Нашему Форуму - 11 лет!

Поздравляем со 105-й годовщиной первого массового набора в ШМАС!

"В самом начале войны, 19 сентября 1914 года, в Гатчинскую авиционную школу прибыло 1130 молодых солдат для обучения наземным авиационным специальностям, поскольку в авиационных отрядах и ротах, выполнявших боевую деятельность, стало не до обучения младших авиационных специалистов. Прибывшие были разбиты на 5 рот, и, получив необходимые знания, в том же году отправились на фронт в авиационные части..."


АвторСообщение
Старший лейтенант




Сообщение: 16
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.08 15:55. Заголовок: Полный список ШМАС СССР (продолжение)


Что объединяет ВВС, ПВО, ВМФ и ПогранВойска? - То же, что и авиаспециалистов, - Авиация!

Наиболее полный список ШМАС, ВАШМ и т.д. (перечень пополняется и редактируется на основании сообщений гостей и участников форума!)

Внимание! Отдельных, воинственно настроенных, граждан и представителей спецслужб просим не беспокоиться!
Все данные не содержат ни какой военной или государственной тайны и собраны из открытых источников (Интернет, периодические издания, книги и воспоминания).

Профессия военного авиамеханика, младшего авиационного специалиста уходит в прошлое и становится нашей историей.
Практически все школы (99%) из этого списка расформированы, переданы в состав других войск или на их базе возникли военные авиационно-технические училища!


Тема Сколько было ШМАС в СССР (90-91 гг) и где?<\/u><\/a> впервые была поднята на АВИАЦИОННОМ ФОРУМЕ FORUM-AVIA.RU<\/u><\/a> участником Aviafan.

Затем подхвачена и развита нами там же на теме
Выпускники ШМАС Вспоминаем!<\/u><\/a>.

Продолжена на сайте АГВП "Стрижи"
Сколько было ШМАС в СССР и сколько в Росиии?<\/u><\/a>...

И в связи с переездом форума младших авиаспецов на новый (самостоятельный) ресурс продолжена здесь, на Форуме выпускников ШМАС, как отдельная тема
Полный список ШМАС<\/u><\/a>!

Используемые термины и сокращения:

ШМАС - школа младших авиационных специалистов
ОШМАС - отдельная, окружная или объединенная ШМАС
ВАШМ - военная авиационная школа механиков
ВШАМ - военная школа авиационных механиков
ВАШАМ - военно-авиационная школа авиамехаников.
ШМСС - школа механиков спецслужб или школа младших специалистов связи
ВШМС - военная школа механиков спецслужб или военная школа младших специалистов
ВАШМСС - военно-авиационная школа механиков спецслужб
ВАШ ВСР - военная авиационная школа воздушных стрелков-радистов
ВАШ СБ - военная авиационная школа стрелков-бомбардиров
ШМАСС - школа младших авиационных специалистов связи
ВАШС - военно-авиационная школа связи

Далее в списке школ (первая страница форума) даты означают либо дату создания, либо расформирования, либо дату упоминания в Интернет-публикациях:

Полный список ШМАС<\/u><\/a>

Синим цветом выделены объединенные школы ВМФ, зеленым - школы вне СССР (заграничные).

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса
Спасибо: 10 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 132 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.07.09 18:01. Заголовок: 229-я ВАШМ была пере..


229-я ВАШМ была передислоцирована в гарнизон Вайнеде в июля 1988 года из Энгельса. Туда же возвратилась в июле 1992 года. Готовила специалистов наземных служб для ДА, по некоторым специальностям - для ВВС и по разнарядке генштаба.

Спасибо: 2 
Цитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 1309
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.07.09 11:03. Заголовок: мив пишет: 229-я ВА..


мив пишет:

 цитата:
229-я ВАШМ была передислоцирована в гарнизон Вайнеде в июля 1988 года из Энгельса. Туда же возвратилась в июле 1992 года. Готовила специалистов наземных служб для ДА, по некоторым специальностям - для ВВС и по разнарядке генштаба.


Спасибо! Внес ваши дополнения в "Полный список ШМАС".

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 1310
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.08.09 18:29. Заголовок: Письмо из личной поч..


Письмо из личной почты от Евгения Цветикова...

 цитата:
ШМАС под Ленинградом

Владимир, добрый день!

У вас на форуме есть две строчки:

1. Ирбит (Свердловская область) ШМАС ПВО, 1965. В 1978 году в/ч 03431 была
передислоцирована в Таменгонт (Ленинградская область)

2. Сестрорецк (ст. Горская Ленинградская обл.) ШМАС, в/ч 92764. Филиал
Горской ШМАС (Сестрорецк) в/ч 03431 находилась в пос. Таменгонт
Ленинградской области (спецы ЗАС).

По первой информация краткая, и поэтому точная, хотя и не полная.
По второй строчке - развесистая клюква. Изначально инфа появилась от некоего Олега korolev.by@gmail.com, сообщившего 05/08/2007 в 18:58:10, что: "ШМАС ,или ШАС ст.Горская г.Сестрорецк, под Питером в.ч 0343..... срок обучения 4-6 месяцев.РСБН , ПРМГ, ЗАС. Я там обучался в 1989 гг. Авиация ПВО"
Затем он 05/08/2007 в 20:41:01 вспомнил, что: "В Горской школе (Сестрорецк) было отдельное потразделение по засу, где не помню .Где-то на той стороне Финского залива.Выпускали сразу сержантов! Вспомнил! Филиал Горской ШМС(Сестрорецк) находился в пос.Таменгонт Ленингр.обл( спецы ЗАС)"

Однако о Таменгонте в Горской (именно в Горской, а не в Сестрорецке) действительно ходили легенды и мифы, поэтому Олег и не знал, а только лишь слышал, что где-то там, что-то так и как-то сяк... В действительности в Сестрорецке не было никакой ШМАС, она была в Таменгонте, а её филиал находился в Горской (где и служил Олег). Эта ШМАС в то время, которое описывает Олег, выпускала специалистов по 6 специальностям, не считая узких специализаций в пределах каждой специальности. В Таменгонте готовили специалистов метеослужбы, в Горской - не знаю, пусть горские сами и рассказывают, если вспомнят, а не выдумывают про Таменгонт.

