

Далее в списке школ (первая страница форума) даты означают либо дату создания, либо расформирования, либо дату упоминания в Интернет-публикациях:

Полный список ШМАС<\/u><\/a>

Синим цветом выделены объединенные школы ВМФ, зеленым - школы вне СССР (заграничные).

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 5 
Профиль
Ответов - 138 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]


Ion Popa
moderator




Сообщение: 94
Зарегистрирован: 07.11.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.09 21:18. Заголовок: Трудно сказать наве..


Трудно сказать наверняка...Если бы курсы были при Высшем военном гидрометеорологическом институте,то и написали бы при... или в...А тут "наряду"...Получается,что курсы были самостоятельными...

Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 761
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.01.09 16:39. Заголовок: Одни из первых сообщ..


Одни из первых сообщений с форума на авиа.ру на теме "Сколько было ШМАС в СССР (90-91 гг) и где?"

 цитата:
Олег:

В Горской школе (Сестрорецк) было отдельное подразделение по ЗАСу, где не помню. Где-то на той стороне Финского залива. Выпускали сразу сержантов!

05/08/2007 [20:41:01]


И еще одно сообщение от него же...

 цитата:
Олег:

Вспомнил! Филиал Горской ШМС(Сестрорецк) находился в пос.Таменгонт Ленинградской области (спецы ЗАС).


Вопрос! Был ли в Таменгонте филиал или все же самостоятельная ШМАС?

Google Maps:Таменгонт Ленинградской области

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, Поручик запаса
Спасибо: 1 
Профиль
82-й
Рядовой




Сообщение: 356
Зарегистрирован: 19.09.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.01.09 22:28. Заголовок: Admin! Косвенные, к..


Admin!

Нижеприведенное фото и взято отсюда:
http://ed.pozharsky.ru/1988-1989-armia.html

Учебка шифровальщиков. Ленинградская область. д. Таменгонт.
Слева-направо: я, Миладовские Сашка и Лёшка, Советченко Вадим



Ещё косвенно по Таменгонту: Да и местность окружена болотами, одна только дорога выводит...а рядом воинская часть(была по крайней мере в 1990 году, когда служил там)
Обучали шифровальщиков (специалистов СПС). Когда солдат какой-то сбежал, то пополазили по болотам, пока искали... Так напоминает сюжеты из сериала Солдаты"...

http://wikimapia.org/6800004/ru/Таменгонт

Тема: ШМАС Таменгонт (Спецы СПС)
Andrii:

Буду рад, если откликнуться однополчане в/ч 3034. СПС, объединяйтесь!

http://www.forumavia.ru/forum/4/2/927529258966011639581210191442_1.shtml?topiccount=1

От себя: Интересный номер части. Как у Внутренних Войск? Ошибка?

Бывшая учебка шифровальщиков войск ПВО.
Снимок Google: http://www.esosedi.ru/onmap/tamengont/6800004/index.html





http://shmas.forum24.ru

Спасибо: 0 
Профиль
Варяг





Сообщение: 1
Зарегистрирован: 17.01.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.09 13:17. Заголовок: таменгонт


из одноклассников в сообществе зарегистрировано 161 человек.
Россия > Ленинградская область > Санкт-Петербург
Армия: в/ч 03431
Таменгонт
Увольнение 1986 (11) Увольнение 1984-1988 (41) Служба 1985-1986 (27) Полный список (161)


Спасибо: 1 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 767
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.09 21:48. Заголовок: Варяг пишет: из одн..


Варяг пишет:

 цитата:
из одноклассников в сообществе зарегистрировано 161 человек.


Достойный ответ авиамеханика!

 цитата:
Георгий Степанович Перегудов

...Что касается судьбы моих одноклассников, то нас разбросало так, что потом я ни с кем из них не общался. У меня гораздо больше связей осталось с теми, с кем я был вместе в школе механиков и в авиационной части, и до сих пор мы иногда общаемся и дружим семьями...


http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Vojna-zabyvaetsya-uhodit-v-proshloe-i-eto-estestvenno



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, Поручик запаса
Спасибо: 1 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 854
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.02.09 11:13. Заголовок: Сколько же школ авиа..


Сколько же школ авиаспециалистов было в Красноярске?

Admin пишет:

 цитата:
Красноярск 52-я Красноярская окружная школа младших авиаспециалистов, ОШМАС, 1939


Самое первое упоминание об ОШМАС.

Admin пишет:

 цитата:
Гомельское военное аэрофотограмметрическое училище летом 1941 года переезжает в город Давлеканово, находящийся в Башкирии, где возможно переформируется в ШМАС. В мае 1945 года училище возвращается на запад в город Кировоград Киевского военного округа, а в апреле 1946 года переезжает в город Красноярск. В 1948 году школа аэрофотослужбы переформировывается в Красноярскую ВАШМ СС. До своего расформирования в 1994 года Красноярская военная авиационная школа механиков готовила радиомехаников для РТО полетов: РСП, РСБН, приводных радиостанций, радиопеленгаторов, аппаратуры системы «Воздух».