Далее, уже на форуме SNV (Стёпин Николай Валентинович) snv2009@rambler.ru пишет:
"Я закончил ШМАС (в\ч 92764, недалеко от станции "Лисий Нос" под Ленинградом) по специальности радиомеханик РСБН-4 (ВУС-166) в 1977г. В учетно-послужной карточке написано ВШМАС. Т.к. это было давно (в 1977г.), то к сожалению название ж.-д. станции, на
которой находилась ШМАС, не помню. Но в увольнение ездили на станцию "Лисий Нос" (это через 2-3 станции в направлении Ленинграда), а в баню - в Петрозаводск.
Школа готовила радиомехаников для систем ближней и дальней радионавигации, посадочных радиомаячных групп (ПРМГ, курсовые и глиссадные маяки) и т.п. Для какого рода войск готовили нас не знаю (может и для ВВС и для ПВО), но я после выпуска попал на аэродром ПВО под Балахной (полк перехватчиков МиГ-25) радиомехаником ПРМГ-4.
Так что не знаю даже, в каком разделе по роду войск создавать тему, да и стоит ли (остались только удостоверение, учетно-послужная карточка и выпускное фото нашего взвода на память). Обучение в ШМАС закончилось через 5,5 месяцев.
А аббревиатура ВШМАС у меня только в учетно-послужной карточке, а на общем фото ШМАС. И в баню ездили конечно не в Петрозаводск, а в Сестрорецк."

И здесь у вас уже пошла путаница, потому что Николай служил ещё раньше, и забыл ещё больше. Он опять упоминает Сестрорецк, тогда как его часть находилась в Горской, к тому же это не та часть. Это совсем другая ШМАС, которая даже не ШМАС, а ВШМАС. В 1978 году ВШМАС в\ч 92764 прекратила своё существование в Горской (я не знаю, была ли она расформирована или передислоцирована), а на её территории расположилась переведённая (по-видимому, из Ирбита) 03431 с несколькими буквенными индексами.
Информация о 1978 годе получена мною от телефонистки коммутатора части 03431. В недрах интернета я встретился с человеком, знавшим моих сослуживцев ещё по Ирбиту, то есть до 1978 года. На берегах Финского залива эта часть просуществовала лет 20, после чего на рубеже веков снова была передислоцирована куда-то, куда я уже не знаю. В настоящее время на территории таменгонтской части находится часть 90450 (тот самый зрдн, о котором упоминают в викимапии). Этот номер совпадает с номером части, находившейся в Лиепае, но, похоже, это лишь совпадение. На территории Горской части также разгуливают солдатики.

Далее Варяг 17.01.09 в 14:17 подлил масла в огонь, дав ссылку на одноклассники:
"из одноклассников в сообществе зарегистрировано 161 человек.
Россия > Ленинградская область > Санкт-Петербург
Армия: в/ч 03431
Таменгонт
Увольнение 1986 (11) Увольнение 1984-1988 (41) Служба 1985-1986 (27) Полный
список (161) "

К счастью ли, к сожалению ли, но как этот так называемый "полный список", так и в целом информация на од-ках является отчасти дезинформацией, которая начинается уже с названия части. Это не был "взвод постоянного состава (ВПС)". И это не был "не помню".
Это не была также ни учебка метеонаблюдателей войск ПВО, ни Учебка шифровальщиков войск ПВО. Это была просто ШМАС, каких много в Вашем списке, но которая была разделена на две части так, что её начало (1-я и 2-я роты) находились в Таменгонте, а конец (роты с 3-й по 6-ю) - в Горской. Сестрорецк тут никаким боком не задет. Он является всего лишь одной из станций по пути из Ленинграда в Горскую или обратно. У меня в памяти почему-то вертится номер этой ШМАС, но порывшись в своих бумагах, я нигде его не обнаружил, поэтому и называть его не буду, ибо память может соврать. Короче говоря, сестрорецкая строчка должна быть на букву Г и выглядеть примерно так:

2. Горская Ленинградской обл., ШМАС, в/ч 03431.

На десерт прикладываю один документик с небольшой купюрой.

Всего доброго.
Евгений.


Да нет возражений! Только номер части в Горской, до выяснения всех обстоятельств, я оставлю пока прежним - в\ч 92764 !

Горская (Ленинградской обл.) ШМАС, в/ч 92764, 1978

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 1312
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.08.09 13:14. Заголовок: Сообщение с сайта Ст..