ВАШМ СпецСлужб существовала до 1994 года.

Admin пишет:

 цитата:
Киев (Украина) В 1933 году был образован Киевский авиационный институт. В 1939 упоминается как ОШМАС. В 1941 его база была эвакуирована в г. Актюбинск Казахской ССР, где была сформирована 46-ая учебно-техническая эскадрилья ГВФ, готовившая младших авиационных специалистов. В 1956 упоминается как самостоятельная Актюбинская ШМАС. В 1960 на базе Актюбинской школы авиамехаников была организовано Актюбинское авиационно-техническое училище ГВФ. Киевскую школу младших авиаспециалистов в начале ВОВ эвакуировали в город Красноярск.


Еще одна эвакуированная из Киева.

Admin пишет:

 цитата:
Харьков (Украина) 99-я ШМАС (ВАШ СБ) в 1941 эвакуирована в Красноярск и расформирована в ? году


Еще одна эвакуированная из Харькова. Но она ли и есть 99-я краснознаменная ШМАС и в/ч 74394?

Жители, старожилы Красноярска! Выпускники и преподаватели Красноярских школ авиаспециалистов, откликнитесь! Помогите разгадать эти загадки...

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, Поручик запаса
Спасибо: 2 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 893
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.02.09 17:10. Заголовок: Интересное сообщение..


Интересное сообщение от гостя vbd с сайта Стрижей

 цитата:
Re: Сколько было ШМАС в СССР и сколько в Росиии?

Никто пока не вспомнил про 229-ю ВАШМ (в/ч 21921). В определенные времена ее называли Школа Меркулова Анатолия Степановича. Часть много "путешествовала": Семипалатинск - Энгельс - Вайнёде - Энгельс - Камышин. Готовили специалистов наземных служб для частей ДА.



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, Поручик запаса
Спасибо: 1 
Профиль
Magpie





Сообщение: 35
Настроение: лучше не бывает
Зарегистрирован: 23.11.08
Откуда: Россия, Смоленск
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.09 19:51. Заголовок: Уважаемый Админ! Сл..


Уважаемый Админ! Случайно обратил внимание на номер Чортковской ШМАС и обнаружил несоответствие:


 цитата:
Чортков (Тернопольской области, Украина) ВАШМ сформирована в декабре 1948 года. 48-я военно-авиационная школа механиков из г. Черткова (Прикарпатский военный округ) в 1954 перебазировалась в город Барнаул. Есть упоминание о Чертковской ШМАС, датируемое 1984 годом, что она снова в ПрикВО



Путем несложных умозаключений пришел к выводу, что 48-я из Барнаула переехала в Рубцовск и специализировалась она на самолетных двигателях, о чем есть упоминание у Юрия. А чортковская 111-я и ее профиль радиооборудование. В теме "документы ВАШМ и ШМАС есть тому подтверждение, фото об окончании обеих этих школ , с номерами и печатями. Раньше в голову не приходило посмотреть на номер на удостоверении.А вот откуда она прибыла в Чортков не помню, хотя в школе был неплохой музей и посещение,его, курсантами было обязательно.Был стенд и с боевым путем части. Узнать бы куда делись документы из музея

И еще небольшая деталь: город пишется ЧОРТКОВ через "О", а ЧЕРТКОВО это в ростовской области, многие путают, если есть возможность ,лучше исправить.

Спасибо: 2 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 908
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.09 20:24. Заголовок: Magpie пишет: Путем..


Magpie пишет:

 цитата:
Путем несложных умозаключений пришел к выводу, что 48-я из Барнаула переехала в Рубцовск и специализировалась она на самолетных двигателях, о чем есть упоминание у Юрия. А чортковская 111-я и ее профиль радиооборудование. В теме "документы ВАШМ и ШМАС есть тому подтверждение, фото об окончании обеих этих школ , с номерами и печатями. Раньше в голову не приходило посмотреть на номер на удостоверении.А вот откуда она прибыла в Чортков не помню, хотя в школе был неплохой музей и посещение,его, курсантами было обязательно.Был стенд и с боевым путем части. Узнать бы куда делись документы из музея


Спасибо, Magpie!

Конечно данные из полного списка не все достоверны, поскольку в большинстве своем они собраны из открытых источников, т.е. интернета.
Во время ВОВ некоторые школы не один раз меняли дислокацию и иногда просто трудно по обрывочным сведениям установить, где школа сформирована и куда она передислоцировалась. Хорошо, если находятся люди, которые помнят и присылают свои замечания, как вы в данном случае.