Сообщение с сайта Стрижей на теме "5-я ВАШМ; Вышний Волочек; в/ч 74326"

 цитата:
«Сергей(Guest) Re: 5-я ВАШМ; Вышний Волочек; в/ч 74326
Ответ #39 - 28.02.2008 :: 10:27:45

Служил с осени 1985 по весну 1986 года 1-я рота 1 -го батальена. В учебке в то время служило около 1500 человек. И в райне церквей в монашеских кельях отдельно обучались на водителей спецтранспорта, и помоему к нам не относились. Казармы распологались по периметру платца, между ними был учебный корпус. Был учебный аэродром и много складов. Возили также в караул на огромный склад окружного значения, если не изменяет память по периментру было около5 км. Была даже теплица. А возле КПП были вещевые склады куда нас частенько гоняли на работу, там мы разживались воинскими значками, которые изымали сержанты.»
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Denvo (Гость) Re: 5-я ВАШМ; Вышний Волочек; в/ч 74326
Ответ #52 - Вчера :: 16:29:39

В районе собора и церкви, возле санчасти, располагалась в/ч 21924 - тоже ВАШМ. Имела две роты - одна готовила водителей спецтранспорта для аэродромов, вторая-готовила механиков СД (самолет-двигатель) самолетов ИЛ28, Л29, Л39, МИГ21, МИГ23. Служил в этой части 1982-1983. Насколько знаю, в начале 90-х часть перешла как 6-ой батальон в в/ч 74326.



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 1396
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.09 09:10. Заголовок: Письмо с сайта shmas..


Письмо с сайта shmas.okis.ru

 цитата:
Добрый день! Не нашел в списках свою ШМАС-п.Марциена, Латвия. Изучали беспилотные самолеты разведчики "БСР"!

C уважением, Cергей
2009:12:11 в 06:04:04


Вот те на! Я то по наивности думал, что беспилотники - совсекретное оружие 90-х годов прошлого века и наш брат, рядовой авиамеханик, даже в глаза их не видел и слухом не слыхивал! Однако история гласит следующее:

 цитата:
Беспилотные самолеты-разведчики (БСР) - сравнительно новый тип ЛА, вошедший в состав военной авиации ряда стран немногим более тридцати лет назад. По сравнению с пилотируемыми собратьями эта техника существенно дешевле за счет упрощенной конструкции и минимального состава бортового оборудования. Комплексы беспилотной разведки обла-дают высокой автономностью и не требуют аэродромов для базирования, т.к. запуск производится со специальных мобильных пусковых установок.
В Советском Союзе БСР 1-го поколения Ла-17Р и Ту-123 поступили на вооружение в начале 60-х гг. Тактический беспилотный самолет-разведчик одноразового применения Ла-17Р (ТБР-1, изд.204) создан в 1959 г. ОКБ С.А. Лавочкина на базе беспилотной мишени Ла-17М (изд.203). Летные испытания самолет прошел на полигоне НИИ ВВС в Ахтубинске и в 1962 г. принят на вооружение. В том же году Смоленский авиазавод развернул его серийное производство, продолжавшееся около трех лет. В 1965 г. этот дистанционно пилотируемый летательный аппарат (ДПЛА) был модифицирован и получил обозначение Ла-17РМ (изд.204М). ТБР-1 - цельнометаллический среднеплан с прямоугольными в плане крылом и оперением...

Журнал "Авиация и время" №6 1996 год
Альфред В. Матусевич
http://www.cnw.mk.ua/weapons/airforce/razv/tu/index.htm




БСР Ла-17Р http://www.airwar.ru/enc/bpla/la17r.html и Ту-123 Ястреб http://www.airwar.ru/enc/spy/tu123.html
Дополнительные источники http://dpla.ru/La17.htm и http://airbase.ru/sb/russia/tupolev/123/index.htm

В продолжении разговора...сообщение с форума авиа.ру тема: «Авиация ПрибВО - у кого что есть!»

 цитата:
БСР-405:

Кроме всего в ПрибВО еще была и беспилотная авиация. ЦБП и ПЛС в Мадоне, точнее в пос.Марциена. Там кроме этой кормушки (в этом центре было порядка 15 полковников "без полков", человек 30 п/п-ков, остальные бездельники - майоры и пр-ки), было и 3-4 отд.эскадрильи БСР (беспилотных с-тов разведчиков), которые периодически производили пуски БСР. Теперь этот ЦБП в Егорьевске (Моск. обл.) - в\ч 14154.


И еще немного про этот ШМАС...с того же форума авиа.ру тема: «А давайте про отцов!»

 цитата:
021:

РУСИН Геннадий Иванович, 1936 г.р.
Закончил ШМАС в Мадоне(Латвия). Потом 27 лет отдал ВВС.
Механик по электрооборудованию, затем бортмеханик на Ан-14 и Ан-2. Служил в Эстонии, Польше, на Кубе во время кризиса, в Саратовской обл.. Дальше уже я присутствовал: Мончегорск, Нурмолицы (Карелия), Чойр (Монголия), откуда и уволился при выслуге 33 года...



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 4 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 1398
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.09 17:41. Заголовок: Еще одна неопознанна..


Еще одна неопознанная ШМАС...

 цитата:
Дмитрий Маматов.

Служба в армии. Мне несказанно повезло — попал в авиацию. С отличием окончил Нежинскую ШМАС (школа младших авиаспециалистов), готовящую воздушных стрелков-радистов. Боевой полк. Шестилетняя срочная служба была для меня раем. Отличник боевой и политической подготовки. Парашютными прыжками зарабатывал деньги, чтобы дома купили коровку. По демобилизации работал на нескольких предприятиях, в ряде газет...

http://zvonnitca.ucoz.ru/_ld/0/3_RYN.pdf


Есть только один населенный пункт с похожим названием - город Нежин Черниговской области на Украине

Нежин (Черниговская область, Украина) ШМАС готовила ВСР, после 1945

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 4 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 1419
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.09 13:28. Заголовок: Уточнения про ШМАС с..