А новая чортковская 111-я ШМАС видимо появилась в 50-60 годах.

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, Поручик запаса
Спасибо: 1 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 912
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.09 10:36. Заголовок: Интересное сообщение..


Интересное сообщение от участника форума Доктор


 цитата:
...53-я ШМАС была сформировна в 1954 году на ст. Домна, Читинской области (ЗабВО) из специалистов АФС, ФОС, дешифровщиков, ф/лаборантов ВВС СССР (часть из которых прибыли из Сухумской ШМАС) и этой в/части был присвоен №62542. Первым командиром в/ч 62542 был полковник Орлов. С 1961 года начальником 53 ШМАС стал полковник Комаринский И.И., переведенный в Домну из Одесского военного округа.
В конце 1961 года в/ч 62542, т.е. 53 ШМАС была передислоцирована в г. Сретенск, Читинской области.
В марте-апреле 1967 года, приказом МО и Главкомата ВВС СССР 53-я ШМАС передислоцировна в Вышний-Волочек, Калининской области.
В 1968 году, приказом ГлавКома ВВС СССР 53-я ШМАС была слита с 5-ой ВАШМ (в/ч 74326)
и прекратила свое самостоятельное существование...


Но в Сретенске уже в 1957 году предислоцировалась еще одна школа...

 цитата:
...Отец (в центре) принимает экзамен в 36-й военно-авиационной школе механиков спецслужб в Эльстале, Германия (1956).
Между тем 1956 год принёс много неприятностей нашим войскам, расквартированным в Восточной Европе. Он запомнился антисоветским восстанием в Венгрии. Начались серьёзные волнения в Познани и других польских городах. Это отразилось и на ситуации в ГДР. Командование Группы советских войск решило все военно-учебные и вспомогательные подразделения заменить боевыми. Начались перегруппировка сил и вывод некоторых частей в Советский Союз. Отец служил старшим преподавателем в 36-й военно-авиационной школе механиков спецслужб, которую в начале 1957 года перевели в Забайкальский военный округ, в город Сретенск на реке Шилке, что вблизи советско-китайской границы.
Перемещение скорее напоминало спешную эвакуацию. Семьи военнослужащих школы в Эльстале были заранее отправлены специальным эшелоном. Уезжали мы из Вьюнсдорфа, где размещался штаб Группы советских войск в Германии. Когда проезжали Польшу, случилась трагедия. Вслед за нашим поездом с интервалом в 20 минут следовал эшелон с демобилизованными солдатами. В районе Познани его пустили под откос поляки-повстанцы. Было много погибших и раненых. В штаб Группы советских войск в Германии поступило ошибочное сообщение о том, что подорван именно эшелон, где ехали мы с матерью. Об этом узнали и отец, и другие офицеры части. Можно себе представить, что они пережили, пока проверялось и перепроверялось это сообщение.
Итак, эшелон с семьями офицеров двигался к новому месту службы отца...

Евгений МОВА ПЯТЬ ВСТРЕЧ С ГЕРМАНИЕЙ (40-е, 50-е, 60-е и двухтысячные годы)
http://www.chitalnya.ru/work.php?work=158


Еще одна загадка? 36-я ВАШМСС осталась в Сретенске или была объединена с 53-й ШМАС, а может просто ее расформировали до 1961 года?

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, Поручик запаса
Спасибо: 1 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 913
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.09 14:35. Заголовок: Обнаружил на авиацио..


Обнаружил на авиационном форуме AVIAFORUM.RU на теме "Копилка для Авиамузея" записи о ШМАС, которые отсутствуют в нашем списке:


 цитата:
Москва, пос. Немчиновка, музей на территории ШМАС, Миг-15,17,19,23 с неснятой ГШ-23,25спарка, Су-9 с ПТБ (у меня есть фотки)
.....
Чебоксары, ШМАС, пособие, Ил-12 (из Борисоглебска)

http://aviaforum.ru/showpost.php?p=43198&postcount=1


И еще одно пропущенное сообщение из личной почты...

 цитата:
Сегодня :: 00:41:32) DAN было получено следующее Личное Сообщение:

Удивляет отсутствие в списках ШМАС - Калининграда. А я в 1963 именно оттуда был направлен в свой авиаполк.
Dan.


Калининград ШМАС был преобразован в ВАШМ еще в 1946 году, когда школа дислоцировалась в Пензе...

 цитата:
Калининградское ВАТУ

Весной 1944 года особой директивой генерального штаба Советской Армии было принято решение о создании школ младших авиационных специалистов. Одна из них должна была разместиться в Пензе. Чуть позже для организации 68-й ШМАС в областной центр прибыла группа офицеров-специалистов, а для обучения в школе с фронта отозвали 110 сержантов и солдат. Первоначально всем им пришлось жить в собственноручно вырытых землянках, так как здание, выделенное для занятий (нынешнее помещение военной кафедры ПГУ), отремонтировано не было. До начала учебного года требовалось провести капитальный ремонт дома, оборудовать кабинеты и классы, изготовить макеты и наглядные пособия.