Уточнения про ШМАС с форума авиа.ру «Тема: О Б АТ О - шники стран С Н Г с о е д и н я й т е с ь»

 цитата:
Коломоец Дима (Riboksin@spaces.ru):

Приветствую всех. Служил срочную. Гайсинский ШМАС, механик УПГ и ЭГУ, далее Лиманский гарнизон БАТО, водитель ТЗ- 7,5
1994-1996 года.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сер-р-рый (rumbula77@yandex.ru):

Коломоец Дима. Да мы с тобой земели! Тот-же ШМАС - Гайсин. ГЗУ и АКДС. Правда, в 75-м ;). Но все равно приятно будет пообщаться....


и

 цитата:
Криворчук Игорь (Iqorkrivorchuk@mail.ru):

1982-83 ВАШМ Медвежьи Озёра мех АКДС АКДСком взвода кап Цогла. 1983-84 рота охраны в/ч 32833 Кедайняй (Литва) ком. роты кап.Кауфман Ф.Ф.. Бальону привет. Это навсегда!
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Криворчук Игорь:

Щёлковский р-н, д.Медвежьи Озёра, Новый городок в/ч 06772, ком. подполк Татевосян
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Криворчук игорь:

Механики АКЗС,АКДС,ТЗ,КПМ,аккумуляторщики...для ВТА.



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 1432
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.09 17:42. Заголовок: Из Полного списка ШМ..


Из Полного списка ШМАС...

 цитата:
Пенза (1944). В 1946 68-я ШМАС была преобразована в военную школу авиационных механиков (ВШАМ), а в апреле 1947 переведена в Ульяновск, потом в Полесск (1950), потом в Калининград (1957) и в 1966 преобразована в Калининградское ВАТУ!


Дополнительная информация

 цитата:
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Рождение Калининградского военного авиационно-технического училища связано с периодом Великой Отечественной войны.
В августе 1944 года была сформирована школа младших авиационных специалистов истребительной авиации ПВО страны. В этот период школа подготовила сотни авиационных механиков, мотористов, мастеров по радиоприборам, вооружению и метеонаблюдателей, которые в сложных условиях успешно готовили самолеты к боевым вылетам.
В ноябре 1948 года школа получила наименование Ульяновской военно-авиационной школы механиков.
С 1966 года школа реорганизована в Калининградское военное авиационно-техническое училище и в 1969 году был произведен первый выпуск офицеров. За эти годы училище подготовило сотни высококвалифицированных офицеров-техников Военно-Воздушных Сил страны, в том числе 160 выпускников приказом Министра обороны СССР занесены на доску Почета училища.


Надпись на ЗНАМЕНИ Калининградского ВАТУ -
«УЛЬЯНОВСКАЯ ВОЕННАЯ ШКОЛА АВИАЦИОННЫХ МЕХАНИКОВ»

http://www.forumavia.ru/forum/5/9/9002217728928621713471108055259_349.shtml


И еще немного с другого сайта...

 цитата:
Выписка из приказа Министра обороны СССР № 0143 от 16 июля 1966 года.
Во исполнение постановления Коллегии Министерства обороны СССР от 15 апреля 1966 г. ПРИКАЗЫВАЮ:
...
П.2. РЕОРГАНИЗОВАТЬ к 1 сентября 1966 г. 27 военную авиационную школу механиков (г. Калининград) в Калининградское военное авиационно-техническое училище численностью 975 курсантов.
Срок обучения установить 3 года.

Таким образом, Пензенская школа младших авиационных специалистов положила начало истории Калининградского военного авиационно-технического училища.

В январе 1967 в Калининградское ВАТУ из Харьковского ВАТУ переводят 1 взвод 5 роты и неторых офицеров среди них был и к-н Хазанов,прибыли курсанты и с Ризкого ВАТУ(РВВАИУ им. Яна Алксниса)



http://nikarmy.z83.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=16:2009-10-15-21-01-31&catid=10:2009-10-15-21-00-32&Itemid=35



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 1436
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.09 11:45. Заголовок: Из Полного списка ШМ..


Из Полного списка ШМАС

 цитата:
Курган (Курганской области), Лугинская ВАШМ, бывшая Слободская ВАШМ эвакуирована в 1941 из г.Слободской Кировской области


Уточнение из письма с сайта shmas.okis.ru

 цитата:
На ст. Бада Читинской области размещалась в семидесятые годы не ШМАС, а 89-я Лугинская военная авиационная школа механиков, и № в\ч - 74984. Может быть всё изменилось потом? Путь школы командиры нам расказывали такой: Лугины (где-то на Украине) - Шадринск - Бада.

C уважением, Петр


Вот только с населенным пунктом, исторической прародиной этой ВАШМ, проблема! Место первичной дислокации - г. Луга (Псковская обл.) или Луги (Виннницкая область), а может быть, как утверждает автор последнего замечания, - Лугины (Житомирская область)????

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 4 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 1442
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.09 12:34. Заголовок: Еще раз вернусь к во..


Еще раз вернусь к воспоминаниям Евгения МОВА «ПЯТЬ ВСТРЕЧ С ГЕРМАНИЕЙ (40-е, 50-е, 60-е и двухтысячные годы)»

 цитата:
...В конце 1948 года в 16-й воздушной армии случилось чрезвычайное происшествие. Молодой лётчик, только что прибывший из Союза, перелетел в американскую зону оккупации и попросил там политического убежища. Наказали тогда многих, и в числе прочих отца как начальника отделения кадров 3-й Гвардейской истребительной авиадивизии, хотя он этого перебежчика в глаза не видел. Его понизили в должности: в начале 1949 года перевели служить преподавателем авиатехнического класса в 50-ю Военную авиационную школу механиков спецслужб в Прикарпатском военном округе.
В течение следующих трёх лет нам довелось побывать в городах Проскурове, Староконстантинове и на станции Вапнярка.
Жили мы с отцом и матерью и в палатках на военных аэродромах, и в офицерских общежитиях военных городков, и на съёмных квартирах.
Часто ночью вскакивали по боевой тревоге. Это были годы жестокой борьбы с бандеровцами на Западной Украине. Однажды провели с мамой на аэродроме несколько бессонных ночей, ожидая отца, который улетел в командировку в столицу "бандеровщины" - Коломыю, почти достиг цели, но из-за поломки самолёта совершил вынужденную посадку на лесной поляне и затем долго выбирался к ближайшему населённому пункту. Но это уже совсем другая тема...

http://zhurnal.lib.ru/m/mowa_e_n/fivemeetingswithgermany-1.shtml


Так что же эта за школа - 50-я Военная авиационная школа механиков спецслужб в Прикарпатском военном округе в 1949 году?