"Учебная часть находилась на улице Кирова, в здании, где сейчас расположен военный госпиталь, а самолетный цех - в лесу, неподалеку от парка культуры и отдыха им. В. Г. Белинского. Техника, которой располагала школа, состояла из "ЯК-1", "ЯК-7", "ЛА-5" и нескольких иностранных машин", - вспоминает выпускник 68-й ШМАС Иван Гаранюшкин.

К октябрю школу укомплектовали тремя курсантскими ротами и приступили к занятиям. Здесь готовили младших авиационных специалистов для частей истребительной авиации, программа обучения была рассчитана на шесть месяцев. Первые выпускники пензенской ШМАС успели принять участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзника Японии.

С сентября 1944 и по ноябрь 1949 года школой бессменно руководил подполковник Илья Бажанов, награжденный орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени и одиннадцатью медалями за боевые отличия в гражданской и Великой Отечественной войнах. Одним из лучших преподавателей школы был техник-лейтенант Николай Уткин - начальник самолетного цикла. В 1931 году он поступил в Пензенский аэроклуб, а в 1935-м, будучи борттехником на самолете "У-2", принял участие во Всесоюзном перелете легкомоторных самолетов, за что его наградили грамотой Центрального аэроклуба союза "ОСОАВИАХИМа" СССР.

4 апреля 1945 года состоялся первый выпуск курсантов. В действующую армию направлялись 402 выпускника, 50 из которых окончили курс обучения с отличием. Второй выпуск был 1 сентября 1945 года, здесь особенно отличились старшина Андрей Шарапа, старшие сержанты Михаил Шишкин, Иван Гаранюшкин.

"Учиться было трудно: не хватало учебников, технического оборудования, - продолжает свой рассказ подполковник в отставке Гаранюшкин, - да и одежонка была не ахти. Мы носили ботинки с обмотками, а спали на деревянных нарах..."

В июне 1946 года состоялся третий выпуск, после которого 68-ю ШМАС преобразовали в военную школу авиационных механиков. Однако развитие техники требовало более квалифицированной подготовки специалистов. Условия пензенской школы уже не в полной мере соответствовали возросшим требованиям. Поэтому в апреле следующего года учебное заведение перевели в Ульяновск, а позднее - в Калининград. Таким образом, Пензенская школа младших авиационных специалистов положила начало истории Калининградского военного авиационно-технического училища, в гимне которого есть следующие строки: "...Оно родилось в Пензе под грохот канонад. В Ульяновске мужало - теперь Калининград. Но так же, как и прежде, мы чтим заветы все: всегда победа в воздухе куется на земле"...

http://kvatu.org.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=25&Itemid=18



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, Поручик запаса
Спасибо: 1 
Профиль
ЖОРЖ-69



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 06.03.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.09 17:50. Заголовок: В Выщнем Волочке две..


В Вышнем Волочке две авиачасти 74 и 21924, а её почему-то в списках нет.

Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 931
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.09 18:00. Заголовок: ЖОРЖ-69 пишет: В Вы..


ЖОРЖ-69 пишет:

 цитата:
В Вышнем Волочке две авиачасти 74 и 21924, а её почему-то в списках нет.


И они обе ШМАС (ВАШМ)? Ждем ваших комментариев...

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, Поручик запаса
Спасибо: 0 
Профиль
Андриенко



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.03.09 21:06. Заголовок: ШМАС 33746 в Алуксне..


ШМАС 33746 в Алуксне и ШМАС в Камень-Рыболове Приморского края - это одно и то же.

Спасибо: 0 
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 1021
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.09 13:06. Заголовок: Виноват, просмотрел...


Виноват, просмотрел...В разделе "Школы младших авиаспециалистов ВВС" на теме "ШМАС Алуксне Латвия в/ч 33746"

Полковник Чомбе пишет:

 цитата:
В 1946-м на территорию воинской части приехало 3- е Ленинградское зенитно-артиллерийское училище. В это время были построены учебный корпус (2 цикл), медсанчасть, то что принято называть казармой постоянного состава, автопарк. Улица к западным воротам стала называться Красноармейская. При строительстве территории училища проложили новую дорогу к населенным пунктам вдоль озера, в обьезд автопарка.
В 1958-м году училище перешло с изучения ствольной артиллерии, на изучение новейшего по тем временам ЗРК С-75 и стало называтся ПВТУ, Прибалтийское Военно-техническое училище. Его выпускники сбили в 60-м Пауэрса. Помните здание спортзала? Странное здание, внизу гаражи, архитектура как на московских кольцах ПВО. В построенном здании размешлася учебный стенд С-75.
В августе 62-го училище сьехало в Опочку в "Пентагон", а далее в Днепропетровск.
На его место прибыл гвардейский 30-й ракетный полк с изделиями 8К63. Полк в то время носил голубые петлицы и использовал часть территории для хранения техники, пока не обустроился в лесу.
И наконец в 66-м, в опустевшие казармы прибыла с Дальнего Востока из села Камень-Рыболов в/ч 33746 под командованием полковника Крастина Арнольда Ивановича.
Прибыла несколькими эшелонами, со всеми аэропланами на маленькую станцию Тирза, на погрузочную площадку ракетного полка, а оттуда, по частям, аэропланы везли на территотию учебного аэродрома, где стыковали. Ракетчики помогли гидравлическим краном 8Т23 поднять для стыковки ТУ-16, ведь многие офицеры полка до этого были авиаторами.



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 3 
Профиль
Юрий
Капитан




Сообщение: 111
Настроение: бодрое
Зарегистрирован: 14.10.08
Откуда: Россия, Дзержинск
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.09 15:24. Заголовок: Уважаемый Админ.Сего..


Уважаемый Админ.Сегодня на сайте Солдат .ру обнаружил письмо:

"Добрый день!

Подскажите, что стало со 2-й Ленинградской военно-авиационной школой авиамехаников им. Краснознаменного Ленинского Комсомола, и где можно получить сведения о её выпускниках? Спасибо."


А у нас по-моему такой школы в списке нет?


2 взвод
3 рота
декабрь1966-октябрь 1967
Шмас Барнаул-Рубцовск.
Спасибо: 1 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 1070
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.09 15:30. Заголовок: Юрий пишет: Уважаем..


Юрий пишет:

 цитата:
Уважаемый Админ.Сегодня на сайте Солдат .ру обнаружил письмо:

"Добрый день!

Подскажите, что стало со 2-й Ленинградской военно-авиационной школой авиамехаников им. Краснознаменного Ленинского Комсомола, и где можно получить сведения о её выпускниках? Спасибо."А у нас по-моему такой школы в списке нет?


Есть такая в "Полном списке ШМАС":

Ишим (Тюменская область), 2-я Ленинградская ВАШАМ им. Краснознаменного Ленинского Комсомола, 1941

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 2 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 1071
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.09 15:55. Заголовок: Небольшая справка. ..


Небольшая справка.

Военные училища на территории СибВО (январь-декабрь 1942)
...
Авиашколы:

Канская военно-авиационная школа стрелков-бомбардиров - Канск
2-я Ленинградская военно-авиационная школа авиамехаников имени Ленинского Краснознаменного Комсомола - Ишим
Олсуфьевская военно-авиационная школа стрелков-бомбардиров
Омская военно-авиационная школа - Омск
Бирмская военно-авиационная школа ?? – Ленинск-Кузнецкий
Селищенская военно-авиационная школа – г.Петропавловск
Таганрогская военно-авиационная школа - Омск
Харьковская военно-авиационная школа стрелков-бомбардиров - Красноярск
16-я окружная ШМАС – ст.Солянка Красноярской ж/д
66-я окружная ШМАС – Кемерово

Источник: РГВА, ф.25893, оп.1, д.1197

http://vif2ne.ru/rkka/forum/0/archive/3/3944.htm

Кто знает про Бирмскую военно-авиационную школу – Ленинск-Кузнецкий? Может это была школа пилотов или объединенная - пилотов и авиамехаников?

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 1 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 1073
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.09 16:25. Заголовок: Admin пишет: Кто зн..


Admin пишет:

 цитата:
Кто знает про Бирмскую военно-авиационную школу – Ленинск-Кузнецкий? Может это была школа пилотов или объединенная - пилотов и авиамехаников?


А вот и ответ...

 цитата:
Мой отец cлужил инструктором в Сталинградском авиационном училище в 1939 г., затем инструктором в БВАШП.
Фото помещаю. На нем мой отец Бочкарев Василий Георгиевич сидит справа. У него 2 кубика в петлицах (лейтенант). Отец был командиром звена, инструктором по истребителям И-16. Судя по знакам отличия (кубики, а не погоны) это еще не 1943 год (погоны ввели в 43). В августе 1941 г. школу переводят из местечка Бирмы Амурской области в Сибирь, в г. Ленинск-Кузнецкий, затем (июль 1942 г.) в г. Черногорск Красноярского края.
Известно, что среди выпускников БВАШП есть Кирилл Евстигнеев, который по количеству сбитых в войну самолетов стоит на 5 месте после Кожедуба, Покрышкина, Гулаева и Речкалова. Он написал книгу: Крылатая гвардия. Там он называет много фамилий - командиров и сокурсников.
Про школу есть инфо на сайте: http://www.chernogorsk.khakasia.ru/chernogorsk/about/
Если вам известно про остальных людей на фото - буду благодарен.
ВВ.



Генеалогический форум ВГД
http://forum.vgd.ru/189/22745/


Все-таки в Бирме была школа пилотов!

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 1 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 1090
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.09 09:59. Заголовок: Интересное сообщение..


Интересное сообщение...

 цитата:
...Чуть больше 30 лет назад сам солдатом был. Попал в ШМАС под Обозерскую. Офицеры нас тогда и пальцем не трогали. У нас был Бог и Господин - Сержант...

http://forum.evvaul.com/index.php?topic=891.msg68198#msg68198


Заглянем в Википедию...

 цитата:
Обозе́рский — посёлок городского типа в Плесецком районе Архангельской области. Расположен в верховьях реки Ваймуга (бассейн Северной Двины). Станция Обозерская Северной железной дороги — крупный узловой железнодорожный пункт, 40000-й км электрификации железных дорог России, в честь чего на станции установлен монумент... Удалён от Архангельска на 133 км (по железной дороге)...

http://ru.wikipedia.org/wiki/Обозерский


Не об этой ли школе идет речь?

 цитата:
Эльсталь (Германия, ГСВГ/ЗГВ) 36-я военно-авиационная школа механиков спецслужб (1956), в/ч 65276, в период конец 1956 и начало 1957 года была выведена из ЗГВ и передислоцирована в Забайкальский военный округ, в город Сретенск на реке Шилке, что вблизи советско-китайской границы, затем была переименована в ВШМС и передислоцирована на космодром в Плесецк.


Помор! Ты у нас из тех мест. Поможешь с поиском?

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 1 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 1098
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.09 13:46. Заголовок: uragan пишет: Я в 1..


uragan пишет:

 цитата:
Я в 1988 г. служил в ШМАС г. Красноярск , 4-я рота


Привет Uragan!

На этой теме много про Красноярский ШМАС разной информации собрано...А поподробнее можете написать? Кстати, какой номер был у части? в/ч 74394?


На форуме в разделе "Школы младших авиаспециалистов ПВО" есть тема по Красноярской ШМАС http://shmas.forum24.ru/?1-4-0-00000011-000-0-0-1235593359

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 1 
Профиль
vik



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 28.04.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.04.09 08:13. Заголовок: Здравствуйте! В 1981..


Здравствуйте! В 1981году служил полгода в ШМАС города Выборг. Два взвода первой роты учились по специальности-воздушный стрелок радист для морской авиации. После окончания летал на БЕ-12 на Балтийской Косе. Ушёл на пенсию в 1994 году. Буду рад сослуживцам

Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 1129
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.04.09 08:29. Заголовок: vik пишет: Здравств..


vik пишет:

 цитата:
Здравствуйте! В 1981году служил полгода в ШМАС города Выборг.


Здравствуйте Vik!

С прибытием на форум, в нашу дружную семью младших авиаспециалистов!

На форуме в разделе "Школы младших авиаспециалистов ВМФ" уже есть тема по вашей школе "ДКБФ 127-я ВШМС(а) в/ч 95109 Выборг ШМАС"

Пройдите по ссылке http://shmas.forum24.ru/?1-5-0-00000007-000-0-0-1225309286

Удачи!


"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 1 
Профиль
майор В.Богданов
Майор




Сообщение: 255
Настроение: отличное
Зарегистрирован: 21.02.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.04.09 20:12. Заголовок: Варяг пишет: из одн..


Варяг пишет:

 цитата:
из одноклассников в сообществе зарегистрировано 161 человек



Добрый вечер, Варяг! Подготовьте обращение -приглашение к товарищам из одноклассников с просьбой поучаствовать в работе Форума. Я попереживал за Вапнярку. И сделал так Процесс пошел. Сделал и по Лебяжьему. Процесс начинает сдвигаться. Да, на это надо время. Но это окупится. Дело в том, что об одноклассниках знают все, а Форуме никто.

Уважаемый однополчанин!
Приглашаем Вас принять участие в работе Форума выпускников ШМАС, в разделе ШМАС и школа прапорщиков. Лебяжье..
http://shmas.forum24.ru/
Поделитесь своими воспоминаниями и если есть то и фотографиями.
До скорой встречи на Форуме.




Спасибо: 1 
Профиль
tsipeter
Сержант




Сообщение: 19
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 30.03.09
Откуда: Украина, Житомир
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.05.09 21:34. Заголовок: Чортков


Admin

Я подтверждаю то, что в Чорткове в семидесятых годах готовили специалистов по обслуживанию радионавигационного оборудования.У нас в полку, в моей 3-й вертолетной эскадрилье на Ми-8 служили ребята, которые окончили учебку именно в Чорткове (весна -осень 1973г.).