1. 50-я ШМАС в/ч 33770, что дислоцировалась в Виннице (Украина)- ?

2. Школа механиков спецслужб (ШМСС) в/ч 64369, что располагалась в Вапнярке (Томашпольский район Винницкая область, Украина) - ? Но она, как утверждают ветераны школы, создана лишь в 1951 году
.

Но на одном из сайтов по поиску работы увидел такое объявление:

 цитата:
Название курса: Эксплуатация электронной автоматики самолетов
Учебное заведение: 50-я военная авиационная школа механиков Министерства обороны СССР (1968 г.)., г. Москва
Продолжительность: 1968 -1968 г.
Дата окончания: Ноябрь 1968 года

http://4912.superjob.ru/resume/?id=5051229


Знает ли кто-нибудь об этой школе?

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 6 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 1443
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.09 13:34. Заголовок: Из материалов статьи..


Из материалов статьи «Боевой состав ВС СССР - ввод войск в Венгрию (1956 г. - операция "Вихрь"» следует, что в этой операции принимали участие следующие авиаподразделения ВВС и ПВО:

195-я гвардейская Днепропетровская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого истребительная авиадивизия (Папа, в/ч 19066) – потерь не имела:


* 1-й гвардейский Красногвардейский Краснознаменный орденов Ленина и Кутузова истребительный авиационный полк (Текель, в/ч 49701), места базирования 1-го гв. ИАП (позднее 1-го гв. апиб (Кунмадараш,Венгрия)):

    § Май 1945 г - аэродром Дрезден, Германия

    § Июнь 1945 г. - аэродром Прага, Чехословакия

    § 1946-1950г. - аэродром Веспрем, Венгрия

    § 1950-1961 г. - аэродром Текель, Венгрия. Когда начались события 24-27 октября 1956 года полк МиГ-17-х перебросили в Веспрем.

    § 1961-1990-е гг. - аэродром Кунмадараш, Венгрия


* 5-й гвардейский Берлинский Краснознаменный ордена Богдана Хмельницкого истребительный авиационный полк (Папа, в/ч 23301);

* 14-й гвардейский Ленинградский Краснознаменный ордена Суворова III степени им. А. Жданова истребительный авиационный полк (в/ч 55711).
...
А также известно об участии следующих частей и подразделений:

...
· Части ВВС:


* 48-й отдельный разведывательный авиаполк 57-й ВА (самолеты ИЛ-28р)

* ВАШМ Челябинского ВАТУ ДА в октябре 1956 года была переброшена в город Веспрем (Венгрия), а в декабре того же года выведена в Одессу (потерь не имела).

* 38-я военная авиационая школа авиационных механиков ВВС (сводный отряд)

* 229-й военно-транспортный авиационный полк.

* 336-й военно-транспортный авиационный полк (потерь не имел).

* 338-й военно-транспортный авиационный полк (потерь не имел).

* 374-й военно-транспортный авиационный полк (потерь не имел).

* 930-й военно-транспортный авиационный полк (потерь не имел).

* 239-й десантно-транспортный авиационный полк (Ми-4) (потерь не имел).

* 825-й десантно-транспортный авиационный полк (МИ-4) (потерь не имел).

http://ryadovoy.ru/militarizm/ibsostav/Boewij_sostaw_Hungary_1956_v4_01_site.htm


Кроме уже известной нам ВАШМ Челябинского ВАТУ ДА упомянута и 38-я военная авиационая школа авиационных механиков ВВС (сводный отряд).

Еще одна загадка! - 38-я военная авиационая школа авиационных механиков ВВС.

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 4 
ПрофильЦитата Ответить
Сержант




Сообщение: 1
Зарегистрирован: 13.01.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.10 14:45. Заголовок: Из Полного списка ШМ..


Из «Полного списка ШМАС»

 цитата:
Кременчуг Кременчугская ВАШ стрелков-бомбардиров, 1941


Вот ее история

 цитата:
В 1940 году Леонид закончил школу и поступил в Кременчугское авиаучилище стрелков-бомбардиров, осуществив свою заветную мечту. Училище перевели сначала в Харьков, затем в Актюбинск, а потом в Чирчик Узбекской ССР, где по ускоренной программе (фронту нужны были специалисты) и закончил его. После окончания училища попал в 11-ю мотострелковую бригаду при 10 танковом корпусе. Когда началась война, то в первые месяцы враг бомбил аэродромы, и погибло много боевой авиатехники.

http://4friends.od.ua/~porto-fr/print.php?art_num=art018&year=2009&nnumb=17




Спасибо: 4 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 1474
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.10 16:19. Заголовок: ШМАС пишет: Кременч..


ШМАС пишет:

 цитата:
Кременчугское авиаучилище стрелков-бомбардиров, осуществив свою заветную мечту. Училище перевели сначала в Харьков, затем в Актюбинск, а потом в Чирчик Узбекской ССР


Спасибо за инфу!
Но в том же 1941 году в Харькове была своя ХВАШСБ, которая, как гласит история, в 1941 была эвакуирована в Красноярск, а в том же Чирчике базировалась Ташкентская военная школа стрелков-бомбардиров (ТВАШСБ).

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 15.01.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.01.10 10:19. Заголовок: В списках школ не..



В списках школ не нашёл, но точно знаю, что в 50-х годах в Чернигове была школа ( ВАШМ?), готовившая водителей. Какая есть по ней информация?

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 1476
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.01.10 12:29. Заголовок: Alex44 пишет: В спи..


Alex44 пишет:

 цитата:
В списках школ не нашёл, но точно знаю, что в 50-х годах в Чернигове была школа ( ВАШМ?), готовившая водителей. Какая есть по ней информация?


Нет никакой информации. Поэтому и нет ее в «Полном списке».

1. Возможно это была школа для водителей ОБАТО...

2. Вполне возможно, что это бывшая нежинская школа ВСР, которая после 1945 года стала готовить военных водителей аэродромной техники.

 цитата:
Нежин (Черниговская область, Украина) ШМАС готовила ВСР, после 1945


3. И последний возможный вариант - это ШМАС при Черниговском высшем военном авиационном училище летчиков имени Ленинского комсомола.

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2
Зарегистрирован: 15.01.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.01.10 06:59. Заголовок: Admin пишет: 3. И п..


Admin пишет:

 цитата:
3. И последний возможный вариант - это ШМАС при Черниговском высшем военном авиационном училище летчиков имени Ленинского комсомола.



Наверное этот вариант надо исключить. Связывался с ветераном Черниговского ВВАУЛ полковником в отставке Байнетовым Д.,служившим в училище в те годы,занимавшегося и занимающимся историей училища - он не подтверждает ШМАС в составе училища.

Admin пишет:

 цитата:
1. Возможно это была школа для водителей ОБАТО...


Однозначно - водителей ТЗ готовили, по другим машинам - неизвестно.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 4
Зарегистрирован: 15.01.10
Откуда: Россия, Екатеринбург
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.01.10 17:20. Заголовок: Admin Admin пишет: ..


Admin пишет:

 цитата:
Читайте Правила форума


Приношу свои извинения за неуместную шутку. Да. правила прочитал поверхностно, поскольку они практически везде одинаковы, не вникая в суть.

Хочу дополнить по полному списку ШМАС. В г.Олаве (4ВА, СГВ) дислоцировалась 722 ШМАС (вч пп 27385).Уточняю годы создания и расформирования.

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 1495
Настроение: боевое
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.01.10 17:24. Заголовок: Alex44 пишет: Уточн..


Alex44 пишет:

 цитата:
Уточняю годы создания и расформирования.


Ждем-с с нетерпением уточнений...

БОЕВОЙ СОСТАВ советской авиации в Польше 1945-1992 г.г.
http://sgvavia.ru/forum/10-57-1

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 27
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.02.10 12:48. Заголовок: Из Полного списка ШМ..


Запись из нашего чата от 23 февраля, сделанная в 01:43:

lit: orenburg, в\ч 15542б шмас

Из Полного списка ШМАС:

Оренбург 2-е Чкаловское ВАУ переименовывается во 2-ю Чкаловскую ВАШ стрелков-бомбардиров, 1941. Есть упоминание о 35-й авиационной школе младших специалистов, 1941.

Результат интернет-поиска этой ШМАС:

в/ч 15542 шмас - http://wikimapia.org/12943321/ru/в-ч-15542-шмас

Коллеги! Если уж пишите в чат, то желательно поподробней...город, номер школы, номер в/ч, рота, взвод, командиры...

Итого с дополнением имеем:

Оренбург 2-е Чкаловское ВАУ переименовывается во 2-ю Чкаловскую ВАШ стрелков-бомбардиров, 1941. 35-я ШМАС, 1941. В/Ч 15542(б).


"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 8 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 124
Зарегистрирован: 05.12.08
Откуда: Украина, Донецк
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.10 16:56. Заголовок: Admin В посту №17 ..


Admin

В посту №17 Вами перечислен полный список ШМАС в алфавитном порядке, но информации за их мало. Так например хотелось бы узнать какие специальностям готовила каждая школа и на какие модели ЛА хотя бы начиная с 60-х годов и до настоящего времени. Форумчане думаю откликнулись бы с помощью.

Например: г.Алуксне (Латвия) ШМАС- 19, в/ч 33746. В 1966 году ШМАС была передислоцирована из села Камень-Рыболов Приморского края, готовила механиков по самолету и двигателю (СД) на МиГ-17, ИЛ-12,ИЛ-28,ТУ-16 Л-29, МИ-8. Расформирована в 1991г.

Кто служил позже 70-х годов возможно внесли бы свои дополнения. Интересно было бы знать готовили специалистов на более современную технику? Или же как меня в 75-м году выпустили механиком по СД на Миг-17, которые в уже в то время практически были сняты с вооружения, а в полках пришлось осваивать намного современную технику МиГов, СУшек, и т.д.

1975-ВАШМ №19 г.Алуксне
1975-1977 СГВ 18-й ИБАП г.Шпротава
Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 78
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.10 17:54. Заголовок: Хан пишет: В посту ..


Хан пишет:

 цитата:
В посту №17 Вами перечислен полный список ШМАС в алфавитном порядке, но информации за их мало. Так например хотелось бы узнать какие специальностям готовила каждая школа и на какие модели ЛА хотя бы начиная с 60-х годов и до настоящего времени. Форумчане думаю откликнулись бы с помощью.