Будь самим собой. Спасибо: 0 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 1144
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.05.09 19:22. Заголовок: Сообщение от участни..


Сообщение от участника Рыжий с сайта "Стрижей"

 цитата:
Re: Сколько было ШМАС в СССР и сколько в Росиии?

ШМАС г.Душанбе Гиссар 1980 год
Водитель АПА



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 1 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 1148
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.09 08:17. Заголовок: Из Полного списка ШМ..


Из Полного списка ШМАС:

Лебедин (Сумской области, Украина) ШМАС, 1939

Скорее всего в 1961 году ШМАС был преобразован в ВШМС в связи с передачей частей гарнизона в состав ракетных войск...или позже?

 цитата:
43 гвардейская Смоленская орденов Суворова и Кутузова ракетная дивизия РВСН

состав в 1985:
...304 военная школа младших специалистов 54196–М (г.Лебедин,Сумская обл.)...

...Лебедин военный. В 1936 г. в Лебедине был создан военный аэродром, а для летчиков построен военный городок. На его базе был построен современный военный городок - там сохранились некоторые здания еще "сталинской" архитектуры...

http://pioneer-club.at.ua/publ/1-1-0-1

Тема: в.ч. 54196, 43 Смоленская гвард. орд. Суворова и Кутузова ракетная дивизия
http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=3626.0



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 1 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 1164
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.05.09 15:08. Заголовок: Интересное сообщение..


Интересное сообщение:

«Ищу друзей - Воеводина Владимира Степановича и Чекунова Алексея, с которыми вместе окончили Харьковскую военную школу фотограмметристов и литографов в 1946-1947 гг., а затем вместе служили с 1946-1951 гг. во Львове, в 1964 году в Военном моторизованном топографическом отряде... »

http://www.aifvs.ru/nomer/526/16-3p.shtml

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 3 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 1165
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.05.09 15:16. Заголовок: Admin пишет: Гомель..


Admin пишет:

 цитата:
Гомель (Белорусь) ОШМАС, 1939, 13-я дивизионная ШМАС, 1941
- Гомельское военное аэрофотограмметрическое училище летом 1941 года переезжает в город Давлеканово, находящийся в Башкирии, где возможно переформируется в ШМАС. В мае 1945 года училище возвращается на запад в город Кировоград Киевского военного округа, а в апреле 1946 года переезжает в город Красноярск. В 1948 году школа аэрофотослужбы переформировывается в Красноярскую ВАШМ СС. До своего расформирования в 1994 года Красноярская военная авиационная школа механиков готовила радиомехаников для РТО полетов: РСП, РСБН, приводных радиостанций, радиопеленгаторов, аппаратуры системы «Воздух».


Некоторые подробности из истории Давлеканово...

 цитата:
...Изучая историю школы № 3, ребята узнали, что в школьном здании в годы Великой Отечественной войны размещалась казарма девушек, обучающихся на военных курсах. Что - либо узнать подробнее об этих курсах в то время не удавалось, так как информация о военных учреждениях, оказывается, была засекреченной. Новое направление в поисковой деятельности школьного краеведческого кружка «Изучение истории Давлекановского Военного авиационного училища разведчиков – ВАУР» появилось в 1990 году, когда группа бывших курсантов ВАУР из г. Уфы под руководством Каримовой Б.К. изъявила желание организовать встречу в Давлеканово, ведь именно отсюда, получив военные специальности, они уходили на фронт. Краеведческий кружок получает задание от Дома пионеров подготовиться к встрече и дает нам адрес Воеводиной З.А. При кружке была сформирована группа «Поиск», которая развернула работу по сбору сведений о ВАУР и ВАУРовцах: встречались с бывшими курсантами ВАУР, проживающими в городе Давлеканово: Астровым И.И., Воеводиной З.А., Гордиенко Н.И., Матвиенко С.Д. По их воспоминаниям, а также архивным документам юные исследователи восстановили историю ВАУР: «По приказу наркома обороны от 12.04. 1942 года на базе Гомельской военной авиационной аэрофотограмметрической школы и летной части Таганрогской военной школы пилотов было сформировано Военное авиационное училище разведчиков ВВС КА с местом дислокации –Давлеканово, БАССР. Начальником училища назначен с 7.08. 1942 года генерал-майор Жуков С.Е.» (ЦА МО, оп 152012, д1)

Лучшие каменные здания в городе были отданы под ВАУР: штаб разместился в здании нынешней школы искусств (ул. Первомайская), санчасть – в здании нынешнего военкомата, учебные корпуса – в зданиях на территории нынешнего филиала Уфимского строительного колледжа (ул. Садовая) и средней школы № 1, рота охраны располагалась в здании средней школы № 6, казарма девушек – в здании школы № 3.