Именно для этого и создан форум - для накопления информации о школах, но сделать это здесь тяжело: размер сообщения ограничен 50 000 символами. На Стрижах было еще меньше, приходилось список разбивать на 2 части...

Следующий шаг после накопления информации о каждой школе - на отдельном сайте, например http://shmas.okis.ru/ , создается список ШМАС (примерно такой как на странице http://shmas.okis.ru/history.html ) в виде гипертекста, т.е. шелкнул по строке "школа такая-то" , открывается страница этой школы, где лежит все, что вы хотели бы узнать об этой ШМАС, ВАШМ и т.д.

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 4 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.03.10 10:54. Заголовок: lit


в п.Кушкуль Оренбург был шмас вч15542.готовили механиков акзc, апа, гсм, сваршиков,акумулятощиков.Командир части подполковник Балышев, зам.маер Пыхов, замполит маер Протасов. Ком.1роты м-р Жук, 2 роты м-р Акопиан.(1989)

Спасибо: 4 
Цитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 80
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.03.10 11:37. Заголовок: lit пишет: в п.Кушк..


lit пишет:

 цитата:
в п.Кушкуль Оренбург был шмас вч 15542.готовили механиков акзc, апа, гсм, сваршиков, акумулятощиков. Командир части подполковник Балышев, зам. майор Пыхов, замполит майор Протасов. Ком.1роты м-р Жук, 2 роты м-р Акопиан.(1989)


Спасибо за уточнение!

Скорее всего это уже учтенная в Полном списке ШМАС

 цитата:
Оренбург 2-е Чкаловское ВАУ переименовывается во 2-ю Чкаловскую ВАШ стрелков-бомбардиров, 1941. 35-я ШМАС, 1941. В/Ч 15542(б).


Регистрируйтесь на форуме и давайте продолжим ваши воспоминания на теме «35-я ШМАС Оренбург (Кушкуль) в/ч 15542»
http://shmas.forum24.ru/?1-6-0-00000009-000-0-0-1269938155 !



"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 4 
ПрофильЦитата Ответить
Тайный советник




Сообщение: 28
Зарегистрирован: 02.02.09
Откуда: Россійская Имперія, Санктъ-Петербургъ
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.04.10 12:34. Заголовок: Из «Полного списка Ш..


Из «Полного списка ШМАС»

 цитата:
Горелово (Ленинградская область), ОШМАС, 1939


Нашлись некоторые подробности об этой школе

 цитата:
Началось все еще в 1932 г., когда по плану оборонных мероприятий в местечке Горелово в 24 км южнее Ленинграда (сегодня это уже практически пригород Санкт-Петербурга) началось строительство авиагородка, а также аэродромов Витино и Горелово. Эти объекты предназначались для развертывания истребительной бригады, создаваемой специально для прикрытия Ленинграда. Хотя строительные работы в основном были завершены только в 1939 г., уже в мае 1935-го приказом Командующего войсками ЛВО №004 и его же директивой за №4647сс от 20 мая 1935 г. в гарнизоне Горелово приступили к формированию Управления 400-й истребительной авиабригады. Кадры для Управления бригады собирались из разных военных округов приказами Наркома Обороны. К 8 мая были сформированы Управление 400-й ИАБр, 400-й авиапарк, 44-я рота связи и 44-й авиаполигон. 27 — 28 мая в состав бригады были включены летные части: 11-я ИАЭ из Кречевиц и 12-я ИАЭ из Детского села перелетели в Витино. Обе эскадрильи были полностью укомплектованы истребителями-бипланами И-5 (всего 31 машина).

Первое время обязанности командира бригады исполнял командир 11-й ИАЭ Петкевич, а с июля 1935 г. в должность вступил полковник А.Д. ванов. Тогда же в составе бригады была сформирована 400-я школа младших авиаспециалистов (ШМАС). Бригада одной из первых в стране начала перевооружение на новейшие по тем временам истребители И-16.
Первой «ишаки» 4-го типа получила 12-я ИАЭ. До наступления зимы 400-я ИАБр приняла всего 37 И-16, однако освоение их шло со «скрипом»: к концу сентября на обладавший «норовистым» характером истребитель переучились только девять летчиков...

http://histavia.avia-hobby.ru/promo/35.pdf


Горелово (Ленинградская область), 400-я школа младших авиаспециалистов (ШМАС), 1935, ОШМАС, 1939

Честь имею! Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 91
Зарегистрирован: 19.09.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.04.10 12:13. Заголовок: ШМАС ВМФ


Я стал читателем АРХИВА ВМФ.

Удивительное место. Не приходилось быать в таких запасниках.

Первый поход был ознакомительным. Задача была понять , как строить поиск. Посмотрел несколько католог.

ВООБЩЕМ Я В ШОКЕ- МАТЕРИАЛА ОЧЕНЬ МНОГО И НАШ СПИСОК ШМАС ПО ВМФ МОЖНО ПОПОЛНИТЬ НА ДЕСЯТОК ШКОЛ. МНОГИЕ СУЩЕСТВОВАЛИ ПРИ АВИАЦИОННЫХ ДИВИЗИЯХ И БРИГАДАХ. ИМЕЛИ ТЕ-ЖЕ НОМЕРА, ЧТО И СОЕДИНЕНИЯ. ИХ БЫЛО МНОГО В ПЕРИОД 1933-38. Я сегодня смотрел материалы 1917-1940 годов. ОДНО ТОЧНО, ЧТО РАБОТА В АРХИВЕ МОЖЕТ ЗАТЯНУТЬСЯ. К СОЖАЛЕНИЮ МАЛО ВРЕМЕНИ И НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ТАМ ДОЛГО НАХОДИТЬСЯ.