Училище готовило фотолаборантов, фотограмметристов-дешифровальщиков, авиамехаников, стрелков-радистов. Здесь проходили переподготовку опытные летчики для полетов на самолетах Пе – 2, действовали курсы начальствующего состава разведчиков. ВАУР просуществовало в Давлеканово до 1945 года, затем оно было перебазировано в г. Кировоград как офицерская школа, там вскоре, в 1946 году было расформировано.

Давлекановское ВАУР было единственным в СССР военным учреждением, готовившим кадры аэрофоторазведки для фронта...

http://davlekanovoshcool.narod.ru/2.htm


В тоже время в сообщении №33 в теме "Школы авиаспециалистов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г." прямо говорится о школе младших авиаспециалистов http://shmas.forum24.ru/?1-1-0-00000003-000-0-0-1242465486

 цитата:
...Весной 1942 года маму призвали в Армию, присягу она приняла 20 мая 1942 года. В августе ее отобрали в школу младших авиационных специалистов (ШМАС), которая находилась в Башкирии, на станции Давлеканово. Девушек готовили для обработки и дешифровки аэрофотоснимков; учили определять количество танков, самолетов, пехоты, виды орудий, отличать истинные объекты от камуфляжных, составлять карты...

http://www.swidnica.ru/juchkova_nina.htm


Возможно в годы войны ШМАС существовала при училище, поскольку там готовили наряду с офицерами и рядовой, и сержантский состав ...

Подготовка переменного состава в Давлекановском разведывательном военно-авиационном училище 1941-1945 гг.
http://ilpilot.narod.ru/vvs_tsifra/gl_7/7.287.html

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 3 
Профиль
Admin
Старший лейтенант




Сообщение: 1167
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.05.09 07:36. Заголовок: Воспоминания Юрия Ва..


Воспоминания Юрия Васильевича Еремеева



Простая жизнь


Шел 1942 год. Мы провожали на войну старшеклассников, но вскоре мы потребовались, чтобы своим трудом помочь фронту. Меня в числе других послали на патронный завод №540 в г. Иркутске.

После непродолжительного обучения мне доверили два станка, где производилась «штамповка сердечника» (свинцовая начинка пули). Сколько прошло через мои пальцы «миллионов смертей» - не сосчитать.

Под Смоленском погиб мой брат, отец был на фронте, мать в госпитале. И я ждал когда мне стукнет 17 лет. От Горвоенкомата мы проходили всеобуч, изучали АЗЫ военного дела, стреляли из автомата.

Наконец Горвоенкомат отправил нас в г. Красноярск, а оттуда в г. Черногорск и так я стал курсантом школы летчиков-истребителей.

Не повезло! Война закончилась и нас отправили в разные гарнизоны для продолжения службы. Но вскоре я попал в г. Красноярск в школу Аэрофотослужбы, после окончания которой был направлен в Германию в 1947 году.

Служить мне пришлось во многих городах в Бранденбурге, Потсдаме и др. Часто ездили на экскурсии, видели крематорские печи, бараки с колючей проволокой, где жили люди, камеру где сидел и был расстрелян Тельман и т.д.

Я работал в штабе Армии фотограмметристом* – дешифровщиком и все что снималось с самолетов, мы обязаны дешифровать объекты на фотоснимках. Поскольку я служил в истребительных полках, я знал и дружил со многими летчиками, многие из них были героями Советского Союза.

В то время обстановка у нас с Америкой была неблагоприятная, поскольку хоть Берлин был разделен на 4 сектора, а попасть туда американцам приходилось только воздушным транспортом. Нарушалась граница раздела, и сбивались их самолеты.

В 1952 году, после восьмилетней службы я демобилизовался из армии. Мне предлагали остаться оставаться служить на сверхурочную службу, куда мол без специальности пойдешь работать? Но я не побоялся никакой работы, было все интересно в этой жизни. Работал в Геологоуправлении – светокопировщиком; в Иркутской студии кинохроники – электриком и помощником кинооператора, инкассатором Областного банка; на Куйбышевском заводе токарь-расточник: в Шелехово на Алюминиевом заводе - электолизником на ваннах. На последнем месте проработал 11 лет. Тяжелый и опасный труд, но прекрасный, как на фронте, но трудовом...

http://www.lyceum2.org/projects/vov_0305/eremeev.html


Из последнего сообщения следует, что школа аэрофотослужбы не была расформирована, а продолжила свое существование в Красноярске.

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 4 
Профиль
Ответов - 138 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 233
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 46 месте в рейтинге
Текстовая версия

Наш чат:


Наши партнеры:

Форум авиатехников

tof.2bb.ru Пограничник

Forumavia.ru Форумы на Airforce.ru

ArmyRus.ru Bigler.ru

Aviation in local war ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ

Locations of visitors to this page

Посетители сегодня:

counter map