Севастополь ЧФ ШКОЛА МОТОРИСТОВ 1921
8-ой ШМАС БФ 1929
31-ый ШМАС БФ Петергоф 1936
42-я ШМАС ЧФ 1936
46-я ШМАС переформирована в 506 ШМАС в 1933
71-я ШМАС ЧФ 1936
110-я ШМАС ЧФ 1936
ШКОЛА МА в Баку 1918 (Упразднена)

ТОФ
28-я ШМАС 1934 28-я бригада.
Объединённая ШМАС ТОФ 1938
8- ой ШМАС 1935-38
20-я ШМАС 1939 115 полк
42-я ШМАС 1935 125 бригада.

Прикинте сколько работы на несколько лет, а я ещё не переписал карточки БФ.

ОЧЕНЬ ЛЮБОПЫТНОЕ МЕСТО АРХИФ РГАВМФ .

ШМАС 34278(Е) 1987
Кневичи в/ч 51367(3АЭ) 1988-89
Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Сообщение: 116
Настроение: Боевое
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.04.10 12:21. Заголовок: Дежурный по кубрику ..


Дежурный по кубрику пишет:

 цитата:
Я стал читателем АРХИВА ВМФ.

...МАТЕРИАЛА ОЧЕНЬ МНОГО И НАШ СПИСОК ШМАС ПО ВМФ МОЖНО ПОПОЛНИТЬ НА ДЕСЯТОК ШКОЛ. МНОГИЕ СУЩЕСТВОВАЛИ ПРИ АВИАЦИОННЫХ ДИВИЗИЯХ И БРИГАДАХ. ИМЕЛИ ТЕ-ЖЕ НОМЕРА, ЧТО И СОЕДИНЕНИЯ. ИХ БЫЛО МНОГО В ПЕРИОД 1933-38. Я сегодня смотрел материалы 1917-1940 годов...


Спасибо большое от всех ШМАСовцев, Дежурный по кубрику!

А места их дислокаций установить не удалось?

"Безопасность полетов начинается на земле!"
Бывший авиамеханик, ныне - Поручик запаса.
Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 92
Зарегистрирован: 19.09.08
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.04.10 18:06. Заголовок: БУДУ РАБОТАТЬ НАД ВО..


БУДУ РАБОТАТЬ НАД ВОПРОСОМ. ПОХОД БЫЛ ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫМ.

Это я смотрел не материалы , а картотеку. Чуть позже. Скорее всего после майских.


ШМАС 34278(Е) 1987
Кневичи в/ч 51367(3АЭ) 1988-89
Спасибо: 4 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.09.10 17:52. Заголовок: Краткая справка по и..


Краткая справка по истории 5-ой Военно-авиационной школы механиков.

5-я ВАШМ была сформирована на территории Белоруссии в 1946 году для обучения будущих механиков самолетов по радиооборудованию. Затем она была перебазирована в город Нижнеудинск, Иркутской области. В апреле 1967 года 5-я ВАШМ передислоцируется в город Вышний Волочек, Тверской области. Одновременно, из города Сретенска, Читинской области в Вышний Волочек переводится 53-я ШМАС, готовившая механиков по фотооборудованию самолетов. Приказом Главкома ВВС в 1969 году школы объединяются и 53-я ШМАС вливается в состав 5-ой ВАШМ.

В 1970 году из города Жердевка, Тамбовской области в Вышний Волочек передислоцируется 235-я ШМАС, готовившая механиков-водителей для обслуживания военных аэродромов. В начале 90-х годов эта школа, на правах учебного батальона, тоже вливается в состав 5-ой ВАШМ. В результате увеличения численного состава школы, 5-я ВАШМ преобразовывается в Учебный Центр ВВС.
В 1998 году, решением Правительства России и Главкомата ВВС РФ, Вышневолоцкий Учебный Центр ВВС (бывшая 5-я ВАШМ) был расформирован. Таким образом, 5-я ВАШМ прекратила свое более чем 50-летнее существование...

http://www.volochek.net/component/option,com_fireboard/Itemid,55/func,view/catid,50/id,2773/


Спасибо: 3 
Цитата Ответить





Сообщение: 38
Настроение: бодрое
Зарегистрирован: 11.09.10
Откуда: Украина, Черкассы
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.09.10 18:52. Заголовок: Знаменитая учебка &..


Знаменитая учебка "Остер-Десна". Мой родственник служил в ней. Что-то в перечне здесь не встретил ее. По-моему на этом сайте
http://talks.guns.ru/forummessage/67/000002-10.htm<\/u><\/a>
О ней можно найти

Два солдата из стройбата заменяют экскаватор, два солдата ВВС, заменяют трактор типа "С". ДМБ-71 Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 5
Зарегистрирован: 15.01.10
Откуда: Россия, Екатеринбург
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.10.10 16:22. Заголовок: Admin пишет: 3. И п..


Admin пишет:

 цитата:
3. И последний возможный вариант - это ШМАС при Черниговском высшем военном авиационном училище летчиков имени Ленинского комсомола



Итак, определился. В Чернигове по состоянию на 1958 год существовала 253 Военная школа механиков спецавтотранспорта ВВС.
Начало и конец её существования неизвестны, но указанный номер и наименование точны - с потугами,но добыл из личного дела отца, служившего там в 1957-58 г.г.

Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 132 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 48
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 54 месте в рейтинге
Текстовая версия

Наш чат:


Наши партнеры:

Форум авиатехников

tof.2bb.ru Пограничник

Forumavia.ru Форумы на Airforce.ru

ArmyRus.ru Bigler.ru

Aviation in local war ФОРУМ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ

Locations of visitors to this page

Посетители сегодня:

counter